Статья на тему: Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ
Аннотация
Мақалада бағалаудың жаңа әдістер қарастырылған:құрылған критерийлерді пайдаланып,сабақтарда формативті және суммативті бағалауды пайдалану;оқушылардың танымдық белсенділікті, ынталандыру үшін сабақтарда бағалау түрлерін пайдалануы туралы қорытындылар мен ой-пікірлер және оқытудың сапасын көтеру.
Түйінді сөздер: формативті және суммативті бағалау, бағалау критерийлері, рефлексия.
Аннотация
В статье представлены новые подходы к оцениванию: использование на уроках формативного и суммативного оценивания с использованием разработанных критериев; размышления и выводы о применении видов оценивания на уроках для мотивации, активизации познавательной активности обучающихся и повышения качества обучения.
Ключевые слова: формативное и суммативное оценивание, критерии оценивания, рефлексия.
Annotation
This article presents new approaches to evaluation : using formative and summarizing evaluation with some developed criteria at the lesson; thoughts and conclusions about putting into practice some types of evaluation for motivation and activizing of cognitive students activity and improving the quality of teaching process.
Keywords: formative and summarizing evaluation, criteria of evaluation feed back.
Одной из ключевых идей уровневых модульных программ на уроке является оценивание обучения и оценивание для обучения.
Оценивание – это знание учащихся о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях, которые выражаются в двух способностях:
Способность видеть себя со стороны и не считать свою точку зрения единственно возможной;
Способность анализировать собственные действия. [1]
Оценка позволяет устанавливать уровень и качество продвижения ученика в учении, а также определять задачи для дальнейшего продвижения.
Опыт прошедших трех лет обучения позволил мне сделать выводы, что новые подходы к оцениванию:
способствуют «определению сложностей в обучении». Результатом такого оценивания является коррекция учителем своих дальнейших действий.
способствуют установлению в процессе обучения обратной связи между учителем, обучающимися и родителями. Результатом такого оценивания является «постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии»
формируют у обучающихся умение анализировать результаты собственной работы и работы своих одноклассников. Результатом такого оценивания является то, что оценка воспринимается обучающимися как объективная и не вызывает «отторжения»
воздействует на изменения в существующем положении в школе, когда учитель - единственный критик и судья представленной работы, что часто вызывает у учащихся ощущение, что их деятельность оценена неверно и несправедливо.
Рассуждая о формах оценивания, я выделила для себя важность формативного оценивания на уроке. Раньше я сталкивалась с тем, что в классах есть учащиеся, для которых активное участие в процессе обучения - это большое препятствие из-за боязни получить традиционную «двойку» за неверный ответ. Поэтому в попытке сломать эти барьеры определяющую роль для меня сыграло формативное оценивание в обучении. Основной задачей учителя является помощь ученикам в обобщении знаний, не просто делая выводы по каждому этапу урока, но и стимулируя рефлексию и обдумывание собственных идей. А когда учитель видит даже самые малейшие достижения учащихся, важно поощрять детей, допущенные ребенком ошибки исправлять спокойно, не задевая самолюбие ребенка. Оценить работу ученика на уроках я стараюсь так, чтобы ученик видел допущенные «пробелы» и имел желание их исправить. Именно это и приводит в дальнейшем к повышению успеваемости.
Оценивание используется критериальное, когда критерии могут вырабатывать ученики, в зависимости от задания. Оценивать можно не только знания, но и при формативном оценивании и умение работать. Обучающиеся могут оценивать работу своей группы, других групп, что объективно получается, используя критерии оценивания. Например:
Таблица 1
Критерии самооценивания работы группы
Критерии баллы отличившиеся
1. Соответствие содержания работы теме. 2. Активность участия всех участников группы. 3. Обсуждение, предложение идей, выводы. 4. Эстетическое оформление. 5. Соблюдение регламента. 6. Креативное преподнесение материала. 7. Дисциплина во время работы. 8.Санитарное состояние рабочего места. 9. Совместное, организованное оценивание. 10. Внимательное восприятие презентаций. Всего баллов
Проставьте по 1 баллу
9-10 баллов – Вы отлично поработали на уроке!
