Открытый урок по литературному чтению А.И. Куприн Белый пудель (4 класс)


Открытый урок по литературе в 4-м классе 
Тема: А.И. Куприн «Белый пудель» Цели и задачи:
1. Познакомить с литературным произведением, формирование понятий о построении рассказа, совершенствование навыков выборочного чтения и литературного анализа, организация работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик героя произведения; 2. развитие мышления, внимания, речи;
3. воспитание доброты и сострадания к окружающему миру, внимательного отношения к проявлению доброты.
 
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
 
  Оборудование: выставка книг А.И.Куприна, электронная презентация, раздаточный материал ( карточки с пословицами, карточки с текстом, сердечки), музыка из телепередачи «В мире животных», фотографии пуделей, портрет. Ход урока I. Орг.момент 
Звучит музыка из телепередачи «В мире животных».
Учитель: - Ребята, закройте глаза и подумайте о своих родных, о друзьях, о любимых животных. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Хорошо, что они есть в нашей жизни.II. Социализация
- Сейчас ребята на листочках которые у вас на парте нарисуйте в центре цветок или солнце с лучами, а в нем напишите свое имя. А в лепестках имена своих близких.
- Какие чувства вы испытываете к ним? (любовь, добро, уважение)
-Были ли случаи, когда возникала необходимость или желание помочь своим близким? (Ответы детей)
Молодцы! 
(Вывешить ценности на доску)
- Выберите какие ценности нужны человеку в жизни? (доверие, любовь, забота, доброта ,дружба)
Эти слова являются ключевыми.
- По отношению к кому могут проявляться эти ценности? ( людям, природе, животным)
Вывешить фото пуделей
3.Работа над темой урока.
а)Погружение. Посмотрите на фотографии.
- Скажите, знаете ли породу этих собак?
-Какой породы эти собаки? (пудель)
- А что вы о них знаете?
Учитель: Пудель- очень умный, хитрый, весёлый и преданный пёс. Они считаются одним из самых умных пород собак. Они умеют приспосабливаться к любому климату. Пудели выведены во Франции. Продолжительность их жизни от 12 до 18 лет. Интересно, что они могут быть даже красного цвета. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей.
б)Знакомство с биографией А.И.Куприна.
И сегодня мы познакомимся с произведением А.И.Куприна «Белый пудель».Сейчас познакомимся с яркими страницами биографии А.И. Куприна.(презентация)
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года городке Наровчате Пензенской губернии. Своего отца мальчик не помнил. Отец умирает когда ему было год.Куприн уезжает с матерью в Москву и поселяются в общей палате Сиротского пансиона.Учился в сиротском училище, затем поступил в военную гимназию.Тяжелая болезнь помешала Куприну возобновить творческую работу.
Также обратите внимание на выставку которая у нас в классе. Вы можете брать читать, а также будем знакомиться на внеклассном чтении.
в)Словарная работа.
В этом произведении вам встретятся незнакомые слова, объяснение которых вы найдёте в толковом словаре.
Для каждой группы даны слова на листе под цифрой 1.
1 группа: труппа, шарманка, галопа.
2 группа: картуз, трико, гувернантка.
- Зачитайте значение слов.
- Ребята, как одним словом назвать эти слова? (устаревшие)
- Что объединяет эти слова?
4.Работа с текстом.
У вас на листе под цифрой 2 вопросы. Прочитайте.
А чтобы ответить на эти вопросы вы должны слушать внимательно.
Читает учитель до слов (…их внимание)
- Где ж происходят события?
- Кто главные герой?
- Как вы думаете, так какое неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание на даче?
А что было дальше вы узнаете прочитав следующий абзац на странице 77. ( со слов на террасу..)
Чтение учениками.
После прочтения:
- Кого ж встретили артисты?
- Как вы думаете почему так кричал мальчик? (ответы детей)
Эту сцену которая произошла вы 1 группа разыграете по ролям. А ваша группа читаете и составьте синквейн по мальчику Трилли. (раздать листы с текстом, а 2 группе помогайку для синквейна)
Пожалуйста 1 группа зачитайте сцену.
Вопросы:
- Что вы можете сказать о поведении мальчика Трилли?
-Почему он так себя ведёт?
-Как отнеслись взрослые к его поведению?
Зачитывает синквеин 2 группа.
ТриллиРазбалованный, грубый,
Падает, кричит, требует
Грубит старшим и требует все, что хочет.
