Конспект занятия на подготовке к школе на тему Звуковая структура слова. Интонирование


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И.Зеленко» города Курска
Открытое занятие
«Школа будущего первоклассника»
Образовательное направление «Звуковичок»
(развитие речи и познавательных способностей детей)
Тема: «Звуковая структура слова. Интонирование».
Разработала и провела: учитель начальных классов Алтухова М.Н.
Цели: ввести понятие «звук», учить протягивать звуки по образцу.
Задачи:
Углубление знаний о звуках ( речевых и неречевых), о понятии «звук», как строительной единицы слова .Развитие аналитического мышления, памяти, речи; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитание познавательного интереса и внимания к слову.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о звуках речи.
Тип занятия:  открытия нового знания
Ход занятия
I. Организационно – мотивационный этап.(Дети построились в круг, держатся за руки.)
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Поприветствуйте наших гостей улыбкой. Пусть будет как в песне «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». Вы заметили, что у всех в этой комнате улучшилось настроение? Это наши улыбки помогли. Значит, мы со всеми заданиями справимся. Занимайте, пожалуйста, свои места.
Нам сегодня помогут условные знаки. Вспомните, что они обозначают? (Вопросительный знак- отгадать, ответить. Карандаш –нарисовать, заштриховать. Ухо- услышать. Звездочка-усложнение.)
-А еще с нами будет трудиться помощница-гусеница. (Фото №1)
II. Актуализация знаний.
1)–Все, что нас окружает, из чего-то сделано. Из какого материала сделан стол, указка?
- Вы услышали «стол», «указка». Что я сказала? (Это слова.)
- Придумайте красивые слова.
- А из чего же сделаны слова?
- Сегодня мы откроем этот секрет.
III. Создание проблемной ситуации.
1) – Покажите хором, как шипит змея. (Фото №2)
- Если змея близко, как мы ее услышим, покажите.
- Но вот она испугалась и уползла далеко. Как теперь ее слышно?
- Как воет волчья стая? (Фото №3)
А если стая разбежалась и волк остался один?
- Листья шуршат, дождь моросит, ветер свистит. Очень много звуков Мы слышим вокруг. Закройте глаза. (Звеню ключами, лью воду, шуршу бумагой, стучу карандашом.)
- Что вы услышали? (Звон, плеск, шуршание, стук.)
- А можно ли из этих звуков построить слово?
- Нет, это неречевые звуки. Значит, слова состоят из каких звуков? (Из звуков человеческой речи.)
- Молодцы! Я вас похвалила. Вам приятно?
- Значит, звуки человеческой речи волшебные, они могут рассмешить или огорчить. Поэтому, прежде чем сказать слово. Надо подумать, не обидит ли оно другого человека.
IV. Решение проблемы
– Угадайте, какое слово я скажу? (Учитель произносит звуки: [о],[ м],[ д].)
- Не знаете. А если эти звуки я выстрою так:[д],[о],[м] ?
- Что такое дом?
- Почему теперь вы поняли слово?
- Оказывается, волшебными звуки речи становятся тогда, когда действуют дружно, в определенном порядке.
- Из чего же состоят слова? (Из звуков человеческой речи.)
- Сегодня мы будем учиться выделять звуки слова.
V. Первичное закрепление. Интонирование
(Учитель вывешивает на доску карточку «вопросительный знак».)
- Что нужно сделать?
ЗАГАДКА:
Очень много силы в нем.
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет 1000 рос. (Слон. Фото №4)
- Мы увидели слона. А как же увидеть звуки слова «слон»? У меня есть волшебные фишки. Они помогают ловить звуки.
(Учитель вывешивает на доску знак «ухо».)
- Что сейчас мы будем делать?
- Нам поможет гусеничка. Произнесем хором слово «слон», голосом выделяя первый звук.(Учитель ведет указкой по рисунку гусеницы, а дети протягивают голосом звук.)
- Какой первый звук услышали?
- Поймаем фишкой звук[с].
(На доску учитель ставит фишку -квадрат, дети на месте достают квадрат из конверта и выкладывают на стол. Аналогично 2,3,4 звуки.)- Какое слово спряталось?
- Сколько звуков в слове «слон»?
- Какой звук 1,2,3,4-ый ?- Что вы знаете про слона?
- Да, слон – самое большое животное на суше, у него короткая шея. Но длинный нос- хобот. Им слон достает еду, набирает воду, сражается, чувствует запахи за 3 км. Вот какой удивительный нос у слона.
VI. Работа над пройденным материалом.
1) Игра « Охотники»
- Слон, как и любое другое животное боится охотников, поэтому мы поиграем в добрых охотников, будем ловить не животных, а слова. Какой первый звук в слове «слон»?
- Я буду называть разные слова, если вы услышите слова на [с], хлопните в ладоши. Начнем: мама, сын, лыжи, сани, соль, сахар, рука, сливы, снег, дождь, стол, стул, лук, парта, смех.2) ФизпаузаРаз - поднялся, потянулся.
Два - нагнулся, разогнулся.
Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
3) Игра «Найди ошибку»
- Пока мы отдыхали…
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара.
Но в птичник повадится, жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса. Фото №5.)- Лиса перепутала карточки. Надо разобраться, где ошибка и исправить ее.
(Учитель вывешивает на доску знак «звездочка».)
- Что будем делать? (Искать ошибку.)
- На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой. (Фото №6.)
- Кто заметил ошибку?
- Чем отличаются слова «зуб» и «дуб»?
4) Физпауза- Бабочка спит в твоем кулачке(покачали). Начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко, затем большое. Крылышки быстро двигаются. Перелетела на другую ладошку. Подул ветерок, подхватил бабочку. (На указке бабочка, учитель двигает указкой вверх, вниз, влево, вправо.) Следим глазками, куда полетела бабочка. Полетала и улетела к своим подружкам.
5) Штриховка
- А у нас новый гость:
Копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это?
- Переверните листок, который лежит у вас на парте. Найдите лошадку.
И у меня лошадка, но какая?
ЗАГАДКА:
- Вот так лошадка!
Воскликнул Андрейка,-
Словно большая тетрадка в линейку. (Зебра. Фото №7.)- Как превратить вашу лошадь в зебру?
(Учитель вывешивает на доску знак «карандаш».)
- Что будем делать?
- Вспомним виды штриховок (по таблице).
- Какой вид штриховки подойдет?
(Штрихуют под музыку «В мире животных».)
- Покажите, что у вас получилось? (Дети выходят к доске по рядам.) Молодцы!
6) Игра «Найди лишний»
- Зебра привезла корзинку. Какой первый звук в этом слове?
- Что в корзине? (Дети хором называют предметы : книга, карандаш, конфета, мышь.)
- Какой предмет лишний? Почему?
- Чем можно заменить? ( Дети называют: краски, крыса, кот, курица…)
- Верно, в корзине спряталась курица. Вот как она рада. (Учитель включает звук игрушки, курица кудахчет.)
VII. Рефлексия.
- Мы работали с разными словами. Из чего состоят слова?- Как можно передать слова, чтоб их понял другой человек?
- Что для вас на занятии было самое интересное?
- В какие игры можно играть со словами?
- Молодцы! Спасибо за работу!