Методическая разработка урока на тему Африка.географическое положение ,7 класс


Тема: Физико – географическое положение Африки. История открытия и исследования.
Цели и урока:
Образовательная :знакомить с особенностями физико – географического положения Африки.Отработка навыков определение ФГП материка,умения способствовать формированию умения работать с картой и класс-мейдами.
Развивающая:развитие коммуникативных умений,развитие умения анализировать,определять и объяснять понятия,развитие навыков учебного труда работать в должном темпе.
Воспитывающая:воспитание мотивов труда,положительного отношения к учебе ,дисциплинированность.
Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока:урок-путешествие.
карта Африки, контурные карты, атласы, контурные карты, раздаточные карточки ,класс-мейды, электронный учебник, интерактивная доска.
Ход урока.
Организационный момент.
-Доброе утро ,ребята!Я рада вас видеть и очень хочу поработать с вами!
Хорошего вам настроения!
Проверка готовности школьников к уроку.Организация внимания учащихся.
2.Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.Объявление темы урока(зашиврована).
Тема нашего урока знакомства с новым материком.Обращаем внимание на тему.Но о каком материке речь пойдет позже .а вы догадаетесь сами.
Цель нашего урока:знакомство с особенностями нового материка.продолжить учиться работать с картой и работать с интерактивными средствами.
Но прежде мы должны с вами проверить домашнюю работу.
Вы закончили изучение Южной Америки с помощью игры «Установи соответствие» мы проверим ваши знания.
На данное задание вам дается 1 минута.
1.Установи соответствие.
а.Аконкагуа1.Самая крупная кувшинка в мире
б.Титикака2.Водопад
в.Пиранья3.Дерево
г.Виктория-регия4.Самая маленькая птица в мире.
д.кебрачо5.Тектоническое озеро.
е.Колибри6.Мелкая хищная рыба.
д.Анхель7.Самая высокая точка материка.
3.Основная часть.
Работа над новой темой .Ребята,сколько мы изучили материков?Теперь переходим к самому интересному к изучению новой темы,с самого начала урока для было загадкой , ок аком материке пойдет речь.Я уверена, что высейчас догадаетесь какой материк мы будем изучать,если послушаете это стихотворение.
Звучит музыка.
Второй по размерам
Тот материк,
Герой приключений ,романов и книг.
Пиратами славится он и поныне,
Имеется все здесь:саванны,пустыни,
Субтропики,тропики,реки,озера,
Леса,водопады,высокие горы.
Здесь жаркое солнце нещадно печет,
Река под названием Конго течет.
Экватора линию здесь же представьте-ка,
Как материк называется?
Африка!
Слайд.Запишите дату и тему урока.Вы увидели этот прекрасный и далекий от нас материк .Урок наш будет необычный ,мы с вами отправимся в прекрасное путешествие ,и путешествие будет увлекательным, но мы не первые исследователи этой части света.До нас в разные времена здесь побывали путешественники.
1.Диаш Бартоломеу 1450-1500 гг.
Открыл юго-западное побережье Африки к югу от устья реки конго,открыл мыс Доброй Надежды.
2.Васко да Гама 1469-1524 гг.
Обогнул Южную Африку,прошел вдоль восточного побережья материка,впервые из европейцев пересек Индийский океан и достиг побережья Индии.
3.Давид Ливингстон 1813-1873 гг.
Изучал бассейны рек Конго и Замбези ,открыл водопад Виктория .
4.Вавилов Николай Иванович.
Организовал несколько экспедиций в Северную и Восточную Африку.
5.Стэнли Генри Мортон.
Изучил озеро Танганьика и проследил течение реки Конго.
Среди других  континентов Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 мл. км2. Без островов и 30,3 млн. км2  с островами. Африка – страна контрастов. Около ½  ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария и самая длинная река мира (определение по карте местоположения  этих рек). В географическом отношении изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.
А теперь я вам предлагаю представить,что вы исследователи и отправиться на этом корабле в путешествие в Африку и ответить на вопрос Африка-далекая или близкая?
Постановка проблемы:А для этого давайте вспомним с чего мы начинаем изучение нового материка.С географического адреса.верно.То есть с определения ФГП материка.вспомните ,пожайлуста план определения ФГП материка.
Ответы детей.
-А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка.
(в класс-мейдах вложен план характеристики ФГП материка)
1. Определение физико – географического положения Африки
Африка по отношению к экватору расположена как в Северном, так и в Южном полушарии, т.к. экватор почти посередине материка пересекает его.
Большая часть Африки расположено между двумя тропиками.
По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном, и в Восточном полушарии.
Крайние точки материка: северная – мыс Эль – Абъяд 370   20 с.ш., южная – мыс Игольный 340   52 ю.ш., западная – мыс Альмади  170   32 з.д., восточная – мыс Рас – Хафун 510   23  в.д.. Длина береговой линии  - 30,5 тыс. км.         Чтобы конкретно представить размеры Африки, следует решить следующую задачу: определить протяженность материка в километрах с севера на юг по 20 в.д. и с запада на восток по экватору. Решение:                                                                                               С севера на юг: 320 + 350 = 670;    111 км х 67 = 7434 км                 С запада на восток : 430 – 90 = 340;    11 км х 34 = 3774 км.
Африка расположена в экваториальном, в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
Работа в группах по атласу,запись в тетрадях по пунктам Презентация работ.
Работа по атласу и карте на доске, учащиеся выходят к доске называют объект ,прикрепляют флажок,наносят на контурную карту обозначенные объекты.Комментарии учителя у интерактивной доски.
1.Средиземное море.
2.Суэцкий канал.
3.Красное море.
4.Аденский залив.
5.Сомали(полуостров)
6.Индийский океан.
7.Мозамбикский пролив.
8.о.Мадагаскар.
9.Атлантический океан.
10.Гвинейский залив.
11.Канарские острова.
12.гибралтарский пролив.
8.Закрепление.Тестовые задание,состоящее из десяти вопросов в класс-мейдах и у интерактивной доски.
9.Рефлексия.
Какие впечатления вы получили от урока?Предлагается выбрать смайлик и прикрепить на карту Африки.
11.Этап домашнего задания:Просмотр видеоролика «Дикая Африка»
Параграф 44 прочитать.
Составить синквейн на тему «Африку».
Шаблон:
1 строка-заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна , выраженное в форме существительного.
2строка-два прилагательных.
3 строка-три глагола.
4строка-фраза,несущая определенный смысл.
5 строка-резюме,вывод,одно слово,существительное.
Например:
1.Африка.
2.таинственная,жаркая.
3.Завораживает, притягивает,пугает.
4.Африка-сердце мира.
5.Тайна.
12.Подведение итогов.Выставление оценок.
10.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Д/ задание §14 стр. 94 – 95 III. Закрепление новой темы.