РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (адаптированная) основного общего образования (8-9 классы) для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении по программе специального (коррекционного) обучения VIII вида основного общего образования (9 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №1 ИМЕНИ В.И.МУРАВЛЕНКО»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ (адаптированная)
основного общего образования (8-9 классы)
для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении по программе специального (коррекционного) обучения VIII вида
основного общего образования
(9 класс)
Сердюк И.В., учитель математики,
первая квалификационная категория
2014 год
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании научно-методического совета Директор МБОУ «Школа №1 имени В.И.Муравленко»
(протокол №от) _________________________И.Н.СасинЗаместитель директора: (приказ от № )_______________(_________)
I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Математика» (адаптированная) для учащихся 5-9 классов, обучающихся по программе специального коррекционного обучения VIII вида, составлена с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авт. А.К.Аксенова и др. М., Просвещение, 2010) и в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 (ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»).Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта):
9 класс - Перова М.Н. Математика 9 класс. - М.: Просвещение.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).
Целью данного курса является: коррекция и социальная адаптация учащихся, подготовка их к овладению профессией на основе полученных знаний.
В связи с этим, в процессе изучения математики решаются следующие задачи:
- дать учащимся доступные качественные, пространственные, временные знания, предусмотренные программой данного класса;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся, коррекции недостатков их познавательной деятельности, личностных качеств;
- воспитывать у них целеустремленность, терпимость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер.
Программа реализуется в рамках федерального компонента.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
  Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность.
      На всех годах обучения особое внимание обращается на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100) , с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин включаются в содержание устного счета на уроке.
В старших классах в устный счет вводятся примеры и задачи с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не не только простые арифметические задачи, но и задачи в 2 действия.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.
Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об объеме – в 9 классах. В результате выполнения разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об измерении объема прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.
      Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то действия, времени между событиями. Это важно потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на работу, на встречу и т. д
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях (перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
На уроках используются нетрадиционные формы: урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, турнир знатоков, урок-викторина, уроки – путешествия;урок работа с условными обозначениями, таблицами и схемами;
выполнение практических работ;
уроки с элементами исследования;
урок–зачет.
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
индивидуально – дифференцированный подход,
проблемные ситуации,
практические упражнения,
коллективная;
фронтальная;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Для поддержания интереса к уроку использую занимательные задания. Загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы – подсказки.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 им.В.И.Муравленко на изучение математики в 9 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно.
IV.Предметными результатами
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
V. Содержание учебного предмета
1. Нумерация.
Повторение нумерации целых чисел в пределах 1 000 000. Натуральный ряд чисел от 1 до 1000000. Таблица классов и разрядов. Десятичный состав чисел в пределах 1000000. Округление чисел до указанного разряда.
2. Десятичные дроби.
Строение десятичной дроби. Основное свойство десятичной дроби. Запись десятичной дроби числом, полученным при измерении и наоборот. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Решение простых и составных задач.
3. Геометрические тела.
Строение геометрических тел. Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь полной и боковой поверхности куба и параллелепипеда.
4. Проценты.
Понятие о проценте. Замена десятичной дроби процентами и наоборот. Нахождение 1 % и нескольких % числа. Нахождение числа по процентам. Решение задач на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
5. Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда (куба).
Объем. Единицы объема и их соотношение. Объем прямоугольного параллелепипеда (куба). Решение задач на вычисление объема.
6. Обыкновенные и десятичные дроби.
Образование, чтение и запись обыкновенных дробей. Виды дробей. Сравнение дробей. Преобразование дробей. Арифметические действия с дробями. Решение простых и составных задач.
7. Геометрические фигуры.
Линии. Их виды и расположение относительно друг друга. Геометрические фигуры и их расположение относительно друг друга. Симметричные фигуры относительно оси и центра симметрии. Углы. Их построение и измерение.
8. Геометрические тела.
Цилиндр, конус, пирамида, шар. Их развертки.
9. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение простых и составных задач.
10. Повторение.
Итоговое повторение.
VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Н-р:
№ Блок/
Раздел Количество часов Основное содержание
по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Контрольные работы
1 Нумерация 3 Натуральный ряд чисел от 1 до 1000000. Таблица классов и разрядов. Десятичный состав чисел в пределах 1000000. Округление чисел до указанного разряда. организовывать свое рабочее место;
вслушиваться в слова учителя;
выполнять правила поведения и общения на уроке;
корректно вести учебный диалог;
читать, записывать, откладывать на счетах, калькуляторе числа в пределах 10000;
сравнивать числа по величине;
округлять числа до 100, 1000. 2 Десятичные дроби 3 Строение десятичной дроби. Основное свойство десятичной дроби. Запись десятичной дроби числом, полученным при измерении и наоборот. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Решение простых и составных задач.
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. ставить цель и организовывать ее достижение;
работать с учебником;
владеть умением пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач;
правильно задавать вопросы ;работать с учебником;
умножать и делить целые числа и десятичные дроби на 1-зн, 2-зн, 3-зн число. Решать простые и составные задачи.
Контрольная работа №1.
3 Геометрические тела 2 Строение геометрических тел. Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь полной и боковой поверхности куба и параллелепипеда. понимать смысл действия учителя;
работать с инструкциями;
владеть измерительными навыками. 4 Проценты 4 Понятие о проценте. Замена десятичной дроби процентами и наоборот. Нахождение 1 % и нескольких % числа. Нахождение числа по процентам. Решение задач на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
делать элементарные выводы;
владеть разными видами речевой деятельности;
владеть умением пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач;
правильно оформлять записи в тетрадях;
заменять десятичную дробь процентами и наоборот;
находить 1 % от числа;
находить число по его 1%.
решать простые задачи на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1% с помощью учителя.
Контрольная работа №2.
5 Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда (куба) 5 Объем. Единицы объема и их соотношение. Объем прямоугольного параллелепипеда (куба). Решение задач на вычисление объема. измерять данные параллелепипеда, куба для вычисления объема;
вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, куба по формуле;
решать простые задачи на вычисление объема.
6 Обыкновенные и десятичные дроби 5 Образование, чтение и запись обыкновенных дробей. Виды дробей. Сравнение дробей. Преобразование дробей. Арифметические действия с дробями. Решение простых и составных задач. записывать и читать обыкновенные дроби;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
умножать и делить дробь на целое число;
решать составные задачи.
Контрольная работа №3.
7 Геометрические фигуры 3 Линии. Их виды и расположение относительно друг друга. Геометрические фигуры и их расположение относительно друг друга. Симметричные фигуры относительно оси и центра симметрии. Углы. Их построение и измерение. строить симметричные фигуры относительно оси и центра симметрии;
измерять углы с помощью транспортира. 8 Геометрические тела 3 Цилиндр, конус, пирамида, шар. Их развертки. владеть измерительными навыками;
формулировать выводы;
строить развертки геометрических тел.
9 Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями 4 Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение простых и составных задач.
заменять десятичную дробь обыкновенной;
производить арифметические действия с этими дробями;
решать простые задачи. 10 Повторение 3 Арифметические действия с целыми и дробными числами.
Нахождение числа по его %, нахождение % от числа, нахождение части от числа и числа по его части. Решение простых задач.
Геометрические фигуры и тела. Построение геометрических фигур по их размерам. Вычисление периметра и площади геометрических фигур. Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Развертки геометрических тел. различать геометрические фигуры и тела, - строить геометрические фигуры по их размерам;
вычислять периметр и площадь геометрических фигур;
вычислить объем прямоугольного параллелепипеда
выполнять арифметические действия с целыми числами и десятичными дробям;
находить 1% от числа и число по его 1%;
находить часть от числа;
решать простые задачи с помощью учителя. Итоговая контрольная работа.
VII. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение.
