Мастер-класс «Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»



Телегина Галина Анатольевна
учитель химии и биологии
КГУ «средней школы № 5 с ПМЦ»
Коксуского района, Алматинской области
Тема мастер-класса:
«Совершенствование процессов преподавания и обучения через систему оценивания»
Цель: Профессиональное совершенствование педагогов в области критериального оценивания.
Задачи:
Демонстрация опыта работы по применению различных видов оценивания на уроках химии.
Создания критериев оценивания к предложенным заданиям.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал
План проведения:
Подготовительно-организационный этап.
Основная часть – теоретическая и практическая части.
Рефлексия.
Ход задания:
Виды критериального оценивания, которые мне хотелось бы представить вашему вниманию, являются условными, их можно расценивать как отправную точку для возможно более глубоких и качественных способов оценивания. По своему усмотрению вы можете несколько изменить их в лучшую сторону. В этом и заключается универсальность системы критериального оценивания. В зависимости от возраста учащихся, специфики предмета, уровня сформированности учебных знаний, времени, отведённого для выполнения заданий, критерии могут варьироваться.
Я преподаю химию в 8 и 11 классах, поэтому первоначально я пыталась разработать отдельные критерии соответственно возраста учащихся. Мои критерии были направлены как на оценивание групповой работы, так и на развитие самооценки.
Например, при работе в группах в 8 классе совместно с учениками мы выработали правила и критерии оценивания, на которые учащиеся должны обращать внимание.
Задания для выполнения по теме «Типы реакций» Критерии оценивания ответов
Создание постеров. Отсутствие разногласий в группе и тихая работа.
Схематическое изображение типов реакций. Вовлечённость всех в работу.
Запишите определение к своим типам реакций. Точность выполнения.
Презентация своих постеров. Выразительная презентация.
Умение слушать других.
Такие критерии позволяли спланировать групповую работу, но оценить работу каждого в группе было довольно сложно. Не смотря на то, что я применяла листы самооценивания, а также оценивание наблюдателей в группах, выставление оценки отдельным ученикам было довольно «размытым».
Лист самооценки
Фамилия Имя________________________________________________
Класс_______________________________________________________
Сегодня на уроке я узнал(а)____________________________________
Считаю, что работал(а) на оценку:
«5» -
«4» -
«3» -
Вообще не работал(а) -
Оценивание наблюдателей в группах
Имя Попробовал что-то новое
+5,4,3,2,1,0 Предлагал идеи
+5,4,3,2,1,0 Размышлял
+5,4,3,2,1,0 Отвлекался
-5,4,3,2,1,0 Мешал
-5,4,3,2,1,0 Устранялся от работы
-5,4,3,2,1,0 Общий балл
Комментарий:
Комментарий:
Комментарий:
Комментарий:
Комментарий:
Работа занимала много времени на уроках, к тому же, дети не понимали, по какому принципу выставляются оценки, т.е., что нужно сделать, чтобы заслужить оценку «5», и что нужно исправить, чтобы не получить оценку «2».
Понимая несовершенство моих собственных критериев, я попыталась подробнее познакомиться с уже имеющимися критериями, которые применяют в разных школах. Наиболее приемлемой мне показалась система оценивания в московской школе-гимназии №45, где оценки отсутствуют вообще, уступая место критериальному оцениванию. Адаптировав их к условиям своего урока, на их основе я выработала свои критерии, которыми пользуюсь на уроках в 8 и 11 классах. Универсальность такого подхода в том, что здесь оценивается не только групповая работа, но и другие виды работы на уроке, а самое главное, что, благодаря дескрипторам, учащиеся видят и понимают механизм оценивания. Все задания дифференцированиы.
Примерные задания:
Задание: по порядковому номеру элемента определить его положение в периодической системе (период, группа, подгруппа), показать схему строения атома, указать число протонов, электронов, нейтронов в атоме, состав ядра, строение электронных оболочек, составить электронные формулы, определить металл, неметалл Уровень достиженииКритерий
КРИТЕРИЙ А
0 Не достиг ни одного из уровня
1 Знаю химический элемента
2 Знаю определение порядкового номера
3 Умею находить элемент в периодической системе по порядковому номеру
4 Знаю химический знак элемент и умею находить его по порядковому номеру в периодической системе
5 Знаю физический смысл порядкового номера элемента
6 Способы объяснить физический смысл порядкового номера
КРИТЕРИЙ В0 Не достиг ни одного из уровня
1 Могу по порядковому номеру элемента определить заряд ядра атома
2 Могу по порядковому номеру элементов определить число протонов, электронов
3 Могу по порядковому номеру элементов определить число нейтронов
4 Могу предложить алгоритм определение строения атомов
5 Могу письменно показать строение атома элементов
6 Могу представить в виде схемы
КРИТЕРИЙ С0 Не достиг ни одного из уровней
1 Излагаю информацию о строении неправильно не учитываю строение электронных оболочек –S, Р-орбитали.
