Мастер-класс «Совершенствование процесса преподавания и обучения через систему оценивания»


Баранова Татьяна Владимировна
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
учитель истории
Чернышевская средняя школа
Аулиекольский район
Костанайская область




Сегодня, когда перед педагогами казахстанской школы поставлена важная и ответственная задача – модернизация образовательного процесса, изменение форм и методов преподавания и обучения, мы должны большое внимание уделить системе оценивания, так как именно грамотное применение формативного и критериального оценивания позволит сделать данный процесс более успешным. Умение самооценки, сформированное в процессе обучения, позволит сформировать мета-сознание у обучающихся, поэтому очень важно сейчас научить педагогов правильно использовать в своей практике современную систему оценивания. Данной цели и посвящен, разработанный мной мастер-класс.

Мастер-класс
«Совершенствование процесса преподавания и обучения
через систему оценивания»

Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Задачи:
Расширение знаний педагогов о системе оценивания.
Демонстрация опыта работы по применения различных видов оценивания на уроках истории.
Создание условий для практической деятельности педагогов по разработке дескрипторов по представленным критериям.

План проведения:
Этапы работы
мастер-класса
Содержание этапа
Время

Подготовительно-организационный.
Приветствие.
Постановка проблемы.
«Значение системы оценивания в совершенствовании процессов преподавания и обучения»
2-3 мин.

Основная часть.
Система оценивания:
Формативное оценивание
Суммативное оценивание
Критериальное оценивание
Практическое задание
Составление дескрипторов по критериям для оценивания различных видов учебных заданий
10 мин.

Рефлексия.
Обсуждение.
Обратная связь.
5-7 мин.


