Урок окружающего мира Пришла весна


Урок окружающего мира в 1 классе Б УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Пришла весна
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.
Формы проведения урока: коллективная, фронтальная, парная, групповая
Цели:
способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: учебники, видеофрагмент «Маша и медведь» («Пришла весна»), видеофрагмент «рост сосульки», оборудования для опыта «Чист ли лёд?» (салфетки, лед, снег, сосульки)Ход урока
Этап урока/учебная ситуация Взаимодействие в образовательном процессе УУД
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сейчас у нас урок окружающего мира. Проверьте вашу готовность! Давайте улыбнемся друг другу. И с хорошим настроением начнем наш урок. В этот замечательный весенний день к нам пришли гости, давайте мы сейчас поприветствуем гостей и подарим им свою улыбку и хорошее настроение! Личностные: настраиваются на позитив.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. А чьих тайнах сегодня мы будем говорить, вы узнаете, просмотрев видеофрагмент из мультфильма. Внимание на доску!
(видеофрагмент)
Кто- нибудь догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о весне)
-Верно, ребята!
Весна – это прекрасное время года. Время – когда природа пробуждается от долгой зимней спячки. И приходу весны рады все и растения, и животные, и птицы, и конечно люди. Наблюдая за изменениями в природе, русский народ сложил много пословиц и поговорок о весне. Давайте некоторые из них прочитаем и попробуем объяснить.
Март с водой – апрель с травой.
Грач на горе-весна на дворе.И в марте мороз на нос садится.(Мороз бывает).
-Верно, ребята, не смотря на то, что март-это весенний месяц в марте могут быть и морозы, т.к. весна к нам приходит постепенно. Личностные: осознают свои возможности в учении
Познавательные:
Извлекают необходимую информацию, дополняют , расширяют имеющиеся знания .
3. Формулирование темы урока. Определение целей урока. Итак, давайте найдем по содержанию тему нашего урока и узнаем номер страниц, на которых будем сегодня работать. (с.46,47).
- Откройте учебник на стр. 46 – 47.
- Сейчас попробуем определить цель урока.
-для этого рассмотрите, пожалуйста, два центральных рисунка, и скажите, чем похожи эти рисунки? (Художник изобразил одну и ту же местность )- А чем отличаются? , (рисунки в разное время года)
- Какое время года изображено на левой стороне рисунка? (зима).А на правой? (весна)
- Как вы думаете, для чего художник изобразил одну и ту же местность зимой и весной? (чтобы сравнить признаки зимы и весны)
Так какую же цель мы поставим перед собой на уроке? Что мы будем узнавать?
- Узнать, какие изменения происходят в природе с наступлением весны? И узнаем, с чем это связано?
- Как будем добиваться цели? Что нам в этом поможет? (мы будем рассказывать, работать в парах, проделывать опыт) Личностные:
Устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
Определяют тему, цель . составляют план действий.
Коммуникативные:
Владеют монологической и диалогической речью
4. Совместное открытие новых знаний.
 
 
 
