Конспект урока литературного чтения: «Сергей Есенин «Бабушкины сказки», 1 класс


Урок литературного чтения
Класс: 1
Тема урока: Сергей Есенин « Бабушкины сказки».
Разработала: Хамзяева Ольга Владимировна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ г.Астрахани «СОШ №32»
Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией и творчеством С.Есенина.
Задачи:
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
Учить анализировать поэтическое произведение
Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Учить рассуждать, делать выводы
Развивающие:
Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
Развитие познавательной активности
Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные:
Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
Воспитывать любовь к русской поэзии
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: традиционная Раздел: поэтическая тетрадь
Средства обучения: Учебник “Родная речь 4 класс 2 часть” Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.71; Презентация; книги со стихами С.А.Есенина; грамзапись
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня на уроке присутствуют гости. Подарите им хорошее настроение, улыбнитесь.
Проверка домашнего задания:
На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”.
Давайте вспомним, какое название у «Поэтической тетради» из раздела: «Страна далёкого детства»?
Почему она так называется? ( Авторы вспоминают своё ушедшее детство.)
Значит, о каком стихотворном жанре пойдёт речь? (Жанр воспоминаний.)
-Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?( Валерия Яковлевича Брюсова)
-Дома вы подготовились их читать выразительно.
-Какие правила вы помнили при чтении стихов?
Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт
Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни
Соблюдать знаки препинания
При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации
Слушание нескольких учеников
Ваши впечатления от чтения товарищей .За что можно похвалить? Какие замечания?
Актуализация опорных знанийДавайте послушаем стихотворение, которое поможет нам установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. (Это Есенин.)
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен - Поднебесье, тихие веси, сень берёзы И синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты...
Только скажут - “Сергей Есенин”,
Всей России встают черты...( Это Есенин.)
Действительно, это Сергей Александрович Есенин -Давайте вспомним, какие стихи вы знаете?
. Викторина «Стихи Есенина».
Я прочитаю отрывки из стихов Есенина, а вы - название стихотворения.
А)Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит. («Ночь»)
Б) На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. (« Береза»)
В)Позади ватагой стройною Продвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные. («Лебедушка»),
Г)Погасло солнце. Тихо на лужайке.
Пастух играет песню на рожке. ( «Табун»).
Д.) Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
-Какая главная тема в творчестве Есенина?(Тема Родины, о родной природе)
Знакомство со сведениями из биографии С.А.ЕсенинаСейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.
Родина поэта - село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино
Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.
Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.
Родители его - Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)
"Стихи начал слагать рано, - напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”
Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина? (Родная природа. Бабушка и дедушка)
-Давайте вспомним как называется Поэтическая тетрадь?
Сергей Есенин не писал стихи для детей, но с одним мы сегодня познакомимся.
Формулирование учащимися темы и задач урока-Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
Что вы видите?
-А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?
-Сформулируйте тему урока полностью.(Тема урока: Сергей Александрович Есенин ‘‘Бабушкины сказки”)
-Зная тему, поставьте задачи урока ( Познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”.Учиться правильно, выразительно читать. Анализировать стихотворение.)
Словарная работаПрочитайте это стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.
Я тоже выписала несколько слов, которые, как мне кажется, могут вызвать затруднения. Посмотрим, совпадут ли они.
Задворки- место за дворами, позади изб.
Разухабистая - молодцеватая, задорная.
Гурьба - шумливая группа людей.
Опостылеть - надоесть, надоевший, надоедать.
Галдеть - громко говорить, орать.
Брести - идти с трудом, тихо.
Пригорок - небольшой холм, бугор.
Анализ стихотворения (стилистический (языковый) анализ)Понравилось ли вам это стихотворение?
Какое настроение оно у вас оставило? (уютное, сказочное, шаловливое, лёгкой грусти и т. д.)
Какие строчки вам бы хотелось перечитать? (Дети зачитывают понравившиеся отрывки.)
Кто главный герой этого произведения? (Дети.)
Какими они вам показались? (смешными, задорными, хитрыми, весёлыми, уставшими и т. д.)
Найдите в тексте слова, которые это подтверждают.
Чем занимались дети в свободное время?
Как вы понимаете выражение «разухабистой гурьбой»?
А почему автор так написал - бредём домой? (Устали.)
Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше?
Что означает слово «опостылеют»?
Знакомо ли вам это состояние?
.А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)
Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?)
Найдите слова, которые помогают нам понять, с какой любовью и вниманием слушали дети сказки, рассказанные им бабушкой! (Еле дышим...)
На какие хитрости шли дети, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? (Притворимся, что не слышим, если мама нас зовёт...)
Случалось ли с вами подобное?
Посмотрите на иллюстрацию. Расскажите, что вы видите? Как вы думаете, изображён ли здесь С. Есенин?
Выразительное чтениеПодготовьтесь к выразительному чтению (работа с карандашом.)
Проверка:
-Какие чувства нужно передать при чтении?
-первые четыре строки - дети устали
-следующие девять - дети внимательно слушают, голос негромкий -последние - обрадовались Чтение в парах
Оценивать соседа будете в процентном соотношении. 100% .-справился с выразительным чтением по всем параметрам Оцените, на сколько % вы справились с заданием. Нарисуйте на полях квадрат - это символ задания.
Поэзия Есенина всегда вдохновляла композиторов на создание музыкальных произведений. Предлагаю вам послушать одно из них.
РефлексияКарточки:
Детство прошло среди полей и степей. Рос под призором бабки и деда... Стихи начал слагать рано, с 9 лет.
Многие стихи стали поистине народными песнями и романсами. Поэта называли «певцом русской природы».
Родился в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.
Поэт, безгранично любивший Русь.
Талантливый поэт. Родился в московской купеческой интеллигентной семье. Дед по матери писал стихи, повести, драмы; отец печатал стихи в мелких изданиях.
Поэт, любящий город. Упоение его грандиозностью современного города, темпом его жизни, к городскому пейзажу.
Велика заслуга поэта, как переводчика. Принимал горячее участие в подготовке Большой Советской Энциклопедии.
Осуществил свою давнюю мечту о создании литературного высшего учебного заведения, создав Высший литературно-художественный институт
Домашнее заданиеДома читать стихотворение выразительно, найти другие стихи Есенина, нарисовать иллюстрацию к стихам Есенина
Итог урока.