Ход занятия:
Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Баранова Татьяна Владимировна, я учитель истории Чернышевской средней школы Аулиекольского района. (слайд 1)
Тема нашего мастер-класса «Совершенствование процесса преподавания и обучения через систему оценивания». И прежде, чем мы начнём работать я прошу вас записать ваши ожидания, требования к мастер-классу на силуэте ладони, которые есть на ваших столах.
Итак, может ли система оценивания повлиять на совершенствование процессов преподавания и обучения? Совершенствование – значит улучшение. И сегодня я постараюсь рассказать о том, как в моей практике система оценивания помогает совершенствовать образовательный процесс.
Основной идеей или основным понятием нашего разговора является оценивание (что такое оценивание, требования к оцениванию). Оценивание – это непрерывный процесс, который начинается в момент зарождения идеи, сопровождает её на протяжении всего времени существования и заканчивается в момент завершения реализации идеи. Система оценивания - механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся; это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая ему нужна, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включаться в свое учение. (слад №4)
Любая система оценивания строится на установлении соответствия результата определённому эталону, образцу, критерию или нашим ожиданиям, а это значит, что каждая система оценивания базируется на критериальном оценивании. Критериями могут стать общеобразовательные компетенции, полнота знаний, их обобщенность и системность, умения, навыки или другие параметры. В зависимости от особенностей учебного предмета и возраста учащихся будут находиться критерии оценивания, их количество и сложность. В целом же если говорить о требованиях к системе оценивания: система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык; система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.); система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся; в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса; система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы; система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу и должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. (слайд №5)
Формативное оценивание. Оценивание для обучения один из важных аспектов совершенствования процессов обучения и преподавания. Его учитель может использовать на всех этапах образовательного процесса. (слайд № 6) Так например в начале своей работы учитель совместно с психологом изучает индивидуальные особенности школьников, что позволит наиболее правильно организовывать процесс преподавания и обучения, подбирать формы и виды заданий, пособий. На этапе вызова через оценивание мы узнаём первоначальный уровень знаний, умений, навыков по данной теме, благодаря чему мы сможем планировать изучение новой темы с учетом зоны ближайшего развития. При изучении нового материала мы наблюдаем и оцениванием уровень умений и навыков (работа с источниками, работа в группе и т.д.), оказываем помощь, корректируем общеучебные компетенции. В ходе закрепления и учитель, и ученик в процессе оценивания могут увидеть динамику изменений, объем знаний, качественный прирост, полученный в ходе изучения данной темы. На этапе рефлексии учитель может через призму детских мнений и высказываний, оценить процесс обучения и преподавания, качество своей работы, выявить для себя новые важные аспекты. В старших классах я стараюсь чаще основываться на оценке учащимися своих достижений и оценке процесса обучения и преподавания. Так на уроках вида «трансформер» или уроках «индивидуального маршрута» ученики уже на этапе планирования урока принимают активное участие – оценивая свои возможности и знания, они вынуждены принять решение о виде и форме работы на том или ином этапе урока. Это так же является одним из проявлений формативного оценивания.
Говоря о суммативном оценивании, я расскажу о том, как применяю суммативное оценивание в своей практике. Для того, чтобы дети работали активно как на уроке, так и дома я разработала «Таблицу результативности учащихся на уроке», с помощью данной таблицы можно увидеть насколько активно и качественно ученик выполнил д/з, как он справился и в каком объеме с классными учебными заданиями, так же ученику предоставляется возможность улучшить оценку проведя дома «работу над ошибками» по классным заданиям. Итоговая оценка за урок состоит из средней оценки за каждое задание (выполненное дома и на уроке). Это лишь один из вариантов суммативного оценивания на уроке. (слайд №7)
Разные формы и виды оценивания очень интересны, но не всегда оправданы и уместны. Поэтому необходима «универсальная» система оценивания, при которой за короткое время, можно было качественно и объективно осуществить оценивание. Система оценивания должна быть понятной как для педагогов, так и для детей и их родителей. На помощь учителю приходит критериальное оценивание. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Ведь пользуясь набором критериев с указанными дескрипторами, и учитель и ученик, могут дать четкую и аргументированную оценку.
Одним из способов применения критериального оценивания в среднем звене является разработка и утверждение критериев различных видов работ на уроке с опорой на алгоритмы и памятки выполнения данных заданий. Так например, при устном ответе об исторической личности критериями отражающими знания по данной теме будут пункты алгоритма характеристики исторической личности (исторические условия, в которых происходит деятельность личности; задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения; интересы, какого класса выражает исторический деятель; значение его личных качеств; оценка результатов деятельности исторической личности) и критерии предъявляемые к устному ответу. Благодаря критериям, изложенным и предложенным учащимся в виде памяток и алгоритмов, улучшается речь учащихся последовательность и логика изложения. Облегчается подготовка домашнего задания, формирование учебных навыков и умений.
Порой учитель испытывает затруднение при разработке критериев и дескрипторов, поэтому мне хотелось бы познакомить вас с примерами разработанных и уже существующих систем критериального оценивания. (слайд №8). В первом случае представлены критерии, которые используются в предметах гуманитарного цикла в гимназии № 45 города Москвы и во втором случае предложенным Центром проблем 12-летнего образования в проекте Положения о системе оценивания учебных достижений учащихся в РК.
 
критерии Романова
проект 12-летки

A
знание и понимание
знания, умения, навыки

B
понимание и использование элементов научного познания
компетентность решения проблем

C
применений умений и навыков
информационная компетентность

D
презентация и организация информации
коммуникативная компетентность


В своей практике я применяла критерии, предложенные Ю.В.Романовым, заведующим кафедрой истории и обществоведения Гимназии № 45 города Москвы, внеся в них небольшие изменения, перевела их 7 бальную систему в привычную нам 5 бальную.
Задание для слушателей. Я сейчас предлагаю разработать на основе данных систем оценивания критерии и дескрипторы с опорой на алгоритмы для уроков истории. Группам раздаются алгоритмы и таблицы с критериями и дескрипторами, а так же пустые таблицы. На выполнения работы отводится несколько минут, затем представители групп высказывают своё мнение о сложности работы и т.д.
В эффективной системе оценивания заинтересованы все стороны образовательного процесса – учителя, ученики, родители. Эффективность оценивания зависит от системности данного процесса, его прозрачности и разнообразия форм и видов оценивания. Система оценивания, сочетающая в себе формативное и суммативное оценивание, понятная всем участникам образовательного процесса и построенная на основе общественного договора, служит одним из главных средств совершенствования процессов преподавания и обучения.
После завершения практической части мы отвечаем на возникшие у участников мастер-класса вопросы.
Наша встреча подошла к концу, и мне бы хотелось узнать, насколько наш мастер-класс соответствовал вашим ожиданиям. В начале нашей встречи вы записали на «ладошках» свои ожидания, теперь вы можете рядом с требованиями поставить «+» или «-». Работа с такими «ладошками» это еще один из способов оценивания, с помощью которого я смогу проанализировать свою работу.
Большое спасибо за внимание. До свидания.

