Программа внеурочной деятельности библиотеки Через книгу — к духовности





Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса дополнительной образовательной программы разработана в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2; ч. 1,5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30: п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48):
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях»;
письмом Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Программа курса построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, семья, здоровье, труд и творчество, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.
Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности.
Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе воспитания нового поколения.
Произведения литературы воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства слова является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.
Искусство слова особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Курс содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту человечества. Знакомство с произведениями словесного искусства расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала мира. Искусство слова не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
В соответствии с целями и требованиями ФГОС курс направлен на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов. В программу включён региональный компонент, связанный с изучением литературы Карелии, а также произведения из УМК «Вокруг тебя мир».
Цели программы:

-воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;

-принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, литература, природа;

-приобщение обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;

-формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
Задачи программы:
- формировать у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- передавать знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;
- формировать позитивную самооценку, самоуважение, конструктивные способы самореализации;
- формировать способность противостоять негативным воздействиям социальной среды;
- формировать у обучающихся мотивацию к труду, потребность к приобретению профессии;
- формировать у обучающихся ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формировать и развивать у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении; - развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; - формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; - способствовать овладению учащимися важнейших общеучебных умений и универсальных учебных действий (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- формировать навык использования опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика курса «Через книгу – к духовности»
Курс библиотечных занятий «Через книгу – к духовности» тесно связан с предметом «Литература», который является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Содержание разделов курса отражает актуальные проблемы современности: межнациональные, нравственные. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Специфика курса определяется тем, что он через произведения художественной литературы формирует гражданско-патриотическую, экологическую, физическую, художественную, нравственную культуру учащихся.
Описание места курса «Через книгу – к духовности» в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), реализуется через классные часы и внеклассные мероприятия в рамках духовно-нравственного воспитания. Занятия разработаны для учащихся 5-8 классов и имеют разнообразную направленность. Классный руководитель определяет актуальность выбранной для своего класса темы и делает запрос на проведение этого занятия в библиотеку.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты обучения:
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения; - совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения; - развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста; - формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности; - формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию; - развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой; - развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным ;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формировать основы экологической культуры; - формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения; - формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Метапредметные результаты обучения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание курса.
Для курса «программной», скрепляющей идеей стала мысль о нравственности, о её роли в жизни человека, в обществе, в природе.
В программе курса представлены следующие разделы:
1. Я - (6 ч.)
2. Я и книга – (7 ч.)
3. Я и другие – (10 ч.)
4. Я и семья – (3 ч.)
5. Я и мир вокруг меня. – (5ч.)
6. Я и природа. – (2ч. )
7. Я и братья наши меньшие. – (2ч.)
Виды деятельности:
1. Тематические беседы по нравственной тематике.
2. Уроки художественного чтения, уроки творчества.
3. Игры, викторины, праздники.
4. Литературно-музыкальные композиции.
5. Уроки-презентации.
6. Обзоры.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Разделы

Часы
Тема занятия
Виды деятельности



теория
практика



Я
1
1
 
Вежливость и уважение
Урок художественного чтения по рассказам М.Зощенко «Стакан»,
В.П. Астафьева «Постскриптум» (5-6 кл.)


2
1
 
Честь и достоинство
Беседа по рассказу А.П.Чехова «Размазня» (5-6 кл.)


3
1
 
О силе воли и силе духа
Беседа по рассказу
А. Костюнина «Вальс под гитару» (5-7 кл.)


4
1
 
Об эгоизме и альтруизме
Урок художественного чтения по сказке "Общее счастье". Из фольклора народов Северного Кавказа. (5 кл.)


5
1
 
О самосовершенствовании
Урок художественного чтения (по пр. Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (7-8 кл.)


6
 
1
Познай себя
Игра "Познай себя" (8 кл.)

я и книга
7
1
 
Книга и ее история
Беседа « История создания книги» (5-6 кл.)


8
 
1
Страницы мудрости
Викторина "Восьмое чудо света" (5-6 кл.)


9
1
 
Энциклопедии
Обзор "По страницам энциклопедий" (5-6 кл.)


10
1
 
Периодика для подростков
Обзор "По страницам периодических изданий" (5-7 кл.)


11
 
1
Что такое эрудиция?
Развлекательно-познавательная игра
"Мой вопрос - ваш ответ" (5 кл.)

 
12
 
1
Я и мой родной язык.
Игра "Путешествие в страну Фразеология" (5-7 кл.)

 
13
 
1
Невербальные средства общения
Игра "Невербальные средства общения" (по страницам книги С.И. Львова "Язык в речевом общении") 5-8 кл.

Я и другие 
14
1
 
 О милосердии
Урок художественного чтения по очерку Д.Гранина и И.С. Тургенева «Нищий» 5-8 кл.