Невоспитанный ребёнок.
-Значит о каких чертах характера говорит его поведение?
Учитель: И по требованию ребёнка артисты показали своё представление.
А сейчас посмотрите отрывок из м/ф выступление бродячих артистов.
- Что особенного понравилось в выступлении артистов?
- Как выступили герой?
- Чьё выступление понравилось зрителям больше?
-А как вы думаете, как Трилли отреагировал на выступление артистов? (он хотел собаку Арто)
А что было дальше прослушайте внимательно.(прослушивание аудиозаписи)
- Так что захотел Трилли?
- Какое решение она тогда принимает? Удается ли ей выполнить требования своего разбалованного сына?
- Почему дедушка отказался продать собаку?
- Кем была собака для дедушки и Серёжи? (другом, членом семьи)
- Как вы понимаете выражение «не всё покупается, что продаётся»?
5.Работа с пословицами.
А сейчас ребята под цифрой 4 прочитайте пословицы и выберите из них те которые подходят к произведению.
Какие пословицы выбрали зачитайте. И объясните их значение.
Пословицы вывешить на доску. «Доброе братство милее богатства», «Старый друг лучше новых двух».
- Молодцы!
6.Итог урока.
- Понравилось вам произведение?
- В чём заключается основная мысль?
-Чему учит это произведение?
• Основная мысль: Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Автор учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает черствость и бездушие людей.
7.Д.З.На этом произведение не закончилось дома дочитаете до конца и ответите на вопрос 4. 
8.Рефлексия.На столах у вас лежат сердечки напишите по одному слову.
- Какие чувства сейчас вы испытываете?
Записали? Вложите частичку своего сердца в одно большое сердце.
- Молодцы!
Закончить наш урок мне хочется таким стихотворением:
Если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и забота твоя,
Ты счастлив , что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
9.Оценивание.
А сейчас уважаемые гости, мы просим оценить нашу работу на уроке по карточкам, которые у вас на столах.
(красный –отлично, зеленый- хорошо, желтый- удовлетворительно)
Приложение 1
1-группа
1.Труппа, шарманка, галопа.
2.-Где происходят события?
- Кто главные его герои?
3.Чтение по ролям
4. Прочитайте и выберите пословицы, которые подходят произведению.
-Вся семья вместе, так душа на месте.
-Друг познается в беде.
-Доброе братство милее богатства.
-Старый друг лучше новых двух.
2- группа
1.Картуз, трико, гувернантка
2.-Где происходят события?
- Кто главные его герои?
3.Составить синквейн.
Прилагательные: вежливый, разбалованный, нетерпеливый, грубый
Глагол: падает, кричит, требует, спасает
4. Прочитайте и выберите пословицы, которые подходят произведению.
-Вся семья вместе, так душа на месте.
-Друг познается в беде.
-Доброе братство милее богатства.
-Старый друг лучше новых двух.
Приложение 2
1-группа
Автор: Между тем виновник этой суматохи, ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны. Взрослые засуетились вокруг него. А красивая болезненная дама томно стонала.
Дама:- Ах, Трилли, ах, боже мой!.. Ангел мой, я умоляю  тебя.  Послушай  же, мама  тебя  умоляет.  Ну,  прими  же,  прими  лекарство;   увидишь,   тебе
сразу-сразу станет легче: и животик пройдет и головка. Ну, сделай это  дляменя, моя радость! Ну, хочешь, Трилли, мама станет перед тобой на  колени?
Ну вот, смотри, я на коленях перед тобой. Хочешь, я тебе  подарю  золотой?
Два золотых? Пять золотых, Трилли?  Хочешь  живого  ослика?  Хочешь  живую лошадку?.. Да скажите же ему что-нибудь, доктор!..
  Доктор: - Послушайте, Трилли, будьте же мужчиной, -
автор: загудел толстый господин  в очках.
   Мальчик:- Ай-яй-яй-я-а-а-а! –
автор:вопил мальчик, извиваясь по  балкону  и  отчаянно болтая ногами.
Мальчик:- Ай-яй-а-а! Дряни! Дураки!..
автор: надрывался все громче и громче мальчик.
   Дед:  Начинай,  Сергей.  Я  знаю!   
автор: распорядился  вдруг  Лодыжкин  и   с решительным видом завертел ручку шарманки.
  Автор: По саду понеслись гнусавые, сиплые, фальшивые звуки старинного  галопа.
