Проект эколого-краеведческой смены «Весёлая страна» летнего лагеря «Одуванчик»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Районный конкурс «Каникулы – 2016»
ПРОЕКТ: «Весёлая страна».
Работу подготовила:
учитель биологии- химии МКОУ СОШ № 13
Калашникова Светлана Ивановна

с. Ореховка, 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………….....……....3
Структура организации каникулярного отдыха в МКОУ СОШ № 13….7
Содержание проекта………………………………………………………….8
Ожидаемые результаты………………………………………………...…….21
Список литературы…………………………………………………………. 22
Пояснительная записка
Детство - важнейший период в человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира
- от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени, школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Проект эколого-краеведческой смены «Весёлая страна» летнего лагеря «Одуванчик» разработан исходя из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые здесь приводятся:
- достаточно низкий уровень эколого-краеведческих знаний у школьников, приходящих в средние классы школы, снижающий возможность реализации деятельностного подхода в развитии личности, так как научные знания помогают действовать и поступать так, как это необходимо с точки зрения законов природы;
-очень неглубокие познания у детей о родном крае (исторические, культурные, природоведческие);
-содержание учебного материала, включенного в учебно-методический комплекс, по природоведению, не конкретизирует, не иллюстрирует представления младших школьников, формируемых в основном курсе, фактами на примере Ставропольского края;
-недостаточно широкая и разнообразная деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
-отсутствие у детей основ здоровьесберегающей деятельности;
-знаниевый аспект экологического образования у детей не переходит в эмоционально-чувственный (ценностный, нормативный, деятельностный).
В формировании экологической культуры младший школьный возраст занимает особое место. В этот период у детей сохраняются природная любознательность и активность, наблюдательность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание и ролевое поведение.
Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для решения этих проблем, а также способствует укреплению здоровья, развитию физических сил, обогащению знаниями и новыми впечатлениями.Также в программу включены мероприятия по направлениям «Успех», «Пресс – центр», «Эрудит», «Весёлое настроение», которые включены в план работы лагерной смены. Переплетая интеллектуальные, художественные, спортивные и творческие дела, мы стремились к тому, чтобы каждый, абсолютно каждый ребёнок смог побывать в роли успешного человека и почувствовал от этого незабываемое удовлетворение.Сияющие глаза детей, их неподдельный интерес к происходящему, стремление вверх – это естественный результат счастливого педагогического труда.
Цель: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи
Расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
Максимальное использование возможностей природного окружения;
Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
Организация активного отдыха и оздоровление детей;
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Работа лагерной смены построена на принципах:
-  личностно-ориентированного подхода и уважения личности каждого ребенка;
-  социальной активности;
-  значимости духовно - нравственных и эколого–этических позиций в процессе формирования и становления личности;
-  сотрудничества;
-  содружества;
-  многообразия форм, видов и содержания деятельности;
-  учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работ
В период лагерной смены будет организована работа по следующим направлениям:
- образовательная деятельность под девизом «Хочу все знать!»;
- экологическая деятельность под девизом «Будь Человеком, человек!»;
- исследовательская деятельность под девизом «Познай тайны природы»;
- практическая деятельность под девизом «Войди в мир природы другом»;
- культурно – досуговая деятельность под девизом «Как прекрасен этот мир»;
- спортивно – оздоровительная деятельность под девизом «От экологии природы - к экологии человека»;
- информационная деятельность под девизом «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут…»
 -  социальное партнёрство под девизом «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»
Основные направления реализации проектаНаправление «эколого- биологическое» направлено на расширение представлений о взаимодействии в системе « человек – общество – природа».
Основные задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- расширение кругозора учащихся, их знаний об экологических проблемах;
- формирование ответственности за сохранение природного окружения.
Основные виды деятельности:
- экологические игры
- конкурс рисунков
- конкурсные программы
- экологические десанты
- игры – викторины
- игры – путешествия
- экологические сказки и проекты
- фенологические наблюдения
- беседы
Кадровое обеспечение: начальник лагеря, педагоги – организаторы, вожатые.
Материально – техническое обеспечение: компьютерный класс, библиотека, гербарий, семена деревьев и кустарников.
Направление «туристко- краеведческое» направлено на развитие активной социальной деятельности и инициативы детей.
Основные задачи:
- развитие у школьников интереса к изучению родного края;
- создание условий для самореализации школьников и развития их творческих способностей;
- формирование детского коллектива;
- оздоровление в активной деятельности на природе;
- развитие экологической культуры;
- приобретение опыта общественно – полезного труда.
Основные виды деятельности:
- беседы
- однодневный туристический слёт
- сюжетно – ролевые игры
- экологические десанты
- экологическое ассорти
- экскурсии в природу
- спортивные эстафеты
- конкурс у костра
- выступление агитбригады
- дни здоровья
- походы
- краеведческая игра
Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатели, учитель ОБЖ, вожатые.
Материально – техническое обеспечение: библиотека, спортивная площадка, туристический инвентарь.
Направление «Успех» направлено на развитие общения, а также объединения разновозрастных детей и педагогов в единый коллектив.
Основные задачи:
- создание условий общения;
- формирование навыков самореализации.
Основные виды деятельности:
- конкурсные программы
- дни именинников
- путешествие по сказкам
- КВН
- игры: «Поле чудес»,
«Звёздный час»,
«Счастливый случай»

