Детальная рефлексия одного урока из серии последовательных уроков


Детальная рефлексия одного урока
из серии последовательных уроков на практике


В этом меняющемся мире, мы, учителя, должны систематически совершенствоваться. И такое изменение предлагает нам Программа Кембриджского университета. Данная Программа направлена на изменение и совершенствование работы учителя и системы преподавания. Пажарес (1992) утверждает, что, при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большое влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. (Руководство для учителя, С.111). Если учитель уверен в своих убеждениях, то это оказывает более значимое влияние на действие учителя в классе, чем какая – либо технология преподавания или учебник. Для того, чтобы ученики стали личностями с развитым креативным мышлением, учитель должен иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей, быть восприимчивым к личности ученика. После проведения первого этапа «Лицом к лицу» я пришла на практику в школу. Выбрала 7 класс, потому что данный класс со средней успеваемостью с угасающей мотивацией к изучению русскому языку, составила среднесрочное планирование серии последовательных уроков. Ожидаемыми результатами от данной Программы «является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях» (Руководство для учителя, С. 110) Разумеется, я хотела увидеть изменения в учениках при проведении серии последовательных уроков и на процессе обученияСерия последовательных уроков была проведена по предмету «русская речь» по разделу «Синтаксис». При проведении последовательных уроков старалась уместно внедрить и использовать идеи семи модулей Программы, для этого использовала разные виды и формы работ.
В серии последовательных уроков четвертый урок по теме: «Повторение», цель данного урока: уметь использовать и находить подлежащее в контексте, выраженных в разной форме. Почему я поставила данную цель на этом уроке? Потому что после проведения трех уроков должна была выявить уровень усвоения теоретического материала. Ученики должны были знать, что такое грамматическая основа предложения; что такое подлежащее и способы выражения подлежащего; уметь их использовать в своей речи. Используя разные виды работ, обогатить их речевой актив и повысить мотивацию к изучению русского языка. С моими учениками с большим языковым барьером необходимо и нужно было проведения таких уроков с разными формами работ через диалоговое обучение.
Ожидаемыми результатами были то, что ученики умеют использовать и находить подлежащее в контексте, вести диалоговую беседу, критически мыслить и оценивать себя и других одноклассников. Для проведения этого урока мне потребовалось следующие ресурсы: раздаточные материалы (фрагменты открыток), Оценочные листы группы и для групп, «Зеркальный Экран» для формативного оценивания, маркерная доска. Оценочные листы нужны были для повышения интереса и активности, сплоченности и чувство ответственности перед другими, и научить объективно, оценивать себя и других. Но при такой форме оценивания, по моему мнению, существует свои минусы, потому что лист оценивания видит только его обладатель, а остальные учащиеся не видят оценок друг друга, затем в конце урока суммирование занимает, много времени. Поэтому на этом уроке повесила на доску «Зеркальный экран» оценивания, где так же за каждое задание выставлялись оценки в разных формах жетонов. Ученик видит, над какими заданиями ему еще нужно поработать. Думаю, что при такой «прозрачности» ученики будут более ответственными за свое обучение. К концу урока каждый ученик видел свои результаты. Возможно, такая форма оценивания окажет огромное влияние на обучение детей и повысит мотивацию к обучению.
Урок начала с приветствия учащихся, с пожеланиями для плодотворной работы и взаимопонимания. Я их попросила встать в круг по цепочке пожелать друг другу хорошие и приятные пожелания на весь день. В конце попросила детей спеть веселую песню для поддержки эмоционального настроя в классе. Многие хотели спеть песни, но я попросила Диану, потому что она так хотела спеть свою любимую песню «То ли еще будет…» и это у нее получилось красиво, потому что ее голос был завораживающим и приятным. Дети стали подпевать ученице с высокой успеваемостью, было заметно, что детям данная работа очень понравилась, и хотели спеть другие песни, но я их попросила продолжить нашу работу. Предложила им взять кусочки открыток и объединиться на группы.

