Конспект урока литературы на тему Повесть о Петре и Февронии Муромских как отражение нравственных семейных ценностей

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 Г.РЯЗАНИ»






Урок литературы в 7 классе
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение нравственных семейных ценностей»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение нравственных семейных ценностей»
Цель: 1) проанализировать, каким образом в «Повести » отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести;
2) воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;
3) развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности; развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы.
Ход урока
1.Организационный момент
Работа с эпиграфом.
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы
можем найти многое для себя. Д.С. Лихачёв
Учитель. Как вы понимаете слово «нравственность»?
Ответы учащихся.
Учитель. Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.


Учитель. Как вы понимаете эпиграф?
Ответы учащихся.

Учитель. Назовите нравственные, духовные качества, которыми должен обладать человек.
Учащиеся. Человек должен обладать такими нравственными, духовными качествами, как доброта, любовь, верность, благородство, преданность, культура отношений между мужчиной и женщиной.
Учитель. Устарели эти качества в наше время?
Учащиеся. Нет, время не властно над этими духовными ценностями.
Учитель. Русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошлого.
II. Актуализация знаний
Учитель. На прошлом уроке мы с вами познакомились с содержанием древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских. Это произведение особенно интересно для современных читателей, т.к. раскрывает многие проблемы, актуальные в наше время.
О чем мы будем говорить сегодня на уроке (подскажет эпиграф)?
Учащиеся. Сегодня на уроке мы будем говорить о духовных ценностях, которыми человек должен руководствоваться в жизни, в семье.

Учитель. Попытайтесь сформулировать тему урока.
Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение нравственных семейных ценностей.
Учитель. Какую цель вы поставите перед собой?
Учащиеся. 1) проанализировать, на каких духовных ценностях основана русская семья; 2) как они реализуются в тексте повести; 3) проанализировать отношения между людьми.
III. Изучение нового материала
Учитель. Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к христианскому пониманию семьи и брака, заложенному в Библии. Брачный союз в Новом Завете - великая тайна Божья. Брачный союз заключается не только по желанию мужчины и женщины, а с благословления Церкви. «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Брак совершается и разрушается только волей Бога, а не желанием людей. В современном обществе среди молодежи часто можно услышать фразы: «Поженимся, а если что – разбежимся», - такое немыслимо для христианского брака, потому что твоя «половинка» предназначена тебе Богом.
Венчающиеся в церкви осознают, что они связывают себя с супругом до конца жизни и должны стойко переносить те испытания, которые выпадут в семейной жизни.
Таким образом, в основе христианского брака лежат такие духовные ценности, как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а также их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи.
IV. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний
Учитель. Проанализируем текст «Повести о Петре и Февронии Муромских» и выявим, каким образом ценности христианского брака отражаются в тексте произведения.
Отличительной чертой «Повести» является то, что в первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, в последующих главах они неразлучны. В результате этого создается общая картина, в которой действуют не отдельные персонажи, а именно пара героев, проходящих совместные испытания.
Обратимся к первым страницам произведения, в которых рассказана предыстория брака главных героев. Хотя Петр и Феврония в этих частях повести не соединены узами брака, но именно в них мы можем проследить становление взаимоотношений супругов, что имеет большое значение в формировании семьи.