Кадровое обеспечение: начальник лагеря, педагоги – организаторы, вожатые.
Материально – техническое обеспечение: комната отдыха, фойе школы, призовой фонд.
Направление «Пресс- центр» направлено на развитие коммуникативной, социальной деятельности детей, активное включение их в общественную деятельность.
Основные задачи:
- развитие творческой индивидуальности;
- обучение общению;
- развитие эмоциональной сферы;
Основные виды деятельности:
- ролевые игры;
- выпуск лагерной газеты «Летняя карусель»;
- оформление поздравительных открыток;
- зарисовки мероприятий;
- интервью с победителями.

Кадровое обеспечение: педагоги – организаторы, вожатые.
Материально – техническое обеспечение: канцелярские и письменные принадлежности, призовой фонд.
Направление «Эрудит» направлено на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности.
Основные задачи:
- развитие интеллектуальных способностей
детей;
- развитие мышления, памяти, внимания;
- формирование положительных эмоций.
Основные виды деятельности:
- проведение интеллектуальных игр;
- игровые программы
Кадровое обеспечение: начальник лагеря, вожатые, библиотекарь.
Материально – техническое обеспечение: библиотечный зал, методическая литература, призовой фонд.
Направление «Весёлое настроение» направлено на развитие игровой деятельности и инициативы детей, формирование социального климата коллектива.
Основная задача:
- создание необходимых условий для
самоутверждения личности в коллективе
с учётом её возможностей.
Основные виды деятельности:
- открытие игровой площадки;
- подвижные и народные игры;
- игровые программы, помогающие
общению в отряде.
Кадровое обеспечение: социальный педагог, воспитатели, вожатые.
Содержание деятельности эколого- краеведческой
лагерной смены «Весёлая Страна»
:
Вид деятельности Мероприятия
Девиз
Образовательная 1.  Изучение флоры, фауны,
2.  орнитофауны нашего края (беседы; просмотр презентаций, видеоматериалов; экскурсии)
3. Изучение лекарственных растений нашего края.
«Хочу все знать!»
Эколого-краеведческая
1.  Проведение тематических дней:
День Берендея (День леса)
День всезнаек. День волшебства. День экологии. День книги и кино. День цветов. День стойкости. День рекордов. День состязаний.
2.  Экскурсии и походы.
3.  Игра «Тропа следопытов».
4.  Викторины на экологическую тему.
5. Конкурс
«Край, в котором ты живешь»
6. По страницам Красной книги
(изучение редких растений и животных нашего края)
7. Конкурс агитационных плакатовна экологическую тему
8. Викторина «Музыка нашего леса»
(угадай птицу по ее пению)
9. Сюжетно – ролевая игра «Войди в лес другом»
«Будь Человеком, человек!»
Исследовательская деятельность

1.  Организация исследовательской и проектной деятельности школьников.
Возможные темы исследований:
Редкие и исчезающие виды растений и животных Ставропольского края в нашем лесу
Ядовитые растения нашего леса
Растения и животные нашего края – индикаторы загрязненности среды
Флора школьного сада
Памятники природы нашей местности
Фенологические наблюдения. Их сопоставление с народным опытом, отраженном в приметах и народном календаре
Составление экологической карты нашей местности, уточнение координат «экологической тревоги»
Профессии растений: растения «пылесосы», газопоглотители, почвоулучшатели, «живые изгороди», «санитары», медоносы, растения индикаторы.
Оценка загрязненности воздуха (по лишайникам и хвойным деревьям).
Экологическое состояние водной среды нашего поселения (состояние речки)
2. Составление гербариев.
«Познай тайны природы»
Практическая деятельность
1. Экологические субботники «Мусору – бой!»
2.Работа на школьном цветнике, развитие проекта «Цвети, родная школа!»
3. Операция «Зеленая аптека»
4. Выполнение практических заданий .«Войди в мир
природы другом»
Культурно –досуговая деятельность

