Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Суриков Детство


Конспект урока литературного чтения.
Предмет: литературное чтение
УМК: «Начальная школа XXI века»
Класс: 2
Учитель: Крупина С. И.
Тема: Стихотворения о зиме. И. Суриков. «Детство» (отрывок). Коллективная творческая работа «Зимние забавы»
Место урока в теме: восьмой урок в разделе «Снежок порхает, кружится…»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока и ожидаемый результат: совершенствовать умение выразительного чтения лирического текста через понимание главной мысли литературного произведения.
Задачи урока (деятельность учителя):
1.Актуализировать известные знания учащихся о теме и жанре литературных произведений.
2. Создать проблемную ситуацию и способствовать её разрешению учащимися.
3. Учить отбирать необходимую информацию для понимания главной мысли произведения.
4. Помочь обучающимся в установлении вывода при решении проблемы.
5.Учить приемам выразительного чтения.
6. Организовать самооценивание работы учащихся на уроке.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метопредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты:
- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; проектор, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка; карточки с изображением зимних забав; музыка Вивальди «Зима»; модели обложек, жетоны для викторины, карточки с заданиями.Этапы урока; задачи деятельности учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент.
Ход урока
Организационный момент.
Цель: обеспечить готовность к уроку.
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.
Педагогические приемы: приветствие, музыкальный настрой на урок
Приветствие.
Настрой на урок.
- Как чувствуете себя перед уроком? (Волнуемся, переживаем, …)- Тогда послушайте музыку итальянского композитора Антонио Вивальди. (Презентация «Зима» на музыку А. Вивальди).
- Кому музыка помогла успокоиться?
- Что еще почувствовали вы, слушая это произведение? (Восхищение красками природы, красотой нашей земли …).
- Кому из вас музыка помогла что-либо вспомнить?
А мне вспомнилось, что сегодня 29 ноября, урок литературного чтения. Раздел? («Снежок порхает, кружится…»). Жанры? (Стихи, сказки, рассказы).
Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся об изученных произведениях, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу, умение произвести самооценку: что умею, что знаю, умение преобразовывать информацию.
Педагогические приемы: литературная викторина, моделирование
Повторение произведений о зиме. Чтение отрывков из выбранного произведения. (Презентация «Литературная викторина»).
- Вы готовы проверить себя, свою память?
- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.
- Ваша задача: назвать произведение и его жанр.
1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше
людям поможет? Дети пошли к людям”. (Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»)
2.«… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен
январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля». (Рассказ С. Иванова «Каким бывает снег»)
3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает.
Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ М.М. Пришвина «Деревья в лесу»).
4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло». (Стихотворение Зинаиды Александровой «Зима»).
5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку». (Рассказ И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»)
6.«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям
постукивает.
- Я один тут властелин!» (Сказка Эдуарда Шима «Всем вам крышка»).
7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!» (Рассказ К. Ушинского «Мороз не страшен»).