Заключение:
Данный мастер-класс позволяет расширить теоретические знания педагогов о существующих видах и системах оценивания, выработать практические навыки по разработке дескрипторов по предложенным критериям, ответить на вопросы, возникающие у педагогов в их практической деятельности, оказать помощь в работе с различными видами оценивания.

Приложения:
Презентация по теме мастер-класса.
Задания для слушателей.



























Приложение 2: задания для слушателей.

Задание 1. Составьте дескрипторы для оценки рассказа о войне.

Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах
Причина и характер войны.
Основные противоречия, приведшие к войне.
Подготовка к войне, соотношение сил.
Планы сторон.
Ход войны (основные этапы).
Повод к войне и ее начало.
Основные этапы и главные сражения.
Окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

   Критерий А. Знание и понимание.
     С помощью данного критерия оцениваются:
Знание и применение фактов, терминов и понятий.
Знание и понимание хронологии.
Описание исторических и прочих событий.


БАЛЛЫ
ОПИСАНИЕ

2











3










4










5











Задание 2. Составьте дескрипторы для сравнения исторических событий.

ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ НА СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
2. Определите черты сходства и различия.
3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
5. Свои действия можете оформить в текстовую таблицу
Линии сравнения
Общее
Различное






Критерий В. Понимание и использование элементов научного познания.
     Этот критерий используется при оценивании понимания и применения ключевых концепций общественных наук. При его помощи оцениваются достижения при освоении следующих умений:
Умение устанавливать уместные связи между событиями, относящимися как к прошлому, так и к настоящему.
Понимание событий в связи с их исторической эпохой.
Выявление причин и следствий.
Выявление общего и частного, а также различий в процессах и явлениях.
Понимание динамики (протяженности и изменений) исторических и прочих процессов.

БАЛЛЫ
ОПИСАНИЕ

2








3










4










5












Задание 3. Составьте дескрипторы для работы с контурной картой.

Как работать с контурными картами
В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить ее «легенду».
Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами, чтобы они не занимали много места на карте.
Используемые вами условные знаки также должны быть не очень большими и располагаться в пределах той или иной страны, вблизи географических объектов (городов, рек, морей и т.д.), с которыми они связаны.
Закрашивайте, указанную в задании территорию, аккуратно цветными карандашами. Цвет закрашивания не должен быть слишком ярким, иначе не будут видны названия городов, рек, торговых путей и т.д
На каждой карте (даже если нет таких заданий) обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т.д., контуры которых даны на карте.

Критерий C. Применение умений и навыков.
     С помощью данного критерия оцениваются:
Художественные, графические, печатные, схематические и прочие навыки изложения информации.
Интерпретация и оценивание информативного содержания исторических источников и свидетельств.
Анализ и интерпретация текста (умения выделить даты и информацию).
Умение делать выводы.
Выделение ключевых вопросов при работе с текстом.
Умение подбирать уместные примеры и аргументы.

БАЛЛЫ
ОПИСАНИЕ

2








3










4










5











Задание 4. Составьте дескрипторы для оценки реферата.

Памятка “Как писать реферат”.
Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
Составьте его план.
При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
Оформите реферат.


Критерий D. Презентация и организация информации.
     С помощью данного критерия оценивается умение:
Отбирать относящийся к теме материал.
Организовывать информацию в логической последовательности.
Выражать исторический и прочий материал и идеи четко и тщательно.
Четко документировать источники и используемую информацию.
Правильно оформлять работу.
Использовать различные материалы и технологии для представления информации.


БАЛЛЫ
ОПИСАНИЕ

2








3










4










5












[ђ Заголовок 1 Заголовок 215