1. Фестиваль «Полет мечты» (запуск воздушных змеев, уносящих в поднебесье добрые пожелания детей лагерной смены)
2. Праздник «Будь Человеком, человек!», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды (5 июня)
3. Шоу – программа Мисс «Флора» и Мистер «Фауна»
4. Конкурс экологической сказки
5. Вернисаж «Природа и фантазия»
(выставка детских творческих работ из природного материала)
6. Конкурс экологической частушки.
7. Праздник - фестиваль «Как прекрасен этот мир!»
8. Конкурс экологического рисунка – призыва на асфальте
«Как прекрасен этот мир»
Спортивно-оздоровительная деятельность
1. Шашечный турнир
2. Веселые старты с экологическими «препятствиями»
3. «Танцуй пока молодой». Тематические дискотеки
4. День здоровья
5. Игра – соревнование «Последний герой»
6. Ежедневные подвижные игры на свежем воздухе, разучивание комплексов лечебной оздоровительной гимнастики
7. Дружеские спортивные встречи по футболу
«От экологии природы - к экологии человека»
Информационная деятельность

1. Регулярное обновление стендовой информации «Новости из жизни «Весёлой страны»»
2. Разработка бюллетеней, проспектов, буклетов, плакатов, грамот для награждения, поздравительных открыток, медалей
3. Конкурс мультимедийных презентаций на темы:
«Окружающий мир моими глазами»;
«Красота родной природы»;
«Ореховские пейзажи»
«Что нового я узнал о …» (предварительный отчет об исследовании)
5. Фоторепортажи добрых дел
«Мы – юные защитники природы»
6. Конкурс «Лучший дневник отряда «Пусть о нас узнают,
пусть о нас услышат,
пусть о нас напишут…»
Социальное партнерство
1. В ходе работы смены лагерь сотрудничает с таким социальным партнёром, как: Муниципальное казённое учреждение культуры Дом культуры села Ореховка. «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»
План реализации программы экологической смены
«Весёлая страна» оздоровительного лагеря «Одуванчик»
с дневным пребыванием детей

сроки Мероприятие
Ответственный
1.День открытия смены
01.06.
1.Праздник «День защиты детей».
2.Операция «Дизайн-интерьер».
3.Беседа «Летние опасности».
4.Подвижные игры: «Картошка», «Охотники и зайцы».
5. Конкурс экологической сказки. воспитатели, вожатые отрядов, работники СДК.
2.День накопления знаний.
02.06.
1.Просмотр эколого-краеведческого фильма для детей «Приключение Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные», обсуждение.
2.Минутки здоровья «Как снять усталость».
3. Конкурс экологической частушки.
4. Интеллектуальная игра «Обо всем на свете».
5. Подвижные игры «Эстафета лесных сюрпризов».
воспитатели, вожатые, медсестра
3.День Берендея (День леса).

03.06. 1.Мини- экспедиция, погружение в природу «Красный лес».
2.Викторина «Музыка нашего леса» (угадай птицу по пению»)
3. Игра – соревнование «Последний герой»
4. Веселые старты с экологическими «препятствиями»
5.Сюжетно- ролевая игра «Войди в лес другом». воспитатели, вожатые, медсестра
4.День успеха

04.06. 1. Праздник «Будь Человеком, человек!», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды (5 июня)
2. Конкурс мультимедийных презентаций на темы:
«Окружающий мир моими глазами»;
«Красота родной природы»;
«Ореховские пейзажи»
«Что нового я узнал о …»
3. Шашечный турнир
4.Работа на школьном цветнике, развитие проекта «Цвети, родная школа!»
5. Конкурс отрядных газет, рисунков, стихотворений, песен “Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!”
воспитатели, вожатые, медсестра
5.День волшебства 06.06. 1.Минутки Здоровья «Путешествие в страну Витаминию».
2.Конкурс экологической частушки.
3.Игра: «Путешествие за народной мудростью»
4. Праздник - фестиваль «Как прекрасен этот мир!»
5. Конкурс рисунков на асфальте «Край, в котором ты живешь». воспитатели, вожатые, медсестра
6.День экологии.
07.06. 1.Минутки Здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
2. Мини- экспедиция, поход, погружение в природу «
3.Конкурс «Шахматная королева».
4. Конкурс экологического рисунка – призыва на асфальте
5. Фестиваль «Полет мечты» (запуск воздушных змеев, уносящих в поднебесье добрые пожелания детей лагерной смены) спортивный организатор, воспитатели, вожатые, медсестра
7.День
всезнаек.