Учебник:
1. Перова М.Н. Математика: Учебник для учащихся 9кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // - М.:Просвещение,2013.
Литература:
1.Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2007
2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: пособие для учителя – дефектолога – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки в коррекционной школе. - М.: ВАКО, 2007.
4. Занимательная математика./Авт.-сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль/авт.-сост. С.Е. Степурина. - Волгоград: Учитель, 2008.
6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение,1990.
7. Остер Г. Задачник. - М.: «Спарк-М»,1992.
8. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. М.,1994.
9. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.- М.: Просвещение, 1996.
10. Перова М.Н. Методика преподавания математикой в коррекционной школе. - М.: «ВЛАДОС», 2001.
11. Перова М.Н., Эк В.В. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль,2005.
12. Специальное (коррекционное) обучение: проблемы, опыт, решения. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.
13. Узорова О.В. 800 заданий и упражнений по математике. – М.: АСТ: Астрель,2006.
14. Филякина Л.К. игровой счет в сотне. Математические вариации. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
Инструменты.
1. Метр - 1шт. 3. Транспортир — 1шт.
2. Треугольник — 2 шт. 4. Циркуль — 2шт.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники,
электронные пособия,
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruПортал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы,
учительская, история математики - http://www.math.ruМатериалы по математике в Единой коллекции цифровыхобразовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/collection/matematikaМосковский центр непрерывного математического образования - http://www.mccme.ruГазета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» - http://mat.1september.ruИнтернет-проект «Задачи» - http://www.problems.ruМатематика в школе: консультационный центр - http://school.msu.ruПортал Allmath.ru — Вся математика в одном месте - http://www.allmath.ruПроект KidMath.ru – Детская математика - http://www.kidmath.ruVIII. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
Знать нумерацию чисел, владеть счетом простыми и разрядными единицами, равными числовыми группами в пределах 1000000, умениемчитать и записывать эти числа, знать их состав, разряды и классы.
Уметь читать и записывать числа в пределах 1000000, знать их состав, разряды и класс. Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) самостоятельно выбранным основаниям
Уметь получать дробь, читать и записывать ее, знать виды дробей, преобразовывать дроби. Уметь классифицировать (группировать), преобразовывать дробь самостоятельно
Владеть арифметическими действиями, умением складывать и вычитать устно в пределах 100, знать таблицу умножения и деления.Владеть приемами письменных вычислений, выполнять четыре арифметических действия в пределах 1000000 (умножать и делить на однозначное число), производить эти же действия с дробными числами (кроме умножения и деления дроби на дробь), находить дробь и несколько процентов от числа.
Владеть в совершенстве всеми арифметическими действиями с целыми и дробными числами, находить дробь и проценты от числа.
Уметь решать простые и составные задачи в два-три действия, указанных в программе видов. Уметь решать составные задачи в 4-5 действий строя логически обоснованные рассуждения.
Отбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Иметь конкретные представления о единицах измерения: стоимости, длины, емкости, массы, времени, площади, объема. Знать таблицу соотношения этих единиц, уметь пользоваться измерительными инструментами; определять время по часам; уметь заменять число, выраженное в мерах длины, массы, времени и т.д., десятичной дробью и выполнять с ними четыре арифметических действия.
Уметь использовать знания о единицах измерениях и замене именованного числа десятичной дробь для решения жизненных задач.
Уметь различать основные геометрические фигуры и тела (шар; конус; параллелепипед; куб), знать их названия, элементы, уметь чертить их с помощью линейки, чертежного треугольника, транспортира, циркуля, измерять и вычислять площади геометрических фигур и объемы параллелепипеда и куба. Уметь различать основные геометрические фигуры и тела), знать их названия, элементы, уметь строить их с помощью линейки, чертежного треугольника, транспортира, циркуля на нелинованной бумаге, измерять и вычислять площади геометрических фигур и объемы параллелепипеда и куба самостоятельно. Использовать полученные знания и умения при решении жизненных задач