Статья на тему Использование интеллект-карты как средства ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВА
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ,
РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Цыброва Ирина Олеговна,
учитель информатики, магистр
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1793 "Жулебино" Россия, г. Москва
Аннотация. В статье указано, что интеллект-карты являются инновационной технологией изображения информации. Охарактеризованы понятие, структура и основные особенности интеллект-карт. Разработан алгоритм их создания, выявлены формируемые компетенции. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, доказывающие эффективность использования интеллект-карт как средства повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
Ключевые слова: интеллект-карта, качество знаний, творческие способности, компетенции, визуализация, графическая модель.
USE MIND MAPS AS MEANS OF INCREASE
QUALITY OF STUDENTS’ KNOWLEDGE, AND
THE DEVELOPMENT OF THEIR CREATIVE ABILITIES
Abstract. The article stated that mind maps are innovative te
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·На современном этапе развития образования значительную роль играет инновационный потенциал общества, которое нуждается в образованных людях, способных цельно, системно, плодотворно, разумно и созидательно мыслить, осуществлять быстрый поиск информации, принимать грамотные решения. Так как выдвигаемые требования формируют заказ на актуальные подходы в системе образования, новое педагогическое мышление, то перед педагогом стоит сложная задача изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику, результатом решения которых должно быть воспитание «инновационного человека».
Необходимо учитывать, если «ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности преподавателя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве» [13 REF _Ref421208649 \r \h 14315]. Мы должны рассматривать возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте. Как вариант выполнения поставленных требований можно использовать технологию изображения информации, отражающей смысловые, ассоциативные, причинно-следственные связи между понятиями, частями, составляющими вопроса или предметной области. Данная технология получила название технологии создания интеллект-карт (карт ума, ментальных карт).
В качестве отображения связей между понятиями и для раскрытия предметной области идея использования схем и рисунков не является новой, её применяют в обучении уже достаточно давно. Но только сравнительно недавно эту идею стали изучать и развивать как особый способ мышления. Технология создания интеллект-карт впервые была представлена в 1974 г., после выхода в свет трудов Т. Бьюзена [13 REF _Ref421208653 \r \h 14115]. Но базовые правила для представления и связывания мыслей разработал еще в 60-е гг. профессор Дж. Новак из Корнуэльского университета. Но и он почерпнул идею из теории Д. Аусубела, показавшего важность предшествующего опыта для формирования новых концепций.
В чем же состоит заслуга Т. Бьюзена? Он систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их построения и сделал много для распространения и популяризации данной технологии. На данный момент интеллект-карты можно использовать в образовании, самообразовании, при подготовке к выступлениям и в ходе выступлений, решении проблем и анализе сложных ситуаций, при работе в группе, «мозговом штурме», планировании, при принятии решений и т.д.
Для того чтобы создать и правильно оформить интеллект-карту, важно понять её структуру. Для правильного оформления структуры интеллект-карты, каждую мысль необходимо представлять, как карту-объект, от которой расходятся во все стороны ниточки-связи, ведущие к другим картам-объектам, реализующим мысли, образы. Мозг представляет собой хранилище информации, огромную систему объектов и связей между ними, а мышление выступает в качестве электрического тока, «бегущего» по связующим ниточкам, как по проводам, от одного объекта к другому. Данный способ мышления, как бы «разбегается» от центрального объекта в разные стороны представляет собой радиантное мышление.
Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, дающий импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом уже для другого ассоциативного процесса. Моделью радиантного мышления является интеллект-карта, что и является главным секретом её эффективности. Для того чтобы создать интеллект-карту, необходимо соблюдение следующих условий:
1) в центр карты поместить изображение, или кратко обозначить основное понятие или анализируемую проблему;
2) от центрального объекта провести в разные стороны ветви – основные связанные с объектом понятия, свойства, ассоциации;
3) каждая ветвь должна быть выделена отдельным цветом, как отдельная мысль;
4) от каждой ветки продолжить несколько более тонких ветвей для выявления ассоциаций, уточнения понятий, детализации свойств, конкретизации направлений;
5) смысловые блоки можно обводить в рамки;
6) связи между элементами интеллект-карты можно дополнять стрелками;
7) по мере заполнения интеллект-карты добавлять рисунки.
Создание интеллект-карты – созидательный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и предметам. Сам процесс создания интеллект-карт стимулирует творчество, потому что в её создании активно участвуют оба полушария мозга, чего не происходит при составлении обычных списков. К полезным свойствам интеллект карт можно отнести следующие:
1) наглядность. Вся изложенная тема располагается на одном листе, что позволяет окинуть информацию «одним взглядом»;
2) привлекательность. Правильно выполненная интеллект-карта эстетически оформлена, дополнена различными цветами и рисунками;
3) запоминаемость.
Благодаря цветовому оформлению, дополнению рисунками работают оба полушария мозга, что способствует лучшему усвоению;
4) интеллект-карта помогает выявить, какой информации в исследуемой теме не хватает и наводит мысли о новых идеях;
5) над интеллект-картами можно работать коллективно, а пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, лучше закрепить материал и увидеть новые идеи.
Нами разработан алгоритм построения интеллект-карты, включающий 4 шага:
1) выявление основных смыслообразующих вербальных элементов текста;
2) выбор знаков визуализации;
3) кодирование вербальных элементов при помощи выбранных визуальных знаков;
4) декодирование графической модели.
Использование данного алгоритма позволяет формировать ряд компетенций:
1) способность выбирать оптимальные знаки визуализации для графической интерпретации;
2) способность выполнять графическую модель текста;
3) способность интерпретировать графическую модель;
4) способность совершенствовать графическую модель;
5) способность использовать графическую модель для производства новых знаний.
Опытная работа в рамках исследования предполагала следующие этапы:
1) проведение констатирующего эксперимента: без предварительной подготовки учащиеся индивидуально представляли вербальную информацию в виде интеллект-карт;
2) прохождение учащимися разработанного нами элективного курса; 3) проведение контрольного эксперимента: повторное представление вербальной информации в виде интеллект-карт.
В общей сложности, в эксперименте приняли участие 50 учащихся.
Исследование показало, что:
по параметру «способность выбирать оптимальные знаки визуализации для графической интерпретации» на этапе констатирующего эксперимента низкий уровень был зафиксирован у 34% учащихся, средний – у 52%, высокий – у 14%, на этапе контрольного эксперимента низкий уровень продемонстрировали 8% испытуемых, средний – 54%, высокий – 38% (Диаграмма 1);
по параметру «способность выполнять графическую модель текста» на этапе констатирующего эксперимента низкий уровень был определён у 34% учащихся, средний – у 50%, высокий – у 16%, на этапе контрольного эксперимента низкий уровень был выявлен у 14% испытуемых, средний – у 54%, высокий – у 32% (Диаграмма 2);
по параметру «способность интерпретировать графическую модель» на этапе констатирующего эксперимента низкий уровень продемонстрировали 38% учащихся, средний – 54%, высокий – 8%, на этапе контрольного эксперимента низкий уровень был зафиксирован у 8% испытуемых, средний – у 66%, высокий – у 26% (Диаграмма 3);
по параметру «способность совершенствовать графическую модель» на этапе констатирующего эксперимента низкий уровень был определён у 38% учащихся, средний – у 52%, высокий – у 10%, на этапе контрольного эксперимента низкий уровень продемонстрировали 18% испытуемых, средний – 52%, высокий – 30% (Диаграмма 4);
по параметру «способность использовать графическую модель для производства новых знаний» на этапе констатирующего эксперимента низкий уровень был выявлен у 40% учащихся, средний – также у 40%, высокий – у 20%, на этапе контрольного эксперимента низкий уровень продемонстрировали 16% испытуемых, средний – 52%, высокий – 32% (Диаграмма 5).

