Личностно-ориентированное обучение и воспитание младших школьников

Личностно-ориентированное обучение и воспитание младших школьников

Школа в переводе с латинского языка означает – лестница, которая имеет свои ступени. Эта лестница не строится, она создана для восхождения личности каждого ребёнка, а я учитель помогаю своим ученикам подняться на ступеньку выше. Особую роль школы я вижу в создании условий для становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой.
Работая в школе, я поняла, что научить детей, это ещё не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения.
Желание ребёнка учиться во многом зависит от меня, моего умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению.
Я стремлюсь, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ученика я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мостик к взаимопониманию. Каждый из ребят индивидуален. У всех разные способности и возможности, своя судьба.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
В современной действительности востребована интеллектуальная и творчески развитая личность. Но если в школе они научатся жить в современном обществе и быть полезными, значит, школьные годы прошли не зря.
Обучение и воспитание – это не просто работа. Это образ жизни. Я испытываю радость от учения, и это передается моим ученикам.
В современном образовании приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытии его индивидуальных возможностей. Поэтому особое место отводится личностно- ориентированному обучению.
Для развития личностных качеств и способностей младших школьников в своей работе я применяю технологии:
проблемного обучения;
деятельностного обучения;
дифференцированного обучения;
проектную;
здоровьесберегающую;
информационно-коммуникативную;
тестовую;
игровую.
Образовательная система «Школа 2100» по которой я работаю, заинтересовала меня, прежде всего, своей целью – формированием функционально грамотной личности и технологиями работы. Эти подходы совершенно точно совпали с моим личным видением процесса обучения и воспитания. Данная образовательная система позволяет растить подготовленных к жизни детей, ТВОРЧЕСКИХ И Думающих. А это залог успешности учащихся уже в школе, и далее, во взрослой, самостоятельной жизни. Одним из ведущих принципов системы «Школа 2100» является принцип деятельностного подхода.
Используя данный подход нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.
Чтобы урок был более эффективным и имел высокие результаты в обучении , приобщаю учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.
Девизом моей работы являются слова Дистервега «Приучи его к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека». Действительно, одним из ведущих качеств личности является самостоятельность, которая выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их собственными силами.
Дети становятся субъектами учебной деятельности. Приобретая самое главное умение – умение самостоятельно учиться.
В своей работе использую демократический стиль общения. Этот стиль ставит меня и учеников в позицию дружественного взаимопонимания.
Занятия строю таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой обеспечить усвоение необходимых знаний, но, не допустив перегрузок и не навредить здоровью детей.
Чтобы урок «сработал» как здоровьесберегающий, адаптивный, опираюсь на методику профессора П.И.Третьякова «Уровневая дифференциация учебного процесса».
Для обеспечения активности учебно-познавательной деятельности использую активные формы обучения:
групповую,
парную,
индивидуальную.
Работая в группах и в парах, дети учатся, обучаясь и обучая.
Применение уровневой дифференциации позволяет сохранить здоровье учащихся. Поэтому весь учебный процесс я строю по принципу: «Учёба – ради здоровья, а не за его счёт» (Сократ)
Для того, чтобы процесс обучения более интересным, предоставлял нужную информацию в нужное время, развивал коммуникативные навыки (умение выступать, излагать свои мысли другим учащимся), применяю информационные технологии.
Для развития у обучающихся креативного мышления, используя один из эффективных методов развития речи – это создание нерифмованного стихотворения – синквейна.
В базисном учебном плане «стандартов второго поколения внесена новая строка о проектной деятельности, а в перечень параметров нового качества образования – способность проектировать.
Проектирование – очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности. В своей работе я использую такие типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Ведь при осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая деятельность.
Многие проекты, разрабатываемые учащимися, заинтересовали и родителей, которые тоже включались в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семьи и школы.
Я открываю для себя каждого ученика как неповторимую, интересную и самобытную личность. Главное, у детей появляется интерес – что будем делать дальше? А для меня, учителя, важно видеть своих учеников заинтересованными. Недаром Конфуций сказал: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму».
Действительно, дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные нужно только по-настоящему увлечь их.
Моя задача, как учителя - помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию. Поэтому итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения.
Первым компонентом развития является умение применять полученные знания.
Уметь применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), контролировать и оценивать свою деятельность.
Вторым важным компонентом детского развития – сформированное умение добывать знания.
Поэтому процесс обучения строю так, чтобы обучающийся активно участвовал в каждом шаге обучения – принимал учебную задачу, анализировал способы её решении, выдвигал гипотезы, определял причины ошибок и т.д.
Для детей я равноправный партнер по учебному общению. Такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допускать ошибки в рассуждении, под влиянием высказанных аргументов исправлять их – это личностно-значимая познавательная деятельность.
У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка.
Во-первых, ученики получают роль – исследователей, под моим скрытым руководством они открывают для себя новые знания.
Во-вторых, процесс учения становится поисковым и творческим.
В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
В-четвертых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения – на доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

Я вижу детей не глазами, а сердцем. Положительные эмоции побуждают желание учиться, добывать новые знания, поддерживают у учащихся высокую работоспособность. Этому способствуют применение разнообразных по форме уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-конкурс, интегрированные уроки.
Обучение не возможно без воспитания. Вся воспитательная деятельность в классе построена на основе школьного проекта «7 достопримечательностей», который позволяет воплотить в себе все виды деятельности: игровую, проектную, исследовательскую, интеллектуальную, социальную, .
Для того, чтобы гордиться местом, где ты живешь, его нужно знать. Главный принцип проекта  все потрогать собственными руками, увидеть собственными глазами. Увидеть, удивиться, и рассказать другим.
Знакомство с родным краем в интересной форме ( фото встречи с главой поселения) учатся дискутировать с представителями администрации поселения ( главой), быть участниками всех поселковых праздников, встречаться с интересными людьми поселении, проводить экскурсии по родному краю, быть экскурсантами и экскурсоводами.. Чтобы быть хозяевами гостевого домика, надо приложить немало труда для в оказании посильной помощи родителям на дачных участках.
Когда мы создавали проект «Мой помощник на даче», все родители приняли активное участие. Это не случайно, т. к. ежегодно на празднике поселка есть номинация «Лучший дачный участок».
Идея проекта такова, что каждый класс готовит на конкурсной основе материал по каждому направлению и защищает его на школьных праздниках. Лучшие работы являются гордостью сайта школы.
Являясь участниками экспериментальной работы школы большое внимание уделяю воспитательной деятельности .
Проанализировав свою работу за последние годы, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию приносит удовлетворение и ученикам, и учителю, и родителям.
Об этом свидетельствуют творческие работы учащихся, успехи в учебе, а главное горящие искорки в глазах моих ребятишек. А это самое главное для меня. Я верю, зернышки знаний, наполненные Добром, Теплом, Любовью, Радостью, Справедливостью, которые каждый день попадают в душу ребенка, дадут прекрасные всходы. Убеждена, что только высокая духовность и хорошие знания помогут ребенку стать в будущем воспитанным и всесторонне образованным человеком.








13PAGE 15


13PAGE 14115