Статья Интеллектуальные игры как средство развития способностей…


Марина Витальевна Башта,
Учитель английского языка МОУ «Сретенская СОШ №1»,
г. Сретенск
Интеллектуальные игры как средство развития творчества, таланта и способностей учащихся школы
" В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком». А. Бебель
Возникло глубокое заблуждение, что интеллектуальные игры часто разрабатываются (придумываются, сочиняются) в соответствии с некой обоснованной научной теорией. В действительности же, дело обстоит иначе. "Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения, а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи",- говорил Я.А.Коменский. [1, с. 213]. Первыми попытками создания интеллектуальных игр (мы не рассматриваем шахматы, шашки и другое, относимые многими к интеллектуальным): викторины и тесты, шарады и загадки, анаграммы и перевертни (чаще неверно употребляется слово "перевертыши") и т.п.- все это имеет давнюю историю. Новый толчок к пониманию интеллектуальных игр дала созданная журналистом и художником В.Я.Ворошиловым (1930-2001) в 1975 году телевизионная игра "Что? Где? Когда?». Необходимо заметить, что в США уже более 50 лет (с 1964года) существуют игры, которые можно назвать интеллектуальными достаточно определенно, несмотря на явное шоу-происхождение и назначение - это "Quiz" и "Jeopardy"(соответственно прототипы российских "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринга" и "Своей игры"). Эти игры, перекочевав из домашних гостиных и клубов на телеэкраны, украсившись всеми необходимыми атрибутами развлекательных передач, остались по - прежнему не только любимыми уже несколькими поколениями американцев, но и сумели сохранить стимулирующее развитие интеллекта значение. Следовательно, интеллектуальные игры с первых лет своего появления – порождение двух противоположностей: массовой, развлекательной культуры и стремления к знаниям, которое свойственно неутомимой натуре человека разумного, желающего развиваться бесконечно. Определяя направления работы с талантливыми и одаренными детьми в нашей школе, мы стремились выбрать максимально эффективные виды и формы деятельности. Одной из таких форм, на наш взгляд, является работа по развитию творческих (креативных) и интеллектуальных способностей учащихся, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом – это интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры не только источник знаний, но и источник радости, удовольствия от интеллектуальных побед. От своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. В нашей школе все больше и больше стали обращать внимание на выявление талантливых и одаренных детей. Проходят педагогические советы, методические семинары, диспуты, мониторинги, где учителя рассматривают и обсуждают вопросы одаренности и одаренных детей. Но, одно - выявить таких детей, а другое - создать благоприятные условия для их развития. И одним из важных факторов, влияющих на развитие учащихся и на выявление их скрытых талантов и способностей, является система внеклассной или внеурочной работы. Среди форм и методов внеурочной деятельности в МОУ "Сретенская СОШ №1" можно выделить:
- различные факультативы, спецкурсы (в рамках предпрофильной подготовки);
- кружки, спортивные секции, другие виды и формы дополнительного образования вне школы;
- конкурсы в школе и вне ее, в т.ч.дистанционные;
- творческие дела классов;
- привлечение обучающихся к участию в очных и дистанционных олимпиадах различного уровня;- система внеурочной исследовательской работы в школе (через школьное научное общество и организацию ежегодной научно - практической конференции);
- интеллектуальный клуб "КВН", интеллектуальные игры в школе и вне ее.
Я бы хотела остановиться более подробно на интеллектуальных играх. Считаю, что преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», «универсальные учебные действия»,т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в состязаниях позволяет учащимся расширить свой кругозор, применять собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявлять умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. Пример тому – продвижение в массы идеи интеллектуального клуба знатоков «КВН». Стоит заметить, что данный клуб - это явление не новое – оно зародилось у нас около десяти лет назад и стало первым шагом в развитии интеллектуального движения в школе. Цель данного интеллектуального клуба знатоков – расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса, интеллекта, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать в команде. В школе была создана команда старшеклассников «КВН», которая добивалась не единожды своего успеха в районе. В портфолио многих наших выпускников – фотографии их блестящих выступлений. Многие выпускники школы продолжают свои выступления в университетских клубах веселых и находчивых (в Чите, Иркутске, Улан-Удэ). В таких играх формируется дух товарищества, чувство взаимопомощи, происходит "выхлоп" креативности, реализуются самые разные способности детей: ребята находят новых друзей, близких по духу, и это общение продолжается еще долгое время. Нельзя не сказать и о том, что участвуя в различных творческих конкурсах, дети тоже порой интеллектуально играют. Ведь они преобразовывают свои знания с участием воображения и фантазии, выдвигают новые идеи, творчески мыслят, а самое главное самостоятельно работают над развитием собственного интеллекта, таланта, культурного уровня и безграничных способностей. На современном этапе, в эпоху развития компьютерных технологий, у наших учащихся появилась возможность принимать участие не только в очных конкурсах, но и в дистанционных турнирах разнопредметной направленности. К ним относятся дистанционные предметные олимпиады, различные турниры и конкурсы. Участниками таких интеллектуальных мероприятий становятся классные коллективы и отдельные учащиеся. Это способствует сплочению школьного ученического коллектива в целом, а в частности дает каждому ребенку попробовать себя в новой роли. И часто результаты бывают совершенно непредсказуемыми. Ученики проявляют интеллектуальные способности, раскрывая многогранность своих интересов, проявляя творчество. Интеллектуальное движение в нашей школе, безусловно, дает свои значимые результаты, и это выражается не только в количестве грамот, дипломов и призов у наших учащихся, но и в том, что система интеллектуальных игр позволяет формировать благоприятную среду, в которой и дети, и педагоги, и родители (!) чувствуют себя более комфортно. Вследствие этого формируется партнёрский тип взаимоотношений, устанавливаются контакты, снимается напряжение и появляется чувство взаимного доверия. Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что – то новое, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д.- все, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека. Таким образом, интеллектуальные игры являются площадкой личностного самовыражения для учащихся и позволяют учащимся проявлять свои способности в решении задач на основе применения имеющихся знаний, приобретать знания и проверять качество своих знаний. «Способность творчества есть великий дар природы: акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство: минута творчества есть минута великого священнодействия». [2, с.305]. В.Г.Белинский

Список литературы:
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 2 – Москва: Педагогика, 1982 – с.576
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ 03.04.2012 года //Режим доступа: htt//президент.рфПодпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 года №172// Режим доступа
7. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 334с.