08.06. 1. Экспедиция «Каменка- пещера». Изучение истории, исследование обитателей пруда.
2.Минутки Здоровья «Осанка – основа красивой походки».
3.Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
4.Театр мод (показ мод из подручных материалов).
Стильные штучки.
5. Шоу – программа Мисс  «Флора» и Мистер «Фауна». воспитатели, вожатые, медсестра
8.
День книги и кино
09.06. 1.Минутки Здоровья «Как ухаживать за кожей лица, рук».
2. Просмотр приключенческой комедии «Осторожно, каникулы»3. Вернисаж «Природа и фантазия».
(выставка детских творческих работ из природного материала)
4.Конкурс рисунков «Весёлый зоопарк». воспитатели, вожатые, медсестра
9.День цветов.
10.06. 1.Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»
2. Минутки Здоровья «Укусы насекомых: первая помощь»
3. КВН «Цветочная мозаика»
4.Игра «Цветочная Азбука».
5. «Рождение Ангела» - праздник именинников. воспитатели, вожатые, медсестра
10.Родительский день
11.06. 1.Минутки Здоровья «Вредные привычки».
2.Видеосалон – просмотр мультфильмов.
3.Спортивно- конкурсная программа: «Веселые старты с экологическими «препятствиями»
4.Вернисаж «Природа и фантазия» (выставка детских работ из природного материала)
5. Конкурс экологической частушки. воспитатели, вожатые, медсестра
11.День состязаний.
13.06. 1.Минутки Здоровья «Ни дня без спорта».
2.Волейбольный турнир.
3.Сюжетно – ролевая игра «Войди в лес другом»
4.Конкурс экологического рисунка- призыва на асфальте «Твой выбор».
5.Экскурсия в краеведческий музей с.Гофицкое. спортивный организатор, воспитатели, вожатые, медсестра
12.День стойкости-6350414655 14.06. 1.Мини- экспедиция, поход, погружение в природу «Барков колодец – Писанные камни».
2.Минутка Здоровья «В поход за Здоровьем».
3.Игра -соревнование «Последний герой».
4. Игровая спортивная программа «Джунгли зовут».
5. Конкурс лепки и аппликации «Путешествие в тропики», «Картина лета» Спортивный организатор, воспитатели, вожатые,
работники СДК.
13.День Вежливости.
15.06. 1.Минутки Здоровья «Друзья Мойдодыра и наш Здоровье».
2.Вернисаж «Природа и фантазия»
(выставка детских творческих работ из природного материала)
3.Викторина «Музыка нашего леса»
(угадай птицу по ее пению).
4. Урок успеха «Достопримечательности села Ореховка».
5. Уроки успеха «Моя будущая профессия». воспитатели, вожатые, медсестра
14.День юмора.
16.06. 1.Коллективно - творческое дело с участием детей и педагогического коллектива: «Снова лето манит нас!»
2.Минутка Здоровья «Смех продлевает жизнь».
3.Подвижные игры на воздухе.
4.Спортивное мероприятие «Весёлые старты».
5. Тематическая дискотека «Танцуй пока молодой». воспитатели, вожатые, медсестра
15.День зелёного цвета.
17.06. 1.Мини- экспедиция, поход, погружение в природу «Палаты- БСК».
2.Минутки Здоровья «Зелёная аптечка».
3.Игра «Тропа следопытов»
4.Сбор материалов для исследований на тему «Растения индикаторы загрязнённости среды»
5.Операция «Зелёная аптека» воспитатели, вожатые, медсестра
16. День Игр.
18.06. 1. Минутки Здоровья.
2. Шашечный турнир
3. Спортивные состязания по пионерболу и футболу.
4. Игра «Зоологические забеги».
5.Игра-путешествие «Спорт. Здоровье. Интеллект». воспитатели, вожатые, медсестра
17. День рекордов 20.06. 1.Игра «По страницам Красной книги»
(изучение редких растений и животных нашего края)
2.Проект «Рекордсмены среди животных и растений»
3. Конкурс «Лучший дневник отряда
4. Конкурс «Край, в котором ты живешь»
5.Экологический субботние «Бой мусору». воспитатели, вожатые, медсестра
18.
День Закрытия смены.
21.06. 1.Торжественная линейка «Замыкая круг». 
2.Концерт, посвящённый закрытию смены «Расстаёмся, друзья!»
3.Фоторепортажи добрых дел «Мы – юные защитники природы»
4. Фестиваль «Полёт мечты» (запуск воздушных змеев уносящих в поднебесье добрые пожелания детей лагерной смены).
5. Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». воспитатели, вожатые, медсестра
Механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками
Ожидаемый результат
Организация полноценного отдыха детей.
Увеличение количества школьников, привлечённых в лагерь в качестве воспитанников и вожатых.
Создание системного отдыха и занятости подростков в летний период.
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков, развитие их организаторских способностей.
Расширение кругозора детей, формирование и развитие знаний в области биологии, экологии, краеведения.
Организация системы временного самоуправления разновозрастного коллектива воспитанников.
Список используемой литературы
1.Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
2.Гузенко А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
3.Козлова Ю. В., Ярошенко В. В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
4.Куликов В. М., Ротштейн Л. М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп. образование детей).
5.Ривкин Е. Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
6.Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
7.Электронная версия газеты « 1 сентября. Начальная школа»
8.Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
9./data/userfiles/4988/images/251303-image017_5.png