РОЛЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, КАК ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ


РОЛЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, КАК ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
Слово «суеверие», означает ложную веру во что-либо (от древнеславянского «суе», или «всуе» - напрасно, тщетно). В словаре Даля суть «суеверия» поясняется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно».Суеверия встречаются во всех аспектах жизни: в быту, в учебе, в труде и отдыхе, в природных явлениях и многих других.
В данной работе я хотела обратить внимание на суеверия, как способ воспитания личностных ценностей у детей и школьников.
Существуют множество методик воспитания детей: традиционные и новаторские, японские, европейские (западные). Несмотря на различие взглядов на воспитательный процесс, можно с уверенностью отметить тот факт, что и в них также могут встречаться признаки суеверий и предрассудков.
С одной стороны, верить во все суеверия в некоторой степени наивно, но , я считаю, что они несут определенную функцию в воспитании детей, как правильных, культурных и законопослушных граждан.
Психологами давно отмечено, что запрещать что-либо детям и говорить слово «нельзя» не имеет смысла, так как ребенок стремиться сделать то, что ему запрещают. Мы часто слышим от людей старшего поколения (иногда даже и от молодежи) «не делай то, иначе…». Возможно, именно благодаря таким методам запугивания, человек и вырастает благовоспитанным.
Рассмотрим эту версию в конкретных примерах. Приводя в пример суеверия, я также хочу обратить внимание на так называемую «функцию» его (т.е. понять, почему и с какой целью оно появилось).
Хранить в доме разбитую посуду – навлекать на себя несчастье. Скорее всего, это выражение появилось с целью безопасности здоровья человека, ведь пользуясь треснутой или же поврежденной посудой можно пораниться.
Шапку на стол не клади – иначе бедным будешь. В данном примере, очевидно, мы можем обратить внимание на тот факт, что класть шапку на стол – не гигиенично, так как шапка - головной убор, в котором ходят на открытом воздухе, где могут быть и грязь, и пыль.
Играть ножом – к ссоре. И этот пример, как и первый, посвящен безопасности жизни.
Не сиди на столе – иначе бедным будешь. Этот пример из ряда культурного поведения в обществе.
Во время еды прикусил язык, значит, ты сказал неправду. Во время еды не следует разговаривать. С точки зрения медицины, это - небезопасно.
К этой же категории можно отнести и следующие предрассудки:
За столом не смеются – бес в кушанье нагадит.
Не ешь с ножа – сердитым будешь.
Нельзя не доедать или не допивать. Данное выражение произошло, скорее всего, во времена голодных лет или же просто не было возможности у людей жить в достатке. Именно с экономической точки зрения, по моему мнению, произошло это суеверие. Кроме того, оно учит детей экономности и культуре поведения за столом.
Не сметай со стола рукой – не будет достатка.
Вытирать стол бумагой – готовиться к ссоре с кем-то.
Эти суеверия говорят о проблеме воспитания и воспитанности человека, а также поведения на кухне.
Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. Это суеверие также говорит о проблеме здоровья человека. Известно, что черствый хлеб полезен для пищеварения и ЖКТ. Видимо, зная о пользе хлеба, народ придумал такое выражение.
Нельзя зашивать одежду на человеке, иначе зашьешь ум. Данное выражение также связано с безопасностью жизнедеятельности человека. Ведь, зашивая одежду на человеке, его можно нечаянно ранить.
Приведенные примеры поднимают проблемы здоровья, безопасности, культуры и этики. Суеверия и предрассудки возникали не на пустом месте, а с необходимостью. При помощи их народ воспитывал своих детей. Однако в современном мире суеверия и предрассудки отошли от системы воспитания. Никто не воспринимает их в качестве метода воспитания ребенка или школьника, как правильных, законопослушных, культурных людей. Все это связано с потерей связей поколений: молодежь не слушает старших и не уважает их, а старшие не хотят понять современную молодежь и их проблемы.
Еще одна причина – потеря традиционных нравов в семье. Эта проблема, по-моему, очень тесно связана с проблемой смешанных браков. Смешанные браки приводят к тому, что дети, в результате, воспитываются по разным взглядам и подходам. Забываются традиции, которые переходили из поколения в поколение, исчезают семейные ценности. О суевериях в данном случае никто не вспоминает. А зря…