2 Раскрываю вопрос с позиции 1 аспекта. Даю неаргументированное решения
3 Знаю, как использовать физический смысл порядкового номера, номера периода.
4 Знаю, как показать атома элемента схему строение элемента по его порядковому элементу
5 Пользуясь периодической системой Д.И.Менделеева, могу определить: металл, неметалл.
6 Четко и аргументированно излагаю строение атома, состав ядра атома. Даю аргументированные ответы.
КРИТЕРИЙ Д
0 Не достиг ни одного из уровней
1 Совместно с учителем определю проблему: как определить строение атома, состав ядра, строение электронных оболочек по порядковому номеру элемента
2 Совместно с учителем ставлю цель
3 Совместно с учителем выдвигаю гипотезу
Совместно с учителем определяю объект и предмет исследования
Усвоил физические смысл порядкового номера, номера периода, номера группы
4 Самостоятельно определяю проблему
Самостоятельно ставлю цель работы
5 Самостоятельно организую учебно-познавательную деятельности
6 Самостоятельно делаю вывод по строению атома, электронных оболочек
КРИТЕРИЙ Е
0 Не достиг ни одного из уровней
1 Совместно с учителем работаю с периодической системой
2 Совместно с учителем показываю схему строения атома
3 Совместно с учителем показываю электронные формулы атомов элементов №1 - №18.
4 Совместно с учителем делаю вывод и подвожу итог
5 Самостоятельно показываю схему строения атома. Самостоятельно показываю электронные формулы атомов элементов №1 - №18.
6 Самостоятельно делаю вывод самостоятельно делаю вывод. Самостоятельно даю аргументированный ответ.
Критерий Дескрипторы
Критерий А(максим 6 )Учащийся описывает естественнонаучные знания через понимание смысла законов, основных закономерностей для расширения представления о научной картине мира, объяснения явлений и процессов, описывает изменения в окружающей среде путем осмысления происходящих процессов
Критерий В(максим 6) Учащийся передаёт научную информацию логично и последовательно; творчески использует различные средства для выражения результатов своей работы; работает в группе(команде, коллективе),понимает ответственность за свои обязанности; передаёт информацию в виде устного ответа на вопросы; передаёт информацию в виде устного ответа ,доклада с использованием наглядности; передаёт информацию в виде письменного ответа на вопрос
Критерий С(максим 6) Учащийся воспроизводит и объясняет научные идеи, находит информацию в тексте; использует химические понятия ,ориентируется в информационном поле естественнонаучного знания
Критерий D
(максим 6) Учащийся совместно с учителем проводит исследовательскую работу; самостоятельно организует и проводит свою учебную деятельность, регулирует её; учащийся совместно с учителем определяет проблему, ставит цель, делает выводы ,выдвигает гипотезу ,опираясь на полученные знания по химии
Критерий Е(максим 6) Учащийся самостоятельно использует лабораторное оборудование; проводит химические реакции; собирает модели веществ; распознаёт неорганические и органические вещества; проводит расчёты по химическим формулам и уравнениям.
Учащиеся ознакомлены с каждым дескриптором, они позволяют понять допущенные ошибки. К тому же при желании можно комбинировать их с различными видами самооценки и взаимной оценки. В конце урока из полученных оценок выводится одна средняя, не обязательно для этого пользоваться оценочными листами, достаточно, чтобы учащиеся просто в тетради ставили соответствующую букву и рядом оценку, полученную в результате проверки или опроса учителем, своим товарищем либо самим собой. Например,
А -4, В – 4, С- 3, Д- 5, общая оценка за урок – 4
Таким образом, присутствует и формативное и суммативное оценивание, а самое главное оценивание обучения превращается в оценивание для обучения.