Рабочая программа для одарённых дошкольников к курсу

Пояснительная записка

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.
Мы хотим видеть наших детей самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок-дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.
В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе данного метода в познании ребенком окружающего мира. За использование метода экспериментирования выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения. С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа дополнительного образования «Школа Почемучек».
Данная программа имеет научно – познавательную направленность. Занятия направлены на обучение одарённых дошкольников проектированию как универсальному умению.
Она является компилятивной и разработана на основе практических материалов А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», Самара, 2010 г.
Рабочая программа «Школа Почемучек» педагогически целесообразна, т.к. полученные дошкольниками знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, накоплению смыслов, оценок, поведенческих отношений, готовят ребёнка к поступлению в школу.
Данные занятия способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию творческих способностей, критического и творческого мышления; развитию исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков.



Цель занятий:
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи:
Развивать познавательный интерес у дошкольников в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
Расширять представления о физических свойствах окружающего мира; об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, сила тяжести, выталкивающая сила воды и др.);
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Новизна программы заключается:
в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Актуальность программы:
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Взаимодействие с семьей:
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;


Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
Поощрять возникновение проблемных вопросов.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста /6-7лет/ и рассчитана на 9 часов /1 раз в месяц/.
Продолжительность одного занятия составляет 2530 минут.

Программа состоит из следующих разделов:

«Вода» - 4 часа
«Магнит» - 1 час
«Электричество» - 1 час
«Свет» - 1 час
«Звук» - 2 часа

Основные направления работы, формы и способы их реализации:

Основные направления работы
Способы и формы их реализации

1.
Создание предметно-развивающей среды
Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых;
Создание видеотеки.

2.
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности
Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

3.
Взаимодействие с семьей
Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, информационные буклеты, родительские собрания).















Ожидаемые результаты:

Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
Изменения качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
Повышение уровня познавательных способностей детей.
Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

Методическое обеспечение программы:
Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983.
«Познавательные опыты» перевод с английского В.А.Жукова. М., «РОСМЭН», 2002.
«Большая детская энциклопедия» перевод с английского А.И.Кима, В.В.Демыкина. М., «РОСМЭН», 2003.
«Обо всем на свете» перевод с английского И.И.Викторовой. М., «РОСМЭН», 2002.
«Неизвестное об известном» перевод с английского Е.В.Комиссарова. М., «РОСМЭН», 1999.
А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников», ИД «Фёдоров», Самара, 2010 г.

Материально – техническое обеспечение программы:

Мультимедийные энциклопедии
интерактивные уроки «Кирилл и Мефодий»
DVD – диски «Хочу всё знать»
набор демонстрационных карточек «Методы исследования»
библиотечка юного исследователя видеотека
компьютер
принтер
проектор
интерактивная доска




Календарно – тематическое планирование


Тема занятия
Цель занятия
Опыты
Час
Дата


Раздел: «ВОДА» - 4 часа




1

Вводное занятие. Знакомство с методами исследования.
Познакомить с содержанием программы, с основными методами исследования.




1


сентябрь



2


«Секреты воды»


Знакомство детей с основными свойствами воды.

«Волшебный лимон»
«Плавающее яйцо»
Растворение соли, сахара, мела.


1


октябрь


3

«Путешествие капельки воды»


Знакомство с тремя состояниями вещества.
Опыт со льдом.
Опыт с кипящим чайником.
Испарение воды.

1

ноябрь


4

«Волшебница – вода»

Фокусы с использованием воды.

«Соломинка – пипетка»
«Стой, руки вверх!» «Секретное письмо»

1

декабрь


Раздел: «МАГНИТ» - 1 час




5


«Чудеса с магнитами»
Дать первоначальное представление о магните. Помочь выявить особенности действия магнитных сил.


«Волшебные магниты»
«Волшебная скрепка»
«Рыболовы»
«Рекордный вес»


1


январь


Раздел: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» - 1 час




6


«Внимание, электричество!»
Подвести к пониманию того, как появляется статическое электричество.


«Волшебный шарик»
«Шарики поссорились»
«Магнит для конфетти»


1


февраль


Раздел: «СВЕТ» - 1 час




7


«Да будет свет!»
Рассказать о значении света в жизни человека. Объяснить, как человек использует знания о свете для различных целей.

«Эффект радуги»
«Волшебные зеркала»



1



март


Раздел: «ЗВУК» - 2 часа




8


Откуда берётся звук?

Дать представление о том, откуда берётся звук и как можно его усилить.
«Усилитель звука из воздушного шара»
«Говорящая веревочка»
«Есть ли голос у деревянной линейки?» 


1


апрель




9

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».


Закрепить знания, полученные на занятиях «Школы Почемучек».





1


май


ИТОГО: 9 часов



15