Создание коллаборативной среды Объединение на группы
Дети, собирая фрагменты открыток, объединились на группы и получили свои названия по рисункам картинок «Цыпленок», «Лебедь», «Попугай». Почему я выбрала данный прием деления групп? Я думаю, что при данной форме деления детей на группы происходит исследовательская беседа, в которой через общение и диалог они приходят к правильному ответу. Что это дает?
В - первых, дети критически размышляют: ищут остальные фрагменты открыток; Во вторых, они, между собой задавая вопросы, общаясь, исследуя факты идут к нужному ответу, а это вынуждает детей подумать и по общаться. При делении на группы я наблюдала за детьми. Они сначала не могли сориентироваться по кусочкам открыток, подумав, начали общаться и анализировать факты, начали объединяться на группы. При этом ученики сильной успеваемостью быстро находили нужный момент картинок, при этом направляли остальных ребят на правильный ответ. Данный вид деления на группы детям очень понравилось, потому что после уроков они попросили еще провести деления в такой форме. После формирования трех групп раздала трем группам оценочные листы для группового оценивания, объяснила детям, что на уроке еще будут оцениваться все группы по отдельным критериям, которые были указаны на маркерной доске, формативно оценки будут вставляться на «Зеркальном экране», звездочка «5», квадрат - «4» , треугольник «3»
Групповое оценивание «Зеркальный экран» оценивания
Затем для проверки домашнего задания и закрепления теоретического материала начала проводить опрос через стратегии критического мышления «Мозговая атака» с постановки «Толстых» и «тонких» вопросов ученикам, я хотела установить уровень усвоения материала.
По результатам ответов создали кластер «Понятийное колесо» по теме «Подлежащее». Надо отметить, что при опросе опять же активность проявляли ученики со средней и сильной успеваемостью, а ученики с низкой мотивацией из-за отсутствия речевой базы на русском языке опять сидели тихо и молча, Хотя я их несколько раз подбадривала и просила активизироваться. Я думаю, что в будущем я должна буду учитывать уровень понимания и усвоения, слабых моих учеников, для них готовить дифференцированные задания.

«Мозговая атака» «Понятийное колесо» кластер
Подлежащее
Я, реагируя на «неверный» ответ, стараюсь быстро направить ученика на правильный ответ. Правильная постановка вопросов является очень важным инструментом для развития мышления детей на более высоком уровне. В целях поддержки обучения учащихся в стратегиях «Переориентация» и «Мозговая атака» правильная постановка вопросов является основным рычагом обучения.
По использованию разных видов вопросов, на предыдущих уроках часто использовала вопросы с прямыми ответами, «закрытые» вопросы. При этом вопросы касались для выявления определенной информации и доказательств, при определении схожести и расхождении доказательств, на поиски взаимосвязи между ними.
Я часто старалась корректировать неверный ответ. При этом я оказывается, не давала возможности самому ученику возможности для дальнейшего поиска правильного ответа. Поэтому, на уроке тему данного урока, выявляли через размышления, через стратегии «Мозговая атака», в которой вначале идут вопросы низкого порядка к вопросам Высокого порядка:
Что такое грамматическая основа?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
Что обозначает подлежащее?
Чем связано подлежащее в предложении?
Чем может выражаться подлежащее?
Почему только в И.п. может выражаться подлежащее?
Приведите примеры.
Кто может помочь другу?
Для всесторонней поддержки обучения учеников использовала различные техники постановки вопросов, такие как побуждение, апробирование, переориентация.
На мой взгляд, значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения умение правильно делать постановку правильных вопросов меняется коренным образом, истекая из этого, сделала следующие выводы: Даже простые «закрытые» вопросы не только обновляют информацию в памяти ученика, но и является инструментом для ученика при выборе информации, обратить внимания, направлять, регулировать , размышлять , при этом является орудием для более высокого развития критического мышления и поддержки креативного мышления ученика. Правильно поставленный вопрос дает возможность учителю провести свой урок интересно и рационально использовать время урока. Тот факт, что не использование вопросов «низкого» порядка, дает возможность перехода от уровня понимания учеников к уровню метопознания учеников.
На следующем этапе урока работа с постерами. Задание к данной работе:
Нарисовать картинку, написать одно предложение , найти и подчеркнуть подлежащее. За отведенное время дети нарисовали картинку, написали предложение и подчеркнули подлежащее. Затем используя элементы стратегии «Джиксо» , дети начали работать над постерами других групп, дополняли и проверяли постеры других групп. Составляли такие предложения, которые по смыслу должны были совпадать с предложением на постере, чтобы в конце получился связной мини-текст. Дети начали работать. По моим наблюдениям, работали дети высокой и со средней успеваемостью, а ученики низкой мотивации не могли вникнуть в суть работы. Но они старались, потому что я объяснила им, что успех группы зависит от каждого. Затем каждая группа дорабатывала постеры.
Защита постеров. При презентации старались участвовать все члены группы. Даже ученики со слабой успеваемостью старались внести хоть, какой – нибудь вклад работы своей группы. При анализе своих постеров ученики зачитывали предложения, написанные другими группами. Старались анализировать структуру составления предложения, способы выражения подлежащего, соответствие содержание предложения к рисунку постера.
Для выражения полной мере своей мысли, некоторым ученикам мешала скудность речи, неумение говорить на русском языке. Я полагаю, что если систематически и регулярно буду в будущем работать в такой форме, то будут изменения в положительную сторону в моих учениках. И хочу отметить, что проведения такого вида работы
Работа с постерами Презентация постеров дает ребенку проявить свои знания, учить анализировать и синтезировать чужие работы и делать выводы, ставить себе оценку и оценить других. Но при оценивании других были случаи, когда оценщики необъективно оценивали других. Я им предлагала пересмотреть оценивания других групп. Для снятия усталости и для повышения рабочего настроя учеников провела физминутку «веселая зарядка». На ноутбуке включила «веселую зарядку». Ученики с большим энтузиазмом и желанием выполняли физминутку. Во время проведения серии последовательных уроков на каждом уроке проводила физминутки, это было детям приятно, потому что до моей практики в школе на моих уроках не было ни физминуток, ни разминок. Дети после уроков предлагали свои варианты проведения физминуток на мелодии национальной музыки. Мне это было так приятно, потому что не думала, что моим ученикам будет интересно самим проводить физминутки и разминки. Я обещала, что с начала нового учебного года будем проводить физминутки и разминки на каждом уроке.


