Конспект урока по русскому языку на тему Состав слова.Корень слова


Тема: Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова
Задачи:
Ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, приставка, суффикс;
Развивать умения находить в словах приставки, суффиксы, корень, окончание, основу.
Оборудование: презентация “Состав слова”, тест “Состав слова”.
Ход урока
I Организационный момент 
II Проверка домашнего задания
III Новая тема
(Презентация. Слайд 1)
1.Учитель: Ребята, мы приступим к изучению большой темы “Состав слова”. На уроке мы будем работать в тетради, на карточках. Поэтому откройте тетрадь и запишите число, классная работа и отложите их в сторону.
Вступительное слово: Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес– из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. В слове выделяются основа и окончание. В основу входят корень , приставка, суффикс. Самая главная из них – корень.
Каждое изменяемое слово имеет окончание, которое может быть и нулевым
 (Слайд 5)
В основу слова входят приставки, корень и суффиксы.
Основа слова может состоять только из корня; из приставки и корня; из корня и суффикса; из приставки, корня и суффикса.
Основа может быть твёрдой или мягкой. После твёрдой основы пишутся А,О,У,Ы.
После мягкой основы – Ь,И,Е,Ё,Ю,Я.
2.Закрепление изученного материала.
Выполнение упр.4(137) устно.
Выполнение упр.2(139) письменно.
3.Учитель:А теперь послушайте грамматическую сказку “О чудесном дереве” (Слайд 3)
Жило-было много лет назад слово «ход». Нашли его люди и приказали: «Будешь жить с нами!» И поселилось слово среди людей. Но вот надоело ему среди людей скитаться, и попросило слово их:
-Посади меня в землю.
-Зачем?-удивились люди.
-Чтобы из меня много других слов выросло: и вам будет интересней и мне веселей.
Посадили люди слово «ход» и начали поливать его. Долго из земли ничего не росло. Наконец , показался маленький росток.
-Как тебя зовут, росток?- спросили люди.
-Обход- ответил он.
Стали люди ухаживать за ростком лучше прежнего, и превратился он в могучий ствол. А когда ствол начал ветвиться, спросили люди первую веточку:
-Как тебя, веточка, зовут?
-Переход, - ответила она.
Обрадовались люди. Вот оно новое слово. А веточка продолжала:
-Приходите завтра на рассвете, ещё не то увидите. Пришли люди рано утром и видят: от новой веточки ещё одна тянется.
-А как тебя зовут? – спросили люди.
-Поход, - ответила новорожденная.
На другое утро из ствола дерева опять появилась новая веточка. Её звали « выход». Так каждый день чудесное дерево дарило людям по одному слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово «ход», но и чем-то отличались от него. А чем – подумайте сами.
Вот такое дерево выросло.
4. Задание Выписать все появившиеся слова .Что общего у них?
Общая часть родственных слов называется – корнем.
Слова-веточки называются однокоренными. Они близкие по смыслу. Слов без корня не бывает. Это центр слова.
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.
Слайд 4,5.
Сад, садить, садовник – это однокоренные слова.
Сад, сады , в саду – это разные формы одного и того же слова.
5. Закрепление изученного.
1.Выполнение упр.3(144) письменно 3 ученика выполняют у доски.
2.Чтение правила по учебнику.
6. Игра «Кто больше?» Подберите однокоренные слова к слову лететь.
7. Игра «Найди лишнее слово» .Вода, водный, водяной, водитель.
Лето, летний, полететь.
Лист, листик, лиса.
Рис, рисовая, рисовать.
8. Загадки.
-Догадайтесь, что это?1)Я у дуба.   Я у зуба.   Я у слов и у цветов.   Я упрятан в темноту.   Я не вверх, а вниз расту (корень).-  Как догадались? Докажите словами из загадки.
2) После корня он стоит,     Перед окончанием.     Его я, если заменю,     Другое слово получу.     Обозначу уголком.     Называю домиком (суффикс).
- Как догадались? Докажите.3) Перед корнем есть……..     Слитно пишется она.     И при помощи ……….     Образуются слова (приставка).- Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?4) На конце любого слова     ………….. ищет Вова.     С другим словом держит связь.     ……………он найдет.     Его в рамочку возьмет  (окончание). -Какие слова помогли догадаться, что это окончание?5) Окончание отбросим     И останется она (основа).
9. Вывод (слайд 6):
Помни, при разборе словаОкончанье и основуПервым делом находи.После корня будет суффикс,А приставка впереди.
IV. Домашнее задание.
задание №6 (139)стр.60
задание№8(149) стр.63
правило выучить
V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок