Развитие креативных способностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике

Развитие креативных способностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике.
В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь адаптироваться к новым условиям жизни.
Приведу выдержку из ФГОС : «Выпускник школы – это гражданин: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество и инновационную деятельность».
Новые стандарты предполагают изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и своем государстве.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творческих личностях. Современным организациям и предприятиям требуются креативные сотрудники. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.
Что же такое «креативность»? Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Концепция креативности как феномена творчества была введена в науку Дж. Гилфордом – американским психологом. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах.
Основные критерии таковы:
1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.
2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно.
4. Любознательность – чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям, восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.
5. Способность к разработке гипотезы – смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
6. Удовлетворенность – итог проявления креативности – логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.
Основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
Большинство психологов и педагогов, работающих по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
индивидуализация образования;
исследовательское обучение;
проблематизация.
Я придерживаюсь мнения, что креативность – это способность человека творчески подходить к стоящим перед ним задачам и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.
Поэтому главной целью своей работы вижу – создание условий для развития креативных способностей обучающихся, способствующих формированию образованной, нравственной, социально адаптированной личности.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
научить детей анализировать, мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях;
организовать научно – исследовательскую деятельность учащихся для совершенствования процесса обучения и профориентации;
развивать свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире;
способствовать достижению современного качества образования, соответствующего меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Решение этих задач на всех ступенях обучения в школе, правильное
планирование своей работы позволит и азы математики изучить, и к сдаче ГИА и ЕГЭ автоматически подготовиться.
Развитие креативности на уроках математики осуществляю через:
разрешение проблемных ситуаций;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов, вывод;
решение творческих задач;
применение исследовательского метода обучения.
Я считаю, что математика начинается с проблемы. Поэтому при изучении новой темы использую технологию проблемного обучения. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не те знания, что получили готовыми и зазубрили, а те, что открыли сами и выразили по своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер. На проблемном уроке “проводим” учеников через два этапа: постановка проблемы и поиск решения.
Постановку проблемы осуществляю одним из трех способов:
Организация побуждающего диалога – через создание проблемной ситуации.
Например, урок в 11 классе «Решение задач на вычисление объема
усеченного конуса»
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

Анализировать задачу по следующему плану:
объект задачи;
данные элементы;
искомые элементы;
отношения: данные и искомые



Задача, Радиус одного основания усеченного конуса в 5 раз больше радиуса другого. Высота конуса разделена на 4 равные части и через точки деления проведены плоскости параллельно основаниям. В каком отношении разделится объем данного конуса?
Что является объектом задачи?
Ожидаемый ответ: объектом задачи являются 5 усеченных конусов, один – данный, еще 4 получены пересечением данного конуса плоскостями, параллельными основаниям конуса

Какие элементы известны?

Ожидаемый ответ: известных элементов нет

Какие элементы нужно найти??
Ожидаемый ответ: таких элементов нет

Какие отношения известны и какие неизвестны?
Ожидаемый ответ: известные отношения – части высот данного конуса равны, высота данного усеченного конуса в 4 раза длиннее высоты каждого полученного конуса; радиус большего основания усеченного конуса в 5 раз длиннее радиуса меньшего основания; неизвестные отношения – отношение объемов четырех усеченных конусов

Выполните рисунок к задаче


Составьте план решения задачи
Ответы учащихся


При изучении темы 7 класса «Свойства степени с натуральным показателем” в устный счёт, состоящий из примеров на умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями, где показатели небольшие числа включаю задание, где показатели степеней очень большие числа. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “что предпринять?”
Организация подводящего диалога – через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулированию темы урока.
Например, урок в 5 классе по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» начинаю так:
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

Что интересного в числах:
10,05; 100,5; 10,050; 1,00500; 100,500; 1,005?
Ответы учащихся

Найдите равные числа и расположите их в порядке возрастания (используя наиболее удобные записи). Что вы замечаете?
1,005; 10,05; 100,5.
Ожидаемый ответ: запятая перемещается на один разряд вправо

Продолжите ряд на три числа. Во сколько раз увеличиваются числа этого ряда?
1,005; 10,05; 100,5; 1005; 10050; 100500.
Ожидаемый ответ: числа увеличиваются в 10 раз

А что происходит с числом, если запятая перемещается на разряд влево?
Ожидаемый ответ: числа увеличиваются в 10 раз

Почему?
Ответы учащихся

Как сформулировать тему урока?
Все предложения выписываются на доске.


Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приёма.
Например, урок в 10 классе «Углы между основными геометрическими
фигурами»:
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

Что изучает стереометрия?

Ожидаемый ответ: стереометрия изучает фигуры в пространстве

Назовите, обозначьте и изобразите основные фигуры стереометрии
Ожидаемый ответ: точка, прямая, плоскость

Составьте различные комбинации из двух основных фигур стереометрии. На доске изобразить эти комбинации

Ожидаемый ответ: 6 комбинаций: 2 точки, 2 прямые, 2 плоскости, точка и прямая, точка и плоскость, прямая и плоскость

Как могут располагаться между собой эти фигуры?
Ожидаемый ответ: а) 2 точки лежат на одной прямой; б) 2 прямые – параллельно, пересекаются, скрещиваются; в)2 плоскости – параллельно, пересекаются; г) точка принадлежит прямой или не принадлежит прямой; д) точка принадлежит плоскости или не принадлежит плоскости; е) прямая параллельна плоскости или пересекается с ней

Определите углы между двумя фигурами
Ожидаемый ответ: а)нет; б) 00 ; острый угол между параллельными и скрещивающимися прямыми; в)двугранный угол и линейный угол; г) нет; д) нет; е) угол между прямой и ее проекцией на плоскость

Сформулируйте приемы определения углов между фигурами
Ожидаемый ответ: 1)угол между двумя прямыми; 2) угол между прямой и плоскостью; 3)угол между двумя плоскостями

На модели пирамиды паказать:
углы между двумя прямыми;
углы между прямой и плоскостью;
углы между двумя плоскостями
углы между скрещивающимися порямыми
Ответы учащихся

Научить решать учебные познавательные задачи в процессе изучения
математики и является одной из форм проявления творческой деятельности учащихся, характеризует состояние творческого мышления, а также свидетельствует об уровне их математической подготовки.
Я считаю, что проблемное обучение развивает креативные способности, обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Для реализации этой технологии я определяю особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы, делаю отбор самых актуальных, сущностных задач и использую личностный подход, чтобы вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Экзамен – это такое испытание, к которому не нужно готовиться много лет, прорешивая большое количество однотипных заданий. Нужно качественно изучать пограмму, решать задачи из школьных учебников, уделять внимание текущему и обобщающему повторению, заниматься устной работой, проверять домашние задания, развивать творческие и креативные способности – короче говоря, честно делать свою обычную работу. И тогда экзамен не страшен.



15