Особенности формирования личностных компетенций учащихся 5 классов через систему воспитательных мероприятий в период адаптации


Особенности формирования личностных компетенций учащихся 5 классов через систему воспитательных мероприятий в период адаптации
Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие быстро социализироваться, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения
Личностными компетенциями применительно к школьному образованию - понимают готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Пятый класс школы – один из наиболее критических периодов в жизни детей. Возникает огромное количество различных, часто очень серьезных проблем: учебных, поведенческих, проблем выстраивания новых отношений, проблем освоения нового пространства. Другими словами, наступает период адаптации.
Адаптация пятиклассников всегда трудна. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев.
Для формирования и развития личностных компетенций возникает необходимость создания развивающей среды, которая не ставит препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создает условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль играет воспитательная работа, так как обладает широчайшим набором методов, способов, приёмов для проведения воспитательных мероприятий.
Когда мне стало известно, что буду классным руководителем 5 класса, составила основные направления работы в адаптационный период.
Мною была разработана программа. В соответствии с поставленной целью определены задачи, для осуществления которых, использовала разнообразные виды и формы работы.
Для Создания комфортных условий пребывания учащихся в школе и ознакомления с едиными требованиями в течение сентября сопровождала и помогая им. Дети не знали имен учителей – мы записали их в дневники. Они носили бейджики с именами. В конце занятий в дневник записывали домашнее задание и расписание.
Проводились наблюдения за учащимися класса во время и вне учебных занятий
Организация внеклассной работы в классном коллективе. Практически все ученики посещали занятия по интересам и их внеклассная деятельность была очень активна
Психолого – педагогическая диагностика учащихся. Без диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося, поэтому в начале года был запланирован ряд диагностик, которые проводили совместно с психологом и соц.педагогом.
Социометрия, ранжирование.
Уровень воспитанности, школьной тревожности.
Изучение степени адаптации. Какой у нас коллектив?
Учебная мотивация.
Незаконченное предложение.
Наши отношения.
Проведение работы с родителями в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене:
Для родителей проведены собрания с приглашением психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обратили на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Так же проводились: Анкетирование, Беседы. Консультации, Родительские собрания. Посещение семьи
Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей
Для создание доверительных отношений с учащимися провожу Беседы, они развивают мышление учащихся, учат их выражать свои мысли в доказательной форме и критически оценивать себя и свои поступки.
Для Создания дружного сплоченного классного коллектива, использую классные часы: Обсуждение проблем класса проводим на организационных классных часах. Это могут быть выборы актива класса, распределение поручений в классе, обсуждение результатов дежурства, анализ результатов успеваемости, фактов нарушения дисциплины; В процессе их проведения формируется ценностно-смысловая и коммуникативная компетенции пятиклассников.
Формы проведения тематических классных часов в 5 классе были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные. Такие формы проведения вызывают оживленный интерес у ребят, они активно учувствуют в подготовке таких мероприятий и положительно воспринимают информацию.
При участии в классных часов, посвящённых государственной символике, героям Отечества, Великой победе, учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, за земляков, за своих родных и близких, развивается их гражданское самосознание, другими словами формируется ценностно-смысловая компетенция. Классные часы на тему «О взаимоотношениях девочек и мальчиков в классе», «Почему я стал хуже учиться?». «Я становлюсь личностью»; «Нам надо лучше знать друг друга». Анализируя взаимоотношения в классе, ученики откровенно говорят о том, что их устраивает, что не устраивает, ищут причины неудач и пути их преодоления, , учатся аргументировано отстаивать свою точку зрения. Кроме ценностно-смысловой, при этом формируется и коммуникативная компетенция.
Во время проведения Дней здоровья, классных часов о вредных привычках, школьники приобщаются к здоровому образу жизни. Так формируется компетенция личностного самосовершенствования.
Введение пятиклассников в общешкольную жизнь, формирует у учащихся ощущение единого школьного коллектива. Участие принимал весь класс. Функции организатора возлагались в основном на классного руководителя. Викторины - расширяют кругозор учащихся. Праздники формируют общекультурные компетенции учащихся.
При подготовке и проведении тематических классных часов, презентаций, конкурсов и соревнований, учащиеся овладевают различными умениями и навыками, происходит процесс формирования ключевых компетенций.
Самоанализ поведения и корректировка своей деятельности, осуществляется в процессе Рефлексии.
Заключение. После реализации составленной программы, по итогам контрольной диагностики, отмечено снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников, что говорит о среднем уровне школьной адаптации.
В диаграммах видно, как изменились приоритетные чувства, испытываемые пятиклассниками в школе. На смену беспокойству, сомнениям и тревоге за будущее, пришли спокойствие, радость и благодарность учителям.
Уровень общей тревожности в классе снизился. Отмечено незначительное повышение уровня страха проверки знаний, что связано с итоговыми контрольными работами в конце учебного года.
Мотивация обучения пятиклассников заметно повысилась. По сравнению с началом учебного года, отмечается преобладание хорошей школьной мотивации.
Из выщесказанного можно с уверенностью утверждать, что воспитательная работа играет большую роль в формировании личностных компетенций учащихся, особенно в период адаптации.