Оценивание трех групп выполнение физминуткиС хорошим и рабочим настроением продолжили урок. Начали работу с учебником. Задание было следующее: выполнить упражнение на С. 158 упражнение № 5. Надо было в групповой форме написать мини сочинение на тему: «Современная музыка». Нам с учащимся надо было выбрать жанр музыки. На вопрос, «Какой жанр будем описывать?» Дети стали предлагать разные виды жанров современной музыки, кто-то предлагал народную музыку, оперу, джаз, эстраду. Большинству понравилась тема «Эстрада». Затем я предложила детям выбрать жанры эстрады разных национальностей, потому что живем в многонациональной дружной стране, где проживают более 150 национальности народов. Дети в группе обсудили мое предложение, и пришли к единому соглашению в группе. Когда дети обсуждали тему, я заметила, что ученики слабой успеваемости активно включились в беседу, стали предлагать свои варианты ответов. По выбору учеников каждая группа выбрала себе отдельную тему. Были выбраны следующие темы жанров: Узбекская, казахская, русская эстрада. Каждая группа в групповой форме написали мини эссе. Цель данной работы: выявить уровень усвоения материала о подлежащем, умения использовать в контексте подлежащих, выраженных разными способами. Каждая группа в течение пяти минут написали мини эссе. Но были не учтены условия задания: в предложениях были употреблены подлежащее не во всех формах выражения. Зачитали свои работы опять-таки ученики сильной успеваемости, то есть лидеры групп. При данной работе наблюдала за группами. Каждый член группы старался внести свою лепту в командной работе. Даже ученики слабой успеваемости придерживался командного духа. Содержание сочинений были своего рода ознакомительного характера с данным видом эстрады. Учитывая все факты по данной работе, начали совместно оценивать работы групп на маркерной доске, где была таблица оценивания всех трех групп. Вывели суммативную оценку по данному уроку, пользуясь «Зеркальным экраном» оценивания. Дала детям домашнее задание упражнение № 6 на стр. 158. Переписать текст, вставляя вместо точек, подлежащих по смыслу. Ученики зафиксировали домашнее задание в своих тетрадях и дневниках. После этого раздала стикеры для обратной связи.
В предыдущих уроках дети писали на стикерах очень мало слов и предложений. Не могли на русском языке написать свои пожелания и того, что смогли узнать на данном уроке. На последнем данном уроке были стикеры с большими записями, что говорит о том, есть некоторые сдвиги в обучении и начинают ученики стараться еще усерднее заниматься для развития устной и письменной речи. Чем больше получаю информацию о том, что знают и думают ученики, как они учатся, тем больше у меня появляется возможности для совершенствования преподавания и повышения успехов моих учеников.
После проведения уроков получены ожидаемые результаты. Ученики умеют составлять предложения, находить в них главных членов предложения: подлежащего и сказуемого и подчеркивать их. Смогут определить способ выражения подлежащего и охарактеризовать способ выражения подлежащего, конструировать мини тексты. Ученики научились самооценивать и взаимооценивать по определенным критериям оценивания, определять уровень нахождения своих знаний на данном этапе обучения.
Использованная литература:
Руководство для учителя, 2014