Самоанализ открытого урока литературного чтения на тему И.Суриков Детство


Самоанализ урока  литературного чтения во 2 "Г" классе.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения во 2 "Г"  классе по теме «Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Детство».»
Выбор темы для открытого урока не случаен. По моему мнению, уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром. Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать эмоциональную восприимчивость. Созданные поэтами стихи, дадут детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое. Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.
Цели: содействовать ознакомлению обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; учить понимать настроение поэта; развивать умение анализировать текст, выделять главное; обучать выразительному чтению стихов; развитие
мышления, субъектности и самостоятельности;, воспитывать любовь к малой родине; уважение к старшим членам семьи.
Планируемые результаты:
предметные: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
метапредметные:
регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли;
коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения;
личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.
Применяемые технологии: технология продуктивного чтения.
технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
На данном этапе было организовано два вида прочтения: сначала дети прослушали стихотворение, в соответствии с возрастными особенностями это необходимо для полноценного восприятия текста. Затем текст перечитывался, что позволило организовать вдумчивое чтение, вычитывание подтекста, деление текста стихотворения на смысловые части, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
На этом этапе урока происходит обобщение прочитанного. Выявление первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. А также формулирование основной идеи, смысла произведения.
После этой работы происходит более близкое знакомство обучающихся с автором произведения.
Творческая работа направлена на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Детям было предложено смоделировать обложку к стихотворению. Работа в группах способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.