Конспект урока литературного чтения: И.З. Суриков Детство


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новопокровская средняя общеобразовательная школа №1

Конспект урока литературного чтения
Тема: И.З. Суриков «Детство»

Класс: 3
Тип: комбинированный
Вид: традиционный
Разработала:
Шерстобитова Ирина Сергеевна
Учитель начальных классов
2016г.
Цели урока: Обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование урока:
-компьютер;
-картинки
Ход урока:
1.Организационный момент:
2.Проверка домашнего задания
С.70. понравившийся отрывок на изусь-иллюстрация к отрывку.
2. Работа по теме урока.
1.Кроссворд
Ребята разгадав кроссворд мы узнаем тему нашего урока:
Одеяло белоеНе руками сделано.Не ткалось и не кроилось,С неба на землю свалилось. (Снег)
Белый дед, белее нет.Старый, горбатый, лежит возле хаты.Лежит всю зиму - никто не поднимет.Весна придет - он сам уйдет.(Сугроб)
Что можно увидеть с закрытыми глазами (Сновидение)
4. Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
3
2 1 Р К О 4
-Кто прочитает тему сегодняшнего урока ?-Правильно И.З.Суриков.
2. Работа по теме урока
Рассказ учителя об авторе
Иван Захарович Суриков (1841-1880) — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, П. Чайковский.Иван Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина. В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников — И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества. Со временем Суриков стал известным поэтом.
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.Иван Захарович был женат на М. Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.
3.Работа с неизвестными словами
45339020637500Кубарем – вертясь, стремительно ( падать).
Ветхая- старый, близкий к разрушению; изношенный, пришедший в негодность от времени
453390317500
Лапти- низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.
45339017208500
Прялка- приспособление для ручного прядения(из шерсти животного или льна), приводимое в движение ножной педалью.
278701566040003867151143000
Лен- Травянистое растение, из стеблей к-рого получают прядильное волокно, а из семян — масло.
453390317500
Светца- Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить её с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения.
3962401905000
Смежит- сомкнуть, закрыть, сблизить или соединить края (о губах, веках, глазах и т. п.)
Омрачать- покрывать мраком, затемнять; делать менее ясным, затуманивать (сознание, рассудок); делать мрачным, печалить; доставляя огорчение, делать менее радостным, приятным; портить
Физминутка-разминка( двигательно-речевая)
        Я иду, и ты идешь— раз, два, три.
                    (шаг на месте)
     Я пою, и ты поешь — раз, два, три.
                     (стоя, дирижируем 2-мя руками)
      Мы идем и мы поем — раз, два, три.
                      (шаг на месте)
      Очень дружно мы живем — раз, два, три.
                      ( хлопаем руками) 
4.Продолжение работы по теме урока
1. А сейчас прочитаем стихотворение, помещенное в наших учебниках на с 72. Следим за моим чтением.(Учитель как пример читает выразительн.)
2. Работа над текстом стихотворения
- Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши ?- Если представить картину то что можно увидеть ? (Увидели деревню, горку, ребята катаются на санках.)
- А если бы можно было послушать, то что бы мы услышали ?(Голоса ребят, скрип снега, птицы кричат на деревьях.)
- А какие мы испытываем чувства по отношению к мальчику ?(Сначала было весело, а потом грустно.)
- От какого имени ведется рассказ ?
(От имени мальчика.)
3. Выразительное чтение детьми всего стихотворения
5. Итог
-С каким поэтом мы познакомились на уроке ?- Какое произведение мы изучили ?- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении ?- Каким приемам учились сегодня на уроке ? (представлять, воображать, озвучивать.)
6. Домашнее задание
Выучить наизусть первые четыре четверостишия из стихотворения «Детство». Сделать иллюстрацию в тетради к любому отрывку из стихотворения.
Спасибо за урок!