Презентация Работа на доске
слайды С. Иванов «Каким бывает снег»
М.М. Пришвин «Деревья в лесу»
Рассказ И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу»
К. Ушинский «Мороз не страшен»
слайды З. Александрова «Зима»
слайды Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Эдуард Шим «Всем вам крышка»
Постановка учебной задачи.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование целей и задач урока
Ожидаемый результат: уметь анализировать, самостоятельно формулировать цели и задачи урока, уметь делать общие выводы
Педагогические приемы: игра «Да-нет», «Незаконченное предложение»
- Давайте вместе обозначим цели урока. (Игра: да, нет)
- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
Дети: сказку.
Учитель: нет.
Дети: рассказ.
Учитель: нет.
Дети: стихотворение.
Учитель: да.
Учитель: о ком? Тема?
Дети: о животных.
Учитель: нет.
Дети: о детях.
Учитель: да.
- Какой вывод вы можете сделать? (Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится”, где будем знакомиться с новым стихотворением).
- Какие задачи литературного чтения будем решать?
Читать … вслух и молча.
Обогащать … свою речь.
Передавать … голосом чувства.
Отвечать … на вопросы.
Дополнять … ответы.
Понять,… что хотел сказать автор.
Высказывать … свое отношение к герою.
Открытие нового знания. Работа со стихотворением И. З. Сурикова «Детство» -
с. 143
Цель: формировать полноценное восприятие художественного произведения на уровне главной мысли (идеи) и развивать речевые умения, развивать основные способы мыслительной деятельности (выделение нужной информации, синтез, анализ, обобщение).
Ожидаемый результат: умеют правильно называть произведение, самостоятельно определяют тему стихотворения, формулируют ответы на вопросы, высказывают личное отношение к содержанию и обмениваются мнениями
Педагогические приемы: первичное ознакомительное чтение, словарная работа, «заместители» жанров и тем
Упражнение с произведением.
- Найдите фамилию автора. Прочитайте про себя.
- Кто не смог найти автора? Кто подскажет?
- Найдите заголовок. Прочитайте про себя.
- Кто не смог найти заголовок? Кто подскажет?
- Назовите произведение.
Первичное ознакомительное чтение. Самостоятельное упражнение в моделировании.
- Прочитайте произведение молча и сделайте на листочке модель обложки к данному произведению.
- Покажите на моделях, какое произведение вы читали.
- Кто назовет, что вы читали?(Стихотворение Сурикова о детях «Детство»). модель!!!
Выявление первичного восприятия.
- Понравилось ли вам произведение? Что захотелось сделать?
4. Словарная работа.
- В тексте встретились слова, требующие объяснения. Возьмите листочки. Слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
- Проверим работу. (Слайд ).
Слова Значения слов
крутая гора 
кубарем
качусяпередвигается на чем – то или с помощью чего – то (разговорное);
опасный обрывистый склон;
вертясь стремительно (о падении);
Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению.
Цель: определять эмоциональное настроение произведения: общая направленность, состояние героя, отношение к нему, развивать умения выдвигать гипотезы по решению проблемы, делать простейшие выводы
Ожидаемый результат: умеют осуществлять анализ произведения с выделением существенных и несущественных признаков, понимают точку зрения автора, выражают свое отношение к герою, к произведению,
Педагогические приемы: аналитическое и поисковое чтение, проблемный диалог, партитура чувств
- Кто является рассказчиком стихотворения? Героем? Герой и автор – это одно и то же лицо?
- Что главное, важное хотел сказать читателям автор? Чтобы понять главную мысль стихотворения, проследим, как менялись чувства автора-рассказчика и автора-героя? Узнаем, одинаковые или разные чувства испытывали они? (На доске словарь настроений)
Чтение детьми 1-го четверостишия. (документ-камера)