Все на балконе разом встрепенулись, даже  мальчик  замолчал  на  несколько
секунд.
   Дама:- Ах, боже мой, они еще больше расстроят бедного Трилли! -  автор:воскликнула плачевно дама в голубом капоте. 
Дама:-  Ах,  да  прогоните  же  их,  прогоните скорее! И эта грязная собака с ними. У собак всегда такие ужасные болезни.
Дама:Что же вы стоите, Иван, точно монумент?
Автор:Но не успели они сделать и десяти шагов, как с балкона понеслись  новые пронзительные крики:
  Мальчик: - Ай-яй-яй! Мне! Хочу-у! А-а-а! Да-ай! Позвать! Мне!
   Дама:- Но, Трилли!.. Ах,  боже  мой,  Трилли!  Ах,  да  воротите  же  их,  -
Автор:застонала нервная дама.
Дама:- Фу, как вы все бестолковы!.. Иван,  вы  слышите, что вам говорят? Сейчас же позовите этих нищих!..
  Иван: - Послушайте! Вы! Эй, как вас? Шарманщики!  Вернитесь!  -  автор:закричало  с балкона несколько голосов.
2- группа
   В  это  время  с  террасы  раздался  такой  отчаянный,  резкий,   почти
нечеловеческий вопль, что растерявшийся  Арто  выронил  изо  рта  шапку  и
вприпрыжку, с поджатым хвостом, боязливо  оглядываясь  назад,  бросился  к ногам своего хозяина.
   - Хочу-у-а-а! - закатывался, топая ногами,  кудрявый  мальчик.  -  Мне!
Хочу! Собаку-у-у! Трилли хочет соба-а-аку-у...
   - Ах, боже мой! Ах! Николай Аполлоныч!..  Батюшка  барин!..  Успокойся,
Трилли, умоляю тебя! - опять засуетились люди на балконе.
   - Собаку! Подай собаку! Хочу! Дряни, черти, дураки! - выходил  из  себя
мальчик.
- Но, ангел мой, не расстраивай себя!  -  залепетала  над  ним  дама  вголубом капоте. - Ты хочешь погладить собачку?  Ну,  хорошо,  хорошо,  моя
радость, сейчас. Доктор, как вы  полагаете,  можно  Трилли  погладить  эту
собаку?
- Не хочу погладить, не хочу! -  ревел  Трилли,  пуская  ртом  и  носом
пузыри. - Хочу совсем! Дураки,  черти!  Совсем  мне!  Хочу  сам  играть...
Навсегда!
 - Послушайте,  старик,  подойдите  сюда,  -  силилась  перекричать  его
барыня. -Сколько же ты хочешь, старик?
Дедушка снял картуз. Лицо его приняло учтивое, сиротское выражение.
- Сколько вашей милости будет угодно, барыня, ваше
высокопревосходительство... Мы люди маленькие, нам всякое даяние -
благо... Чай, сами старичка не обидите...
- Ах, как вы бестолковы! Трилли, у тебя заболит горлышко. Ведь поймите,
что собака _ваша_, а не моя. Ну, сколько? Десять? Пятнадцать? Двадцать?
- А-а-а! Хочу-у! Дайте собаку, дайте собаку, - взвизгивал мальчик,
толкая лакея в круглый живот ногой.
- То есть... простите, ваше сиятельство, - замялся Лодыжкин. - Я -
человек старый, глупый... Сразу-то мне не понять... к тому же и глуховатмалость... то есть как это вы изволите говорить?.. За собаку?..
- Ах, мой бог!.. Вы, кажется, нарочно притворяетесь идиотом? - вскипела
дама. - Няня, дайте поскорее Трилли воды! Я вас спрашиваю русским языком,
за сколько вы хотите продать вашу собаку? Понимаете, вашу собаку,
собаку...
- Собаку! Соба-аку! - залился громче прежнего мальчик.
Лодыжкин обиделся и надел на голову картуз.
- Собаками, барыня, не торгую-с, - сказал он холодно и с достоинством.
- А этот лес, сударыня, можно сказать, нас двоих, - он показал большимпальцем через плечо на Сергея, - нас двоих кормит, поит и одевает. И никак
этого невозможно, что, например, продать.
Трилли между тем кричал с пронзительностью паровозного свистка. Ему
подали стакан воды, но он яростно выплеснул его в лицо гувернантке.