Оптимизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся



Пояснительная записка
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию -формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям общеобразовательных учреждений обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности иноязычного общения. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности - это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности. Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Иностранный язык», создание условий для самореализации способностей обучающихся. Задачи: 1. Формировать мотивацию приобретения дополнительных знаний по английскому языку. 2. Понимать важность изучения английского языка в современном мире 3. Развивать самостоятельность. 4. Развивать кругозор, интеллект и творческие наклонности. Методические принципы: 1. Интеграция основных речевых умений и навыков. 2. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях. 3. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся. Педагогические методики: Прогрессивные матрицы Дж.К.Равена, метод проектов Л.С.Выготского, метод индивидуального подхода Е.И.Пассова, Г.А.Китайгородской, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманской. Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах. Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов. Диагностический инструментарий: 1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).
6. Развитие элементов критического мышления.
Диагностические этапы:
Педагогическая диагностика
Психологическая диагностика
Специальная углубленная диагностика
Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Диагностики:
Тест «Прогрессивные матрицы Дж.К. Равена».
Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова).
Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова).
Методика обследования связной речи (В.П. Глухов).
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.