- Какое настроение было у мальчика в начале стихотворения? (Радостное).
- Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте. (Вот моя деревня, вот мой дом родной).
- А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать? (Он любит свою деревню и дом).
- Какое слово в первой строке выделим голосом? ( Моя).
- Во второй строке? (Родной).
- Прочитаем следующие две строки. Чувство? (Веселье).
- Что еще можно сказать о мальчике? (Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).
- Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).
-  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения. ( Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше).- Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия? (Повтор: вот..., вот..., вот...)
Что мог чувствовать автор, вспоминая деревню, дом? (Волнение, тихую радость).
Чтение детьми 2-го четверостишия.
- Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)
- Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).
- Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).
- Какое слово выделим голосом в первой строке? (Свернули).
- Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).
- Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).
- Суриков, вспоминая этот эпизод из детства, какие чувства испытывал? (Веселье).
Чтение детьми 3-го четверостишия.
- Мальчик в сугробе, ему больно. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.
- Что мы слышим в голосе мальчика? (Обида).
- Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).
- А сейчас посмотрите глазами автора на «друзей- мальчишек». Что чувствует он, вспоминая друзей? (Благодарность. Научили справляться с трудностями, не обижаться по пустякам, прощать. Ведь дружба – это очень дорогой дар, который обидно терять из-за маленького огорчения.
Чтение детьми 4-го четверостишия.
- Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).
- В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”
- Какое настроение у мальчика?
- Почему Суриков усмехается (усмешка – улыбка, выражающая недоверие) над «горем» мальчика? ( Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания.)Автор-рассказчик Автор-герой
1-я строфа тихая радость, волнение радость, веселье
2-я строфа веселье испуг, боль
3-я строфа благодарность стыд, обида
4-я строфа добрая усмешка горе, злость
Детство - счастье
- Посмотрите, как менялись чувства автора-рассказчика и автора-героя? (У автора - чувства ровные, спокойные и радостные. У мальчика – настроение менялось от радостного до сердитого, хмурого.)- Почему разные чувства испытывали они? Ведь автор и герой – это одно и то же лицо! ( У автора они связаны с воспоминаниями детства. Он чувствовал себя счастливым.)- Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления.
- Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь.)
- А чувствовал ли себя счастливым мальчик?
- А в прошлом году, когда мы катались на горке, вы тоже иногда падали, обижались друг на друга, и даже плакали при этом, но почему-то не уходили с горы. Почему?
- Можно сказать, что вы возвращались счастливые?
- Что главное, важное хотел сказать читателям автор? ( Детство – счастливая пора).
Детские годы — это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
V. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
6. Выразительно чтение стихотворения. Прослушивание стихотворения в записи.
Цель: отрабатывать умение выразительно читать стихотворение (использование интонационных средств выразительности (логические ударения, паузы), нюансы в передаче чувств и представлений), закрепление нового знания
Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания
Педагогические приемы: прослушивание стихотворения в записи, самостоятельная работа с текстом, выразительное чтение, самоконтроль, работа в группах
- Послушайте выразительное чтение этого стихотворения в исполнении артиста. Мальчики будут делать замечания, следя за интонацией (логические ударения, паузы), а девочки – за передачей чувств и настроения.
- Кто хочет прочитать выразительно это стихотворение?
- Где прошло детство поэта? Каким оно было? Почему так ярко запомнилось?
- У этого стихотворения есть продолжение. Какое оно?
- (Показ пера жар-птицы). ?!!! Не дожидаясь 3-го класса, вы можете узнать, какое продолжение и при чем здесь перо жар-птицы.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений. Коллективная творческая работа «Зимние забавы»
Цель: включение детей в самостоятельную активную творческую деятельность
Ожидаемый результат: совместное эмоциональное переживание позволяет детям приобрести небольшой опыт самовыражения, служит основой для развития межличностных отношений, позволяет произвести самооценку: что умею, что знаю, развивается умение работать в группе, слушать друг друга, вырабатывать общую позицию
Педагогические приемы: работа с иллюстрацией, работа в группах по плану, творческий проект «Зимние забавы», защита проекта
- А теперь обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Чем крестьянские дети отличаются от вас современных? (Только внешним видом.)
-Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Чем еще вы занимаетесь зимой на улице? В какие игры играете?
- Что там за морозным окном? (Зимний фон с окном).
- Я приглашаю вас в творческую мастерскую для создания картины «Зимние забавы». Для успешной работы вам нужно объединится в группы, прочитать план работы, определить тему картины. Использование фантазии при составлении композиции горячо приветствуется!
План.
Прочитайте стихотворение про себя.
Рассмотрите картинки и составьте композицию. Использование фантазии при составлении композиции горячо приветствуется!
Защитить работу: прочитать стихотворение лучшему чтецу, показать свою картину и назвать её героев.
(Дети выполняют творческую работу).
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения, подвести итог урока достиг ли о цели, оценить свою работу, используя сигнальные карточки
Ожидаемый результат: умение делать самооценку учебной деятельности,
Педагогические приемы: фронтальная беседа, « Незаконченное предложение»,
- Обратимся к поставленным задачам.
Мне сегодня особенно удалось…
Я мог бы лучше…
- На столах у вас лежат карточки разных цветов. Я буду читать некоторые утверждения, а вы поднимаете в ответ карточки. Красную – если согласны. Жёлтую – если сомневаетесь.

- Я знаю, кто написал стихотворение « Детство».
- Я понял, что главное, важное хотел сказать читателям автор.
- Я могу выразительно прочитать стихотворение Сурикова «Детство».
- Когда мы работали в группе, у меня всё получалось лучше.
- Я сегодня был активным на уроке.
- Я доволен своей работой на уроке.
- Я постараюсь не обижаться по пустякам на друзей.

VIII. Итог урока.
Закончим урок словами И. З. Сурикова
«Весело текли вы, детские года.
Вас не омрачали горе и беда».
- Пусть ваше детство будет счастливым. Пусть никогда не коснется вас беда. Пусть фотография (а сейчас мы с гостями сфотографируемся на память) будет напоминать вам ваше детство. Глядя на нее, вы с теплотой и любовью вспомните не только свой дом, свое село, свои детские забавы, но и родную школу, этот урок и меня, вашу первую учительницу.
Д. з.
1. с. – 143, наизусть
2. Прочитать и рассказать, что происходило дальше в стихотворении.

.