Диаграмма 1
13 EMBED STATISTICA.Graph \s 1415
Диаграмма 2
13 EMBED STATISTICA.Graph \s 1415

Диаграмма 3
13 EMBED STATISTICA.Graph \s 1415
Диаграмма 4
13 EMBED STATISTICA.Graph \s 1415

Диаграмма 5
13 EMBED STATISTICA.Graph \s 1415



Исследуя уровень сформированности знаний и творческих способностей учащихся, мы использовали t-критерий Стьюдента для выявления значимых различий на этапе констатирующего и контрольного экспериментов (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень сформированности знаний и творческих способностей
учащихся на этапе констатирующего и контрольного экспериментов
Параметры
Среднее значение Конст. эксп.
Среднее значение Контр. эксп..
t-значе-ние
р
Степень отклоне-ния Конст. эксп.
Степень отклоне-ния Контр. эксп..
F-отноше-ние диспер-сии.
P диспер-сии

Способность выбирать оптимальные знаки визуализации для графической интерпретации
1,800000
2,300000
-3,88889
0,000183
0,670059
0,614452
1,189189
0,546515

Способность выполнять графическую модель текста
1,820000
2,180000
-2,66343
0,009044
0,690755
0,660550
1,093545
0,755540

Способность интерпретировать графическую модель
1,700000
2,180000
-4,08181
0,000091
0,614452
0,560248
1,202861
0,520408

Способность совершенствовать графическую модель
1,720000
2,120000
-3,00676
0,003354
0,640153
0,689276
1,159363
0,606777

Способность использовать графическую модель для производства новых знаний
1,800000
2,160000
-2,50205
0,014003
0,755929
0,680936
1,232394
0,467240


Проведённый анализ показал, что значимые различия выявлены по всем измеряемым параметрам: «способность выбирать оптимальные знаки визуализации для графической интерпретации» (t = 3,88889), «способность выполнять графическую модель текста» (t = 2,66343), «способность интерпретировать графическую модель» (t = 4,08181), «способность совершенствовать графическую модель» (t = 3,00676), «способность использовать графическую модель для производства новых знаний» (t = 2,50205).
Мы солидарны с тем, что «в образовательной среде должен царить дух творчества и постоянного поиска, которые являются питательной средой для новых идей и достижений» [13 REF _Ref421208663 \r \h 14215]. Внедрение в образовательный процесс технологии создания интеллект-карт способствует активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, повышению результативности.




















Список литературы

Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Пер. с англ. – 2-е изд. – Мн.: Попурри, 2003. – 304 с.
Дерновский И. Инновационные педагогические технологии / И. Дерновский. – К., 2004.
Сластёнин В.И. Педагогика / В.И. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. – 496 с.










Root Entry