Гуманизм и гуманизация в процессе воспитания


Гуманизм и гуманизация в вопросе воспитания.
Линдикрей Татьяна Юрьевна
г.Кемерово МБОУ «ООШ №90» учитель начальных классов
В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что образование и воспитание не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных ситуаций и взглядов. Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманизм - означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности. Гуманизм сегодня — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие гуманностъ, в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода. Гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельного потенциала. Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный. Гуманизация обусловливает установление связей между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).
Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности, нравственного уклада жизни воспитанников осуществляется на основе следующих принципов: нравственного примера педагога;  социально-педагогического партнерства;  индивидуально-личностного развития; социальной востребованности воспитания.
Нравственная культура – результат духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании. Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная. Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей. Функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами людей и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь. Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу. Важнейшими элементами нравственной свободы являются:
1. Осознание требований нравственных норм.
2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности и в качестве системы самообязанностей.
3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением, а по внутреннему убеждению.
4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения.
5. Ответственность за мотивы и последствия действия.
Нравственно воспитанная личность активно борется с негативом. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала.
Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.
Во-первых, культура нравственного сознания.
Во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим
внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их
реализации, есть культура нравственных чувств.
В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются
поставленные и принятые нравственные цели, превращаются в активную жизненную позицию.
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т. о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, диспут, обсуждение конкретного случая и т.д.
«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и активного нравственного мышления.
Воспитатаельное мероприятие является частью воспитательной работы.Ю.А.Конаржевский определил воспитательное мероприятие как совокупность воспитательных воздействий подчиненных единой воспитательной цели. Воспитательное действие определяют как вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Можно сказать , что ВП состоит из цепи ВП, по этому сложно отдать предпочтение какому-то одному из понятий.