Личностно-ориентированное обучение младших школьников



Личностно-ориентированное
обучение
младших школьников

















Т.М. Симкова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 с. Арзгир





И
нтерес к учению есть там, утверждал В. А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же вызвать интерес у нынешних детей к учёбе, чтобы ребёнок с желанием учился мыслить, рассуждать, доказывать, уметь отстаивать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться – иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех – и сильных и слабых?
Идея личностно-ориентированного образования принята сегодня массовой начальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Применительно к интересующей нас проблеме это означает, что личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом. Как сделать так, чтобы ребенок, приходящий в школу, чувствовал себя источником своего собственного обучения? Ответ на этот вопрос можно найти в концепции Э. Д. Днепрова: надо сделать ребенка центром и субъектом педагогического процесса.
Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Под личностно-ориентированным подходом понимается методическая направленность в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности ребенка, развивая его индивидуальность.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников».
Говоря о личностно-ориентированном обучении, нельзя не затронуть проблему дифференцированного обучения как учета индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
На какие положения хотелось бы особо обратить внимание?
Дифференцированное обучение целесообразно проводить в структуре разнородного класса, где благоприятным фактором развития для детей становится разный интеллектуальный уровень учебного коллектива.
В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности. Например, неграмотные учащиеся обычно не владеют звуковым анализом, не умеют найти место, где должно быть применено правило, не видят допущенную ошибку и т.п., а причиной неумения решать математические задачи является недостаточное развитие логического мышления, зрительного и пространственного восприятия и др.
Исходя из сказанного, учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребенка,
На основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы коррекционно-развивающие тетради по каждому учебному предмету, что позволяет ему вовремя устранять причины возникающих или возможных ошибок.
Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной, интересной для младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка. С этой целью весьма полезны такие элементы урока, как «Для любознательных», «Спрашивайотвечай», «Этот удивительный мир», «Путешествие в прошлое», «Что, где, когда».
Конечно, личностно-ориентированное обучение связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остается игра. Каждый учитель имеет в своем опыте ряд дидактических игр, прежде всего познавательных, которые он широко использует на уроках. Но мне хотелось бы обратить внимание на другой вид дидактических игр: сюжетно-ролевые. Именно эти игры имеют особое значение в развитии индивидуальности ребенка. Почему?
Это связано с особенностями ролевой игры: ребенок берет на себя определенную роль, действует в воображаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, вместе с ними создаёт сюжет игры. Все это он делает по своему разумению, самостоятельно. Дети свободны в выборе партнеров, действий, сюжета и аксессуаров игры, поэтому так важно предоставить им такую возможность.
Этому способствуют нетрадиционные уроки. Мнения педагогов о нестандартных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направление демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.
На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен использоваться в начальной школе.
Другой не менее важной составляющей развития является контролирующая и оценочная деятельность ученика. Учебная деятельность, кроме ориентировочной и операционной, имеет очень важную сторону – контрольно-оценочную. Без неё невозможно полноценное усвоение знаний. У младшего школьника может быть сформировано умение находить у себя ошибки, объективно оценивать результаты своей деятельности, самостоятельно исправлять неточности. Как целесообразно изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку? Предлагаю несколько приемов.
Попробуйте не исправлять допущенную ребенком ошибку, а только подчеркнуть слово, в котором она имеется. Тогда работа над ошибками будет состоять в том, что ученик находит место, где он совершил ошибку, и самостоятельно исправляет. Хорошим приемом, является письмо с пропусками: если не знаешь, какую букву написать, поставь «-»: очень хорошо развивает контролирующую деятельность школьника: он начинает осознавать свое незнание и стремится его ликвидировать.
Предлагаю использовать и такой прием: контрольные работы даются трёх вариантов: на «5», на «4», на «3». Сам ученик выбирает уровень контрольной, то есть оценивает свои возможности. Не беда, если у ребенка не сразу получится выбор, адекватный его умениям, в данном случае учитель приходит ученику на помощь, дает совет: «Мне кажется, что ты справишься с работой на «4», «Реши сначала задачи на «3», а если все получится, приступишь к другому варианту», «Почему ты себя недооцениваешь? Ты вполне справишься с работой на «5».
К сожалению, учащиеся привыкают к тому, что их всегда оценивают другие: надо только выполнить задание, а правильно или нет оно выполнено, об этом скажет учитель: он знает, как оценивать. Таким образом, не создаётся мотивации для самостоятельного совершенствования своих действий. Ребёнок перестаёт думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие оценки. Кроме того, полная передача оценочного компонента взрослому подчас порождает у ученика неверие в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности.
Задача учителя – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определённых способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности. Тесты помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал по предмету, но и воспитать у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности. При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы.
Например, при организации самостоятельной работы, исходя из индивидуальных особенностей детей, приемлемы дифференцированные задания. При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания. Второй – уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и логического мышления. Третий – уровень творческий. Он предполагает развитие творческого мышления. Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учётом его индивидуальных интересов и способностей. Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
В своей практике я использую дифференцированные задания различного характера:
- на развитие логического мышления (занимательный устный счет);
- дифференцированные задания (по степени трудности два уровня: «ученик должен», «ученик может»; по степени творчества или трудности; по объему учебного материала; по степени оказания помощи; по формированию и поддержанию интереса);
- тестовые задания по русскому языку по основным темам для начальных классов, грамматические задания для самоконтроля по русскому языку, тестовые задания по математике для начальных классов, дифференцированные контрольные работы по математике, тестовые задания по природоведению;
- задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребенка, ранее усвоенными знаниями.
Приемы организации познавательной деятельности в личностно-ориентированном обучении включают школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, наблюдение, интерпретацию в обобщении. При личностно-ориентированном обучении снижается роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Возникают отношения партнерства, особенно в условиях организации опережающего обучения.
Учебный процесс направляю таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности:
- создание максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика;
- формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности;
- личностная позиция учителя исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития;
- способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
- взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Основной упор отводится на максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
В процессе личностно-ориентированного обучения:
- ученики получают новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания;
- процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим;
- важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия;
- принципиально важным становится опора на два принципа обучения – на доступность, как меру трудности, и наглядность, как дидактическую поддержку процесса познания.

Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.