Использование дистанционных олимпиад и конкурсов в учебной и воспитательной работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)


Ольга Владимировна Коновалова,
учитель английского языка,
классный руководитель
9е (коррекционного класса) VI вида
МБОУ СОШ №15, г. Сургут, ХМАО-Югра,
Тюменская область
Использование дистанционных олимпиад и конкурсов в учебной и воспитательной работе с детьми с ОВЗ
«Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете». Мэри Кей Эш.
Важнейшей задачей образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения не только в средней школе, но и за ее пределами.
Основная цель, которая стоит перед учителем, - это максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование у них теоретического и конструктивного мышления.
Важную роль в формировании учебно-познавательной и информационной компетентности школьников играет их участие в различных интеллектуальных мероприятиях.
Определенное место в этом занимают предметные олимпиады. С одной стороны – это форма обучения школьников, с другой – средство выявления наиболее подготовленных учащихся и активизации познавательного интереса посредством выполнения олимпиадных заданий. Однако, далеко не все школьники могут реализовать себя через участие в предметных олимпиадах. Тому есть много причин: 1. стрессовая ситуация на олимпиаде; 2. квоты на прохождение в следующий тур; 3. необъективная, предвзятая проверка работ и т. д.
Всего этого лишены дистанционные конкурсы и олимпиады. Особенно важно это для детей с ОВЗ.
Являясь классным руководителем 9е (коррекционного) класса шестого вида в 2015-2016 учебном году и, одновременно, их учителем английского языка, я поставила цель привлечь своих шестерых учеников (три девочки и три мальчика) и их родителей к участию в различных конкурсах и олимпиадах. Хотелось развить умения учащихся пользоваться персональным компьютером в учебных целях, ориентироваться в информационном пространстве. Поиск дополнительного материала, его исследование, отбор необходимого – всё это формирует навык самостоятельного учения.
Первое, в чём мы участвовали, был конкурс «Я – лингвист». Задания по английскому языку были довольно сложными. Поэтому мы искали ответы на вопросы в различных источниках, пользовались справочным материалом. Но ответы отмечал каждый сам за себя. Результаты получились разные, но было всё справедливо. К тому же не пришлось платить за участие.
Традицией стало принимать участие в игровом конкурсе «Британский бульдог». И теперь у каждого в портфолио есть сертификаты «Бульдога» с 5-ого до 9-ого класса.
Интересно было участвовать во всех мероприятиях Центра сертификации учащихся «Фгостест»: «Россия. Обычаи и традиции», «Россия. Природные богатства», «Английский язык», «Великая Отечественная война».
В проекте «Марафоны» ребята выполнили тесты по теме «Мир вокруг нас. Хищники» и «Русские поэты о природе и Родине».
Когда на сайте «Новый урок» появились задания, то решили тоже принять участие и заработали электронные сертификаты за участие в дистанционных блиц-турнирах по английскому языку и «Горжусь тобой, моя Россия!». Там же принимали участие в конкурсе «Безопасный мир» проекта «Кругозор» и с разными результатами все заработали 2 места.
На сайте Центра интеллектуального развития «Академия таланта» проводилась Всероссийская олимпиада по изобразительному искусству «Жостовский букет» для детей с ОВЗ бесплатно. Среди моих учеников есть 2,3 места и лауреат.
С помощью родителей приняли также участие в викторине проекта «Видеоуроки» «Памятные даты и праздники в России в 2016 году» и получили дипломы 1, 2 и 3 степени.
В Центре дополнительного образования «Снейл» приняли участие в Международном конкурсе «Русич» для детей с ОВЗ и очень обрадовались, когда вскоре по почте получили красивые сертификаты.
Но, самое интересное, что, благодаря «Снейлу» у ребят есть их первая публикация в Благотворительном проекте «Книга Добра».
Принимали участие также в проектах «Молодёжное движение»,
«Я – энциклопедия» по английскому и русскому языкам.
А на сайте «Мега-талант» приняли участие в олимпиадах по физкультуре и английскому языку.
Участвовали также и во Всероссийской олимпиаде по английскому языку с международным участием «Ростконкурс» и получили печатные наградные материалы прямо на адрес школы. Было очень приятно!
Думаю, что опыт участия во всех этих дистанционных событиях не прошёл даром, а научил ребят многому: ориентироваться в заданиях, в дополнительной литературе, в словарях, анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, конкретизировать фактический материал, самим получать новую информацию, приобретать новые знания.
Участие в конкурсах показало, на что способны ученики. Они выбирали те, которые наиболее интересны или посильны для выполнения. Ведь одним из средств формирования познавательного интереса у учащихся являются занимательность и успешность. С другой стороны, такое участие содействует формированию положительной мотивации ученика. В конкурсах часто представлены задания развивающего и творческого характера, создаются проблемные ситуации, которые необходимо решить. Прямых ответов на подобные задания найти невозможно. Кроме того, дистанционные мероприятия играют весомую роль в формировании универсальных учебных действий, особенно таких как логические, общие, знаково-символические способы учения, нравственно-этическое оценивание, планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция, оценка результата. Без духа соревнования трудно добиться хороших результатов, расширить кругозор учащихся. Все эти задачи успешно можно решить, принимая участие в дистанционных предметных олимпиадах, викторинах и конкурсах. Учащиеся учатся успешно выполнять любые задания, добиваться при этом хороших результатов, чувствовать себя успешным, получать новые знания и развивать свои способности. Ведь образованный человек не тот, кто всё знает, а тот, кто знает, где найти и как решить то, что он не знает.