15
1
 
 О милосердии
Урок художественного чтения по произведению В. Конецкий «Тамара» (фрагмент повести "Кто смотрит в облака)5- 7 кл.


16
1
 
 О нравственном выборе.
Беседа по рассказу Н. Васильевой «Полынья» 5-6 кл.


17
1
 
 О нравственном выборе.
Урок художественного чтения по рассказу М.Булгаков «Стальное горло» (7 кл.)


18
1
 
 О нравственном выборе.
Урок художественного чтения по рассказу О. Генри «Обращение Джимми Валентайна» (8 кл.)


19
1
 
О хорощих и дурных влияниях.
Урок художественного чтения по рассказу В. Киверецкого «Лоухи» (8 кл.)


20
1
 
О нравственном выборе. Умей сказать "нет".
Беседа по рассказу Т.Александровой "Светофорчик". Игра "Перекресток" 5 кл.


21
1
 
О нравственном выборе
Беседа по рассказу А.Костюнина "Младший брат" (7-8 кл.)


22
1
 
О любви
Урок-презентация "У.Шекспир. Жизнь и творчество. По страницам трагедии "Ромео и Джульетта" (8 кл.)


23
1
 
О любви
Урок художественного чтения по рассказу Л. Вертеля "Первая любовь" (5-7 кл.)

Я и семья 
24
1
 
О любви к ближним
Урок нравственности по рассказу Б.Кравченко «Сахар».


25
1
 
О любви к ближним
Урок художественного чтения по рассказу Б.Кравченко «Нежность» (8 кл.)


26
 
1
О любви к ближним
Праздник "День матери". Беседа по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» (5 кл)

Я и мир вокруг меня
27
1
 
Цель оправдывает средства?
Урок нравственности «Цель оправдывает средства?» (по страницам древнерусской литературы" (7-8 кл.)


28
1
 
Война и оружие - абсолютное зло.
Урок художественного чтения по рассказу Р.Шекли "Абсолютное оружие" (8 кл.)

 
29
1
 
Трагические страницы моей Родины.
Урок-презентация "900 дней мужества" (по страницам книги "От Невы до Онего") 5-7 кл.

 
30
 
1
Умей заметить красоту
Урок стихотворного творчества (жанр хокку в японской поэзии) 7-8 кл.

 
31
1
 
Умей заметить красоту
Литературно-музыкальная композиция "В мире цветов" 7-8 кл.

Я и природа
32
 
1
Береги природу
Экологическая игра
" Я иду по лесу" 5-6 кл.


33
 
1
Береги природу
Викторина "Подружись с природой"5- 6 кл.

Я и братья наши меньшие
34
1
 
Наши питомцы
Урок художественного чтения по рассказу Е.Носов "Трудный хлеб" (5 кл)


35
1
 
Наши питомцы
Урок художественного чтения по рассказ А. Костюнина «Нытик» 5-7 кл.

 
 
25
10
 
 

 
итого
35
 
 
 

13 LINK Excel.Sheet.12 "C:\\Users\\Учитель\\Desktop\\ПРОГРАММА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЧАСОВ\\пр.xlsx" Лист1!R1C1:R41C6 \a \f 5 \h \* MERGEFORMAT 14
15
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
Программа разработана самостоятельно, частично использован материал учебно-методический комплекса «Вокруг тебя – мир». 5-8 классы: в помощь учителю. / И. Бурж [и др.]. – М.: МККК, 2003. - 160 с.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, принтера, сканера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры.

Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Предметные:
- формирование основ морали осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и произведений;
- осмысление и анализ прочитанного художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста нравственности, гражданственности. Повышение компетентности подростков в области нравственности. Ученика, имеющего верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способного осуществить нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающего внутренней потребностью к самосовершенствованию.
1.Отзывы детей – участников программы;
2. Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей).
3. Различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста
Список литературы
Для учащихся
1. Вертель, Л. Первая любовь / Л.Вертель // Север. - 2008. - №3-4.- С.213-216
2. Киверецкий, В. Лоухи / В.Киверецкий // Север. – 2008.- №1-2. – С.188-196
3. Кравченко, Б. Нежность. Сахар / Б.Кравчеко // Север. – 2008.- №5-6. – С. 229-233
4. Интернет-сайт: http://kostjunin.ru/rasskaz.html
Для учителя
1.Тихомирова, И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове): метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками/ И.И.Тихомирова. – М.:РШБА, 2014. – 344 с.
2. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир». 5-8 классы: в помощь учителю. / И. Бурж [и др.]. – М.: МККК, 2003. - 160 с.










13PAGE \* MERGEFORMAT141515


13PAGE \* MERGEFORMAT141515