 
Физминутка 
ФИЗМИНУТКА Давайте вспомним зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
-А теперь назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
- Рассмотрите левый и правый рисунки в учебнике.
– Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. , небо было серо-розовое, а стало голубое, снег растаял, лед на речке растаял )
- Что происходит со снегом с приходом весны? (снег весной оседает, становится тяжёлым, грязным)
- А почему весной снег становится грязным? (всю зиму на снег падают обломки веток, кусочки коры и другой мусор, так же окружающую среду загрязняют люди. Новый снег прикрывает мусор, и всё становится белым. А весной начинается оттепель. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор остаётся на поверхности. Поэтому, если мы хотим сохранить нашу природу чистой, мы не должны ее засорять. Для мусора есть специальные урны и контейнера. Мы должны беречь природу!)- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание еще на одну особенность тающего снега.
-Что вы видите на пригорке, что произошло со снегом (он растаял, но не до конца, чуть-чуть видна земля)
- А как называется это оттаявшее место?(Проталинки)
- Ребята, кто может своими словами объяснить, что такое проталины?( место, где стаял снег и открылась земля)
- Ребята, а где мы можем узнать точное определение этого слова? (в толковом словаре)
-Насте было дано задание, найти в толковом словаре определение этого слова. Она нам сейчас его зачитает.
- Настя, зачитай нам, пожалуйста, точное толкование слова «Проталины» ( Место, где стаял снег и открылась земля. Например, Весенние проталины.)Спасибо, Настя.
- итак, ребята, проталины – это место, где стаял снег и открылась земля.
- А что же происходит со льдом на водоемах весной? (лёд тает, трескается, и куски льда плывут по течению.)
-Кто знает, как называется такое явление? (ледоход)
- Ледоход - движение льда по течению во время таяния рек.
- Можно ли выходить весной на лёд на водоемах? (нет)
-Почему? (потому что можно утонуть)
Верно! Весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается.
(вывешиваю на доску правило)
Теперь поговорим об изменениях в живой природе.
– Какие изменения произошли с деревьями? (На ветвях нет снега, изменился цвет коры, кое-где проглядывает травка)
– Что произошло с белкой и зайцем? (Заяц и белка поменяли окраску шерсти.)
- Как называется смена окраса шерсти у животных? (линька)
– Какие изменения происходят в жизни птиц? (Птицы возвращаются с юга, строят гнезда, выводят птенцов)
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)За деревней, за долинойГде прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Познавательн.:
Умеют ориентироваться в учебнике , находят нужную информацию
Регулятивные:
делают простые выводы.
Коммуникативные:
Участвуют в диалоге.
5.  Практическая часть урока.
Работа в группах.
-А теперь посмотрите на левую сторону разворота и найдите условный знак. Как он называется? (опыт)
-Прочитайте в рамке около значка, на какие вопросы мы должны ответить? (Чист ли лед? Можно ли облизывать сосульку?) -Чтобы ответить на эти вопросы, мы поработаем в группе. Для этого давайте вспомним правила работы в группе.
- Сейчас разделимся на три группы. 1-ая группа-1-й ряд, 2-я группа-2-ой ряд, 3-я группа-3-й ряд.
- 1-ой группе я даю снег, 2-й лед, 3-й- сосульку.
- ваша задача, определить, чистые ли снег, лед и сосулька.
-Выкладываем на салфетку и наблюдаем.
(проведение опыта)
Дети убеждаются, что на чистой салфетке следы грязных «разводов».
- Что увидела 1-ая группа?
-Что увидела вторая?
-А третья?
-Так можно ли, ребята есть снег и облизывать лед и сосульку? (нет)
-Почему? (это вредно для здоровья)
-Ребята, а почему еще нельзя облизывать сосульки и лед?(потому что это все холодное, можно простудиться)
-Верно, ребята, есть снег и облизывать лёд и сосульки вредно для здоровья!
(вывешиваю правило)
А сейчас мы познакомимся с тайнами сосулек. Посмотрите на правую сторону разворота и найдите еще один условный знак. Как он называется? О чем просит рассказать?
- А расскажет нам об этом Обмелюхин Данил.
Отчего «растут» сосульки? Вопрос непростой. Ведь если сосулька образуется в оттепель, когда вода на крыше тает, почему она замерзает? А если сосулька появляется в мороз, откуда на крыше появляется вода? Есть над чем подумать! Оказывается, образуются сосульки только в морозную погоду. А причины появления воды, строительного материала для будущей сосульки, могут быть разными. Слой снега на крыше может, например, подогреваться снизу со стороны теплого чердака. Снег слегка подтаивает, и тонкие струйки воды стекают до карниза. А здесь они попадают на морозный воздух, замерзают и становятся сосульками. Но бывает и иначе. На южном скате крыши снег подтаивает под прямыми солнечными лучами даже в легкий морозец. Но стоит струйкам воды попасть в тень, как они превращаются в лед. А поскольку происходит постоянная «подпитка», сосулька «растет». В оттепель все начинает таять. В той точке сосульки, где она прикрепляется к крыше, ледяная игла подтаивает особенно сильно: к воздействию теплого воздуха добавляется тепло нагретой солнцем крыши. Сосульки обламываются и падают вниз».
(видеофрагмент «Рост сосульки»)
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 47, чем занят мужчина?
- Как вы думаете, зачем сосульки сбивают с крыш? (потому что они могут упасть на человека и нанести травмы)
- Да потому, что они опасны: упав на человека, они подчас наносят очень тяжелые травмы. Всем прохожим весной надо соблюдать особую осторожность: не подходить близко к домам, не стоять под балконами, чаще поглядывать вверх.
(вывешиваю правило: не подходить близко к домам, где свисают сосульки. Чаще поглядывать вверх.)-Ребята, посмотрите, в результате рассуждений и проведения опытов, мы сформулировали правила поведения весной. А чтобы вы их всегда помнили, я вам раздала памятку с этими правилами Личностные:
Осознают свои возможности в обучении.
Познавательные:
самостоятельно применяют правило, делают выводы.
Регулятивные:
Соотносят выполненное задание с образцом , корректируют выполнение задания, делают простые выводы.
Коммуникативные:
договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности
ФизминуткаШаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)Сели на карниз.     (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)Шаловливые сосульки     (Подъем и опускание плеч)Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)Стали каплями кидаться.   (Руками изображаем это действие)Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)И на солнышке звенели:Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)Кап-кап, дзинь – дзинь.И на солнышке звенелиИ…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. )6.  Закрепление изученного материала.
Работа в паре. Ребята, сейчас поработаем в паре.
Перед вами лежат листочки, где записаны признаки зимы и весны. Вам надо вычеркнуть те явления природы, которые не относятся к весне.
Давайте вспомним правила работы в группе.
Итак, приступаем.
Стало холоднее.                       Стало теплее
Образовались проталины.      Земля покрылась снегом.
День уменьшается.                  День увеличивается.
Река замерзает.                      Лёд на реке тает.
Листья распускаются.           Листья желтеют.
Птицы улетают на юг.          Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
-проверим на слайде.(по одному ученику выходят и проверяют по одному признаку)
-Остались весенние признаки.
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее)
 -Верно, именно поэтому и происходят такие изменения в природе. Познавательные:
самостоятельно применяют правило, делают выводы.
Регулятивные:
Соотносят выполненное задание с образцом , корректируют выполнение задания, делают простые выводы.
8. Итог урока
9. Рефлексия
 
 
 
 
 
 
  Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
-Как изменилась природа с приходом весны?
-Почему происходят такие изменения?
- Какие правила безопасного поведения в весеннее время вы узнали ?- Что может произойти, если не соблюдать эти правила? (Ответы детей.)
- Сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали очень активно и разгадали тайну весны, то возьмите распустившийся цветок и прикрепите на полянку.
Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше, то возьмите нераспустившийся цветок-бутон.
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, выделяют и осознают то, что уже усвоено, оценивают результаты работы.