7-8 баллов – Вы хорошо поработали на уроке!
5-6 баллов – Вы удовлетворительно поработали на уроке!
Менее 5 баллов – Вам надо очень хорошо подготовиться к следующему уроку по данной теме!
Таблица 2
Критериальная карта урока
дескрипторы 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Знаю Знание материала и умение правильно использовать термины и понятия Сделана попытка выполнения задания допущены серьёзные ошибки. Задание выполнено отчасти, допущены ошибки. Задание выполнено, допущены незначительные ошибки в определениях. Задание выполнено безупречно, присутствует чёткое определение понятий.
Узнал(а) Умение создать новое знание Сделана попытка выполнения задания, выводы отсутствуют. Задание выполнено отчасти, допущены ошибки, неточности, отсутствуют выводы. Задание выполнено, возможны незначитель-ые неточности. Задание для постижения новых знаний выполнено безупречно.
Умею Умение применить новые знания при выполнении практических заданий Сделана попытка выполнения задания, отсутствует практический результат. Задание выполнено отчасти, в нужном направлени, но не до конца. Задание выполнено верно, но есть ошибки технического характера. Задание выполнено безупречно, техническая сторона грамотная.
Провожу рефлек-сиюНавыки саморефлексииВнимательно слушал ответы других и был наблюдателем за работой на уроке. Могу работать лучше. Активно работал весь урок, но есть небольшие замечания и по работе на уроке. Четко вижу, что узнал и чему научился, со всеми задачами урока справился.
Таблица 3
Тема: Научно – техническая революция
знаю баллы умею баллы
1.Понятие НТР. 1.Объяснить различие НТР от НТП 2. Признаки НТР. 2.Привести примеры, доказывающие существование признаков НТР. 3.Составные части НТР. 3.Объяснить, чем определяется научно-техническая мощь любой страны. 4. Понятия техники и технологии. 4. Объяснить функции применения техники и технологий. 5.Главные направления развития производства. 5.Выявить характерные направления развития производства для Казахстана.
Максимальное количество баллов 0,5. Посчитайте общее количество баллов.
Таблица 4
Критерии самооценивания работы
Я баллы Мы баллы Дело баллы
Работал с текстом учебника. Работали сообща, участвовал каждый в группе. Соответствие содержания работы теме. Обсуждал, предлагал идеи, анализировал, делал выводы. Работали с источниками знаний. Эстетически оформленная презентация. Оформлял работу. Обсуждали проблему, готовили презентацию Выдержанно по регламенту. Выступал с презентацией. Выполняли практическое задание. Креативное преподнесение материала. Внимательно слушал выступающих и вёл записи в тетради. Внимательно слушали ответы других групп и рецензировали. Дисциплина во время всей работы. Поставьте 1 балл напротив каждого критерия, соответствующий вашей работе, работе группы и конечному результату. При сложении всех баллов, разделить на 3 получится оценка за урок.
Таблица 5
Критерии оценивания работы групп
критерии 1
группа 2
группа 3
группа 4
группа 5
группа
Слаженность работы в группе 1б Соответствие содержания работы заданию 2б Соблюдение регламента 1б Оригинальность преподнесения 1б Итого: С моей точки зрения, и именно для учителя, формативное оценивание, по своей сущности, дает учителю возможность следить за прогрессом учащихся и строить планы на будущее, ведь планирование работы учителя на следующий урок и на будущее невозможно без рефлексии и анализа того что удалось, каков уровень освоения и осмысления рассматриваемой темы.
Поэтому, учителю отправляясь в его далекое, творческое путешествие в свою педагогическую практику, необходимо идти в ритм с различными видами оценивания. Он должен точно понимать то, что сказал И.Гете: «Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»!». [2] При планировании урока, выстраивании каких-либо стратегий, рефлексии мы точно должны знать - что оценивать, и как верно с пользой это использовать.
Список литературы:
http://www.openclass.ru/node/118803http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_goethe2.html