УМК Начальная школа 21 века Урок литературного чтения.1 класс. В.Осеева На катке


Тема. В. Осеева «На катке».УМК «Начальная школа 21 века»Цели:способствовать формированию навыка правильного, осознанного чтения;Способствовать развитию связной речи, творческого воображения, наглядно-образного мышления, прививать интерес к чтению;Воспитывать доброту, отзывчивость.
Личностные результаты• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.Метапредметные результатыРегулятивные УУД:• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;• учиться работать по составленному плану.Познавательные УУД:• ориентироваться в учебнике;• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации;• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.Коммуникативные УУД:• оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);• слушать и понимать речь других;• выразительно читать текст;• выполнять различные роли.Предметные результаты• воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;• осмысленно, правильно читать;• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;• соотносить автора, название и героев прочитанного произведения.
Ход урока
I.Организационный момент. Слайд 1.- Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок литературного чтения.
II. Актуализация знаний.
Показываю детям рамку без фотографии. Слайд 2.
-Дети, мы в эту рамочку вставим портрет писательницы. А кто она – мы с вами сейчас вспомним. И помогут нам в этом отрывки из её произведений.
-Дайте название произведению и назовите автора.
«Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...»
«Печенье» Валентина Осеева Слайд 3.
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал
-«Кто наказал его?» Валентина Осеева Слайд 4.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
—     Бери, ешь!
-«Три товарища» Валентина Осеева Слайд 5.
- Дни все одинаковые по времени, - сказал брат, но они бывают разные по делам. Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется потерянным днем.
« Потерянный день» Слайд 6.
-Да, это писательница – Валентина Александровна Осеева. Слайд 7. щелчок
В. Осеева так писала о себе: «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочесть сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать» Слайд 8.– Как вы понимаете эти слова?– Эти слова мамы В. Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.
-На прошлом занятии мыс вами знакомились с произведением В.Осеевой «Кто хозяин?»
-Выберите ,пожалуйста, номер иллюстрации, которая подходит к этому произведению? Слайд 9.
-Назовите главных героев этого произведения?
– Ответьте на вопрос: кто хозяин Жука? (Коля)– Почему? (он пришел на помощь Жуку)
– Какие качества характера помогли Коле прийти на помощь другу в трудную минуту? (смелость, решительность, находчивость, бесстрашие)
-Ребята, а как вы думаете, почему ,В.А.Осеева озаглавила рассказ именно так? (ответы детей)
-Прочитайте пословицы. Выберите ту, которая подходит к рассказу В.А. Осеевой
« Кто хозяин?» Слайд 10.
Сделал добро не хвались.
Смелый там найдёт, где добрый потеряет.
За друга умей постоять.(шелчок)
– Над чем же заставляет задуматься произведение? (не испугаться, вовремя прийти на помощь другу)
III.Работа с текстом до чтения.1.Работа с ключевыми словами.- Прочитайте слова и попробуйте предположить, о чём будет текст: Слайд 11.ледмаленькая девочка
кружился волчком
наскочил на девочку2. Работа с иллюстрацией. Слайд 11-щелчок.- Кто изображен на иллюстрации?- Почему вы так думаете? - Прочитайте название рассказа и предположите, о чем или о ком он? Слайд 11-щелчок. (Прогнозирование: название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о детях ).- Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим перед собой? (Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения.)3.Словарная работа. Слайд 12.
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Слайд 12-щелчок.
Невидаль-необычайное; не видали (так говорили раньше) «Эка невидаль…?» - как по- другому это сказать? (ничего особенного).
Кружился волчком – быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой – юлой).
Лихо завернул – резко, неожиданно.
IV.Изучение нового материала
– Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока. (мало уметь читать, надо уметь думать) Слайд 13.– Давайте будем читать текст и учиться рассуждать и думать!
Послушайте рассказ. Слайд 14.
- Подтвердились ли наши предположения?- Кто герои этого текста? (маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя)
- Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка? Почему?
2) Обмен впечатлениями попрочитанному– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?– Кто именно?– А кто нет? Почему?
3)Моделирование обложки. Слайд 15
Автор-щелчок.название -щелчок.Жанр- щелчок.Тема -щелчок.
V. Чтение рассказа и анализ.1часть «Жужжащее чтение». До слов …волчком
- Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитать. Слайд 16
-Как вы думаете, почему она так ездила?
-А что выделывал Витя? Прочитать.
-О чем это говорит?
Выберите характеристики для героев (на листочках) Слайд 17
-Какая была девочка?
- Какой мальчик? (составляют характеристики, работа в парах) Проверяем. Слайд 18
девочка мальчик
маленькая ловкийбеззащитная взрослый
неумелая сильный
скромная
2часть Чтение «В парах»
-Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках?
-Чем ударилась маленькая девочка?
-Как поступил Витя?
-Почему Витя изменил свое поведение?
-Оцените поведение Вити? (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну.Вите не надо было обращать внимание на мальчиков)
-Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? (Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека).
-Какое качество добавили бы Вите теперь? (равнодушный, бессовестный, трусливый)
Физкультминутка.
3.Составление плана рассказа. Слайд 19
-Где катались дети? (Дети на катке).щелчок
-Что случило во время катания Вити на катке? (Происшествие). щелчок
-Как поступил Витя? ( Витя обидел девочку). щелчок
4.Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Что изображено на иллюстрации? Найдите отрывок к иллюстрации.
-Что произошло после этого момента, который изобразил художник?
Прочитайте начало и конец рассказа. Какое настроение они вызывают? Почему?
5.Определение главной мысли рассказа.
– Чему нас научила Валентина Осеева? Слайд 20 -
В беде нужно помогать людям, а не смеяться. щелчок.
*Стыдно смеяться над несчастьем другого человека.
*Не нужно стесняться и стыдиться помощи другим.
6.Выберите пословицу, которая подходит к этому произведению. Слайд 21
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
*Не стыдно помогать, стыдно в стороне стоять. щелчок.
*Старый друг лучше новых двух.
VI. Итог урока.
-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам решить их?
-Чему же учат нас рассказы В. Осеевой?
Д. Они учат нас уметь дружить, делиться с друзьями, быть добрыми.
Учитель : (вывод) Спасибо рассказам Валентины Осеевой, которые учат нас быть добрыми, смелыми, трудолюбивыми.
VII. Домашнее задание. Слайд 22
VII.Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы) Слайд 23
Смайлик улыбка– работал активно, все получалось
Смайлик не улыбается– работал хорошо, иногда обращался за помощью
Смайлик грустный – было трудно, не все получилось
девочка мальчик
маленькая неумелая
беззащитная сильный
взрослый скромная
ловкий девочка мальчик
маленькая неумелая
беззащитная сильный
взрослый скромная
ловкий