Использование интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературного чтения


Ковех Марина Олеговна,
учитель начальных классов
МБОУ «Горячеключевская СОШ»
(victormarina92@mail.ru)
Использование интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературного чтения.
Роль интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса.
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в «темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции», требует от учителя другого подхода.
Безусловно, одной из главных задач на уроке остается формирование у учеников прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку и литературному чтению. Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению урока. 
 На мой взгляд,  использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока. Учитель, в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей, может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и преимущество такой работы очевидны.
 Конечно, эффективно применение интерактивной доски  на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические требования ребенка, выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом.
Теоретический материал можно представит в виде схем, таблиц. Например, тема «Слова, обозначающие признаки предметов». По мере изучения материала таблица может дополняться той информационным материалом, который был изучен ранее. Эта таблица сохраняется на протяжении всех четырех лет начальной школы. Я считаю, что визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует познавательные УУД (развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать).
Интерактивная доска помогает детям запоминать сложный словарный материал. Например, на экран выводится словарное слово  для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение, даются задания на составление словосочетаний и предложений с этим словом.
На этапе закрепления изученного демонстрирую вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Такая техника называется «шторка».
 На уроках развития речи демонстрирую репродукции картин известных художников, осуществляю подбор рабочих материалов (слова, словосочетания)
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.
На интерактивной доске, которая видна одновременно всем ученикам, можно выводить правильно оформленные и правильно выполненные упражнения, и обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания. Часто использую задания, где нужно вставить пропущенную букву, пропущенное слово в предложение. Буквы, которые нужно вставить (или слова), находятся отдельно, дети переносят их на нужное место, и звуковой сигнал оповещает их о правильности или неправильности принятого решения.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у доски. Это помогает развить метапредметные УУД. Например, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности , умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Работа у доски развиваЕт коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается учебная мотивация в процессе урока.
 На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди; и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
На уроках литературного чтения интерактивная доска помогает решать многие учебные задачи - вещь не заменимая. Ни для никого не секрет, что сейчас дети очень мало читают, часто предпочитают просмотр мультфильм прочтению книги. Задача учителя - развить любовь к книге. Например, одной из последних тем по литературному чтению в первом классе,была знакомство с Ириной Петровной Токмаковой. Для того чтобы дети прочувствовали настроение произведения «Аля, Кляксич и буква А», я включила отрывок , где сама писательница читает эту сказку. Такой прием помогает заинтересовать детей взять книгу и прочитать сказку полностью. Ведь отрывок я выбрала самый интересный, где только развиваются события. После прочтения книги мы с детьми составили интерактивный кроссворд по произведению. Работа с кроссвордами развивает у детей навык смыслового чтения. Такой подход к урокам литературного и внеклассного чтения, использование ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, отгадывание кроссвордов стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.

  Существуют ли явные недостатки использования интерактивных досок?
  1. Большой проблемой считаю отсутствие или малодоступность программного обеспечения.
  2. Увеличиваются временные затраты на подготовку урока.
  3. Необходимо также помнить о временном ограничении работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. Недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.
Несмотря на это, работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному развитию.