Статья на тему Урок. Каким он должен быть

«Урок. Каким он должен быть»
Преподаватель: Хнаева С.В.
План
Предисловие «Современный мобильный урок» 
Традиционный урок (плюсы и минусы)
Как подготовить современный урок английского языка

Тема методического семинара: «Современные методы и формы урока».
Цель семинара - актуализация знаний о структуре и требованиях, выдвигаемых к современному уроку о способах его построения в соответствии с реализацией требований федеральных государственных стандартов второго поколения.

« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи

Современный урок – это и совершенно новый, мобильный и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Прежде чем говорить о современных уроках, давайте для сравнения немного вспомним о традиционных уроках, потому что и на данный момент традиционный урок имеет место быть.
 Плюсы и минусы традиционного урока
 
Плюсы
Минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, рискнуть и т. д.

Молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь.
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). 

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Традиционный урок позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. 
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
 

Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
Стремление педагога самостоятельно планировать уроки.
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Знание разных технологий развивающего обучения.
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
Знание и применение здоровьесберегающие и здоровьеразвивающих технологий

Отличия современного урока от традиционного
Современный урок
Традиционный урок

Структура:
Самоопределение деятельности
Актуализация опорных знаний
Создание проблемной ситуации (постановка проблемы)
Открытие новых знаний
Первичная проверка понимания изученного
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Включение нового знания в систему знаний
Рефлексия деятельности
Структура:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний
Объяснение нового материала
Первичное закрепление
Самостоятельная работа
Итог урока



В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. И для этого нужно прибегать к нестандартным формам и методам проведения урока.
В Современном уроке используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные проекты, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
Педагоги часто используют так называемые "нестандартные уроки", к которым относятся "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс", экскурсии, урок-телемост, видео урок, интегрированный урок и тому подобное.
Непосредственно что касается обучения иностранного языка.
Какие методы и формы обучения применяю на своих уроках:

1. МЕТОД ПРОЕКТОВ
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету..
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
После изучения определенной темы

2. МЕТОД АЖУРНОЙ НОЖОВКИ ИЛИ ПИЛЫ
В изучении иностранного языка целесообразно использование метода ажурной ножовки или пилы, который применяется при большом объеме материала. Например, три текста – три группы.
1 стадия – происходит деление на группы

2 стадия – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3.


Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.

В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал.

3. При развитии лексических навыков очень часто использую на уроке игровую деятельность. Это позволяет и проверить знание и расслабиться.
Игра "Снежный ком" - напоминает игру в города, только в этой игре я не использую определенную тему. Главное, чтобы студент не молчал, а вспомнил хоть какое-нибудь слово на букву, на которую закончилось предыдущее слово.
Игра "Пазлы" - суть игры заключается, в следующем: Лексика по определенной теме. Ребятам предлагается буквы из слов разрезанное на части, их задача из этих букв составить слово. Недавно на открытом уроке ээта игра имела место быть, но учитывая способности наших студентов, слова были разделены не на отдельные буквы а на 2 слога.



4. ВИДЕО -УРОК
Использование видео-урока
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Фрагмент видеофильма также использовала на открытом уроке
Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, до этого студенты изучают лексику по определенной теме и как помощь субтитры, так как некоторым легче видеть, чем слышать. После просмотра видеофильма ребятам предлагается различные задания:
- ответить на вопросы
- дополнить предложения словосочетаниями или словами
- выбрать правильный вариант ответа на вопрос Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения, так как при просмотре видеофильма даже невнимательные учащиеся становятся внимательным.
5. "УРОК-ТЕЛЕМОСТ"
Это был открытый урок ко Дню Победы.
Группу поделила на 3 подгруппы и каждая подгруппа представляла свою страну.:Россия, Англия и США. Действие происходило в студии СПб и было "прямое включение" с Лондоном и Вашингтоном. В ходе этого урока учащиеся обсуждали события ВОВ, Блокады Ленинграда, также были показаны фрагменты фильма о Блокаде, отвечали на вопросы, которые были заданы входе "прямых включений". И в заключении телемоста, учащиеся спели песню День Победы на русском языке и их поддержали гости зарубежных студий и спели кусочек песни на английском языке.
Исходя из своего опыта проведения, могу сделать вывод, что современные формы урока вызывают большой интерес у студентов и позволяет улучшить качество знаний.

Итак, что же такое современный урок? У каждого педагога на этот счет свое мнение.  
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Свое выступление хочу завершить словами средневековых гуманистов, смысл, который мы все прекрасно понимаем:
" Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.


Заголовок 2 Заголовок 315