Учащиеся. Читают начало: «Есть в Русской земле город что с ней произошло князю, мужу своему»
Учитель. Где происходит действие?
Учитель. Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?
Учащиеся. Мирскому служению Богу князю пытается помешать дьявол, который действует через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня.
Учитель. Перед женой муромского князя стоял выбор: либо она скроет все происходящее, либо признается мужу. Что выбрала княгиня?
Учащиеся. Княгиня выбрала признание.
Учитель. Такой поступок полностью соответствует заповедям христианского брака: жене нечего было стыдиться перед мужем, так как это были козни дьявола. Жена Павла знала, что муж не осудит её, не отвернется, узнав правду, и её признание не навлечет гнев мужа.
Как повел себя в этой ситуации князь Павел?
Учащиеся. Павел не осудил жену, не отказался от неё, потому что его предназначение в браке - забота о супруге, и он должен был избавить её от змия.
Учитель. Какие духовные качества помогли семье князя Павла пройти жизненное испытание?
Учащиеся. Семье князя Павла пройти жизненное испытание помогли такие качества, как любовь, честь, взаимная уверенность супругов друг в друге.
Учитель. Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?
Учащиеся. Отношения между Павлом и его женой можно назвать доверительными, открытыми, случившаяся беда общая беда, пути преодоления ищут сообща.
Учитель. С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения?
Учащиеся. У Павла были доверительные отношения с его братом Петром.
Учитель. Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем?
Учащиеся. Пётр действует самоотверженно.
Учитель. Семья – это не только муж и жена, но и родственники: братья и сестры, которые также поддерживают друг друга в жизни, поэтому за помощью князь Павел обращается к брату Петру, который без колебаний решает помочь.
Обратимся к другому эпизоду, который также раскрывает перед нами «Повесть о Петре и Февронии» как образец христианских семейных отношений.
Читают учащиеся. (Петр, после смерти брата, становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену разными способами, и, в конце концов, приходят к Февронии с просьбой «отдать им, кого они просят», отдать им князя Петра, т.е. развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары. Феврония же, в ответ просит бояр «дать и ей того же» - то есть остаться женой князя Петра)
Учитель. Петр стоит перед выбором: либо царствование, либо жена.
Что выбирает Петр?
Учащиеся. Петр остается с женой.
Учитель. Легко ли Петру было сделать выбор?
В чём сложность этой ситуации?
Учащиеся. Сложность ситуации в том, что, с одной стороны, Петр ответствен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии он нарушит заповеди брака.
Учитель. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.
В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она в том, что муж не променяет ее на власть.
С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу.
Князь принимал решение, руководствуясь христианскими канонами, он должен заботиться о своей жене, пройти с ней жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.
Необходимо отметить то, что и Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что брак предрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо из супругов.
Завершается повесть описанием смерти Петра и Февронии, но даже в этом эпизоде мы видим исполнение заповедей брака.
Читают учащиеся. (После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь к духовному росту. Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» - специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может).
Учитель. Феврония-Ефросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания или выполнить ранее данное слово.
Что выбрала Феврония?
Учащиеся. Она выбирает смерть, чтобы не оставить неисполненного долга.
Учитель. Почему Феврония решила преставиться вместе с Петром, а не дошить воздух?
Учащиеся. Феврония решила преставиться вместе с Петром, потому что ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово перед Богом выполнить может только она сама.
Учитель. Автор подчеркивает важность данного слова над мирским делом, пусть даже и богоугодным.
Таким образом, Феврония выполняет завет верной жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души.
Супруги умирают в один день, показывая единство семьи своей смертью.
Смогла ли смерть разлучить Петра и Февронию?
Учащиеся. Даже после смерти Петр и Феврония неразлучны.

Учитель. Какие чудеса происходят после их смерти?
Учащиеся. Они завещали похоронить их в одном гробу, сделав тонкую перегородку, однако люди решили, что нельзя этого делать и разделяют их. Однако чудесным образом они оказываются в одной могиле, и хотя люди трижды разделяют их, они все равно возвращаются друг другу.
Учитель.Как вы можете объяснить это чудо?
Учащиеся. Бог соединяет мужа и жену, которые оставались верны друг другу и его заветам, после смерти, показывая то, что они воссоединились на небесах, то есть достигли Царствия Небесного вместе.
Учитель. Петр и Феврония становятся примером в создании христианской семьи.
V. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель. Давайте ещё раз вспомним эпизоды, в которых отражены нравственные семейные ценности и каждый скажет, что важного для себя он взял из этой повести.
Учащиеся. Супруги всегда должны быть честны друг перед другом и заботиться о душе друг друга; брак превыше мирской власти и богатства; верность заветам помогает мужу и жене и после смерти оставаться вместе.
Учитель. Ещё раз посмотрим, какие нравственные ценности помогают создать гармоничные отношения в семье
(заполнение на доске таблицы). Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Чему научила меня «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
Повесть о петре и февронии муромских аудиокнига скачать на в Заголовок 515