Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Урок математики для 3 класса .


Методическая разработка урока по математике, 3 класс
Тема урока: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз».
Цель урока:
образовательная: формировать умение решать задачи;
развивающая: развивать умение анализировать задачу, выбирать способ её решения и обосновывать свои действия;
воспитательная: формировать стремление учиться, интерес к предмету, фоспитывать культуру поведения и общения.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация по теме урока, конверты с заданиями для актуализации знаний, конверты с разноуровневыми заданиями (тесты), сигнальные смайлики, учебник Н. Б. Истомина «Математика. 3 класс», рабочая тетрадь Н. Б. Истомина «Математика. 3 класс».
Ход урока:
1.Оргмомент. Создание атмосферы успеха.
- Мне бы хотелось начать урок стихотворением “Счастье”
Слайд 1:
Нужно для счастья порою немного:Шоферу – просто прямая дорога,Летчику – ясное чистое небо,Пекарю – горы душистого хлеба,Прохожему – больше улыбок,Учителю – меньше ошибок.- А что для счастья нужно ученикам? (хорошие отметки, похвала учителя за хорошую работу, удовлетворение от своих достижений)
- как этого добиться? (трудом)
Слайд 2:
Вместе, работа, игра, и, вместе. Фотографии детей при работе в группах и 3 сказочных героя).- Составим высказывание. Как понимаете слова?
Вывод: - Работать будем дружно, вместе, по группам. (3 группы детей и 1 – сказочные герои)
II. Актуализация ЗУН.
На столах конверты с заданиями:
1 группа
Задача от Буратино: Два гнома собирали грибы. Один гном нашёл 20 грибов, другой на 5 меньше. Сколько грибов нашёл второй гном?
2 группа
Задача от Незнайки: Два гнома собирали грибы. Один гном нашёл 20 грибов, другой на 5 больше. Сколько грибов нашёл второй гном?
3 группа
Задача от Чебурашки: Два гнома собирали грибы. Один гном нашёл 20 грибов, другой в 5 раз больше. Сколько грибов нашёл второй гном?
Дети обсуждают запись и решение задачи. Решают на бланках.
Проверка выполнения заданий
Слайд 3 (з текста задач)
- Чем похожи задачи? – Чем отличаются? (Похожи вопросом Отличаются условием.)
- Каким действием решали? Почему? ( (Каждая группа отвечает и обосновывает.)1 группа:
- Мы решали вычитанием, потому что МЕНЬШЕ НА…
- Что значит это? –
- Меньше на …- это столько же, но без 5 грибов. И т. д.
Вывод: - Что мы сейчас делали? Сформулируйте тему урока.
III. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 4.
Тема урока «Решение задач на увеличение и уменьшение числа.
- Какова цель урока? (Научиться решать задачи).
– Что значит решить задачу? (Ответить на её вопрос.)
Зачем нам нужно уметь решать их? (Это умение можно использовать в нашей жизни. Например, при покупке в магазине.)IV. Работа по теме урока.
а) Слайд 5 - Группа сказочных героев не смогла договориться о выбора действия для решения задачи:
Два гнома собирали грибы. Один гном нашёл 20 грибов, другой в 5 раз меньше. Сколько грибов нашёл второй гном?
- Обсудите в группах и решите задачу.
Проверка: 1 ученик у доски выбирает способ решения.
20 х 5 20 – 5 20 : 5 и схему к условию.
- Почему деление? (Есть выражение МЕНЬШЕ В.)
- Что это означает? ( Надо число разделить на 5 равных частей и взять 1)

Физкультминутаб) Сейчас мы мысленно отправимся в магазин и будем покупать игрушки, а также составим задачу по схеме о своих покупках.
Слайд 6
Картинки игрушек со сказочными ценами: кукла – 45 р., мяч по схеме стоит в 5 раз меньше, машина – в 3 раза дороже мяча. Сколько стоит вся покупка?
- Составьте в группах задачу по схеме.
Рассказывают составленную задачу.
Далее анализируется условие и вопрос задачи:
- Что нам известно в условии задачи?
- Что говорится про мяч? Сколько стоит машина?
- Проговорим ещё раз вопрос ( Сколько стоит вся покупка?).
- Какие величины нужно знать, чтобы решить её? Сколько величин? (3)
- Мы можем решить? (нет, мы не знаем, сколько стоит мяч и машина)
- Каким действием найдём, сколько стоит мяч? Почему делением?
Каким действием узнаем цену машины? Почему умножением?
- Как будем находить, сколько стоят все игрушки? (сложим 3 величины)
Решают в группах.
Далее проверка по эталону. Слайд 7:
Проверь, как герои сказок решили задачи. Кто согласен, поднимите зелёный смайлик, не согласен – красный.
45 : 5= 9 (р)
9 х 3= 27 (р)
45 + 9 + 27 = 81(р)
Вывод:
Уменьшить в…
Увеличить в … - Что значит? Какое арифметическое действие надо выполнить? Слайд 8.
V. Самостоятельная работа.- Пользуясь своими знаниями, выполните задание самостоятельно.
В конвертах у каждого 2 карточки с тестами разного цвета (по степени сложности) .
- Выбери степень сложности сам для себя.
! Нужна ли взаимопроверка? Потом сдать учителю?
VI.Рефлексия. Слайд 9: НЕ ГОВОРИ, ЧЕМУ УЧИЛСЯ, А ГОВОРИ, ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ
- Вернёмся к теме урока. Какая тема? Какую цель ставили? Расскажите, чему научились.
Оцените, на сколько для вас было понятно, то, чем мы занимались (сигналы-смайлики). Оцени свою работу на уроке. Какую оценку работы своей группы ты дашь?
- Вы молодцы. Трудились дружно, я довольна вашей работой и хочу подарить вам кусочек счастья. (…?)