Конспект урока по окружающему миру для 1 класса «Пришла зима»








Технологическая карта изучения темы «Пришла зима»
по окружающему миру в 1-ом классе

УМК «Перспективная начальная школа»
О.Н.Федотова

Разработала:
Батталова Р.Х.–
учитель начальных классов
МБОУ «Среднесердинская НОШ»
Арского района, РТ.

















Тема
Пришла зима.

Цель темы

1. Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.
2. Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.
3. Формирование культуры учебного труда, умение работать в парах.

Планируемый результат
Знать основные признаки зимы.
Знать о правилах безопасности на воде в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, уметь их соблюдать и выполнять.

Основные понятия
Понятия:
- Снег
- Лёд
- Гололедица

Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, основы безопасности жизнедеятельности, изо

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Окружающий мир» 1 класс;
персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран; «домики» для животных; картинки животных; стакан с замёршей водой, тяжёлая гирька.

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.


Технология проведения

Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Организационный этап.
Цель: – психологический настрой учащихся.

П.р.
Знать правила поведения на уроке
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
I этап. Организационный этап.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Расскажите правила поведения на уроке.
Личностные УУД
- установление связи между учебной деятельностью и мотивом
-формирование нравственно-эстетических ценностей
I этап. Организационный этап.



Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
- развитие внимания учащихся
- обучение правилам участия в коллективной деятельности


II этап.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы »Пришла зима»

П.р. Знать особенности жизни животных в связи с подготовкой к зиме
Работать с информацией, представленной в виде игры «Угадай животное».

Участвовать в осуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовывать фронтальную работу во время игры «Угадай животное», «Рассели животных по домикам», показать учащимся всё многообразие животных, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

У. Ребята, А вы любите играть? Сейчас проведём игру «Угадай животное». Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из вас быстрее отгадает, о каком звере идёт речь?
Слайд 11.( На слайде по мере ответа детей выходят картинки медведя, лисы, зайца)
- Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.
- Медведь.
- Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
Заяц.
- А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасёт от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полёвок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.
- Лиса.
У. Молодцы! А сейчас следующее задание: Рассели животных по домикам. Каких животных спросите вы? Оглядитесь вокруг и найдите картинки животных.
Слайд 12. Домики:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
(Картинки животных: белки, медведя, лося, лисы, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка, мыши - полевки).
У. Давайте проверим!
Слайд13.
II этап.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

-Какую роль играют животные в природе? Для чего они нужны?






Познавательные УУД
- работа над формированием логических умений:
- анализ синтеза, сравнение;
-обобщение и классификация, доказательство;
- построение цепочек рассуждений

III этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель – познакомить учащихся с основными признаками зимы, правилами безопасности на воде в зимнее время, при катании с гор.

П.р.Знать основные признаки зимы, о правилах безопасности на воде в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, уметь их соблюдать и выполнять.
Работать с информацией, представленной в учебнике, тетради.

Участвовать в исследовательской практической работе по изучению темы «Пришла зима».

Оценивать правильность выполнения заданий.






Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его
Организовать опытническую работу по изучению по определению свойств первого льда.

Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания.










Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
III этап. Учебно-познавательная деятельность
1). Вступительная беседа учителя.
У. О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Д. Зимой.
У. Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы и тема нашего урока «Пришла зима».
Слайд 15. (На слайде – тема урока)
2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр.32-33.
У. Назовите условные обозначения.
Д. Расскажи, опыт, осторожно.
Игра «Приметы зимы».
У. Ребята сейчас мы разделимся на две команды. Команды по очереди будут называть приметы зимы. А поможет вам в этом разворот учебника «Пришла зима».
- Сравните рисунок левой полосы и центральный рисунок. Одно и тоже место в разное время года.
Д. На рисунке левой полосы – осенний пейзаж горки, спускающейся к озерку, разноцветная окраска листьев, листопад. Центральный рисунок – это же место зимой в воскресный день.
У. Почему в воскресный день?
Д. Все дети со своими четвероногими друзьями на этой горке: кто на санках, кто на коньках. Те же деревья, но они сбросили листву. С приходом зимы замёрзла вода в водоёме, а землю покрыло снежное покрывало.

У. А какие изменения с приходом зимы произошли в нашем крае?
Слайд 16. (На слайде – наша деревня)

Д. Кругом белое и чёрное. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птиц, кваканья лягушек, жужжанье насекомых.
У. А какие звуки мы слышим?
Д. Мы слышим скрип снег под ногами, птичьи «разговоры» оставшихся на зиму птиц.
У. А какой стал воздух с приходом зимы?
Д. Я думаю, что зимний воздух – чистый и свежий.
У. Как изменяется труд людей зимой?
Д. Люди убирают снег возле домов. Животноводы ухаживают за животными.
3). Самостоятельная работа в тетрадях. Задание 24.
У. Откройте тетрадь на стр. 26. Если осенью шла уборка урожая и подготовка к зимовке домашних животных, то зима – пора забот о будущем урожае.
Расскажите о труде людей в зимнее время.
Д. В мастерских ремонтируют машины, чтобы они бесперебойно работали весной и летом.
В деревнях зимой все время следят, как хранятся семена, не повысилась ли их температура или влажность.
В теплицах выращивают лук, салат, редис, огурцы. С января в деревнях готовят парники, чтобы потом вырастить ранние помидоры и капусту.
Всю зиму много забот у животноводов, они ухаживают за сельскохозяйственными животными.
На полях ведется задержка снега.
Много забот у работников дорожной службы. Они убирают снег.
У. Молодцы! А сейчас раскрасьте понравившийся вам рисунок. Нарисуй свой.
4). Динамическая пауза.
Выставка рисунков, экскурсия в «выставочный зал».
5). Работа по центральному рисунку учебника.
Слайд 17. (На слайде картинка – зимних забав детей )
У. Ребята, займите свои места. Продолжим работу по учебнику. Рассмотрите центральный рисунок учебника.
Обратите внимание на то, как одеты дети? И как нужно правильно одеваться зимой?
У. А теперь давайте вместе прочитаем правила, которые вы должны выполнять в зимнее время: Слайд 18.
1.Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но тёплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязывать шарф, застегнуть воротник.
2.Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках. С них легче стряхивать снег и в них теплее.
3.Нельзя есть снег и лёд, даже если очень хочется пить. Замёрзшая вода не только очень холодная, но и недостаточна чистая для питья.
4.Вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь. Они завтра снова пригодятся.
У. Как дети ведут себя дети во время зимней прогулки?
Д. Два мальчика катаются на санках с горы. Мальчик с девочкой на горе лепят снеговика. Один мальчик пытается встать на лёд.
У. - Какие правила техники безопасности во время зимних забав нужно соблюдать?
- А где ты катаешься на лыжах, коньках или санках?
- Что нужно знать, чтобы не случилась беда?
- Всегда ли безопасны зимние игры?
У. Осторожность на льду.
Как снегурочка, в шубке белой
Маша с горки едет смело
На пруду каток хороший,
Лёд сверкает, как стекло,
На коньках бежит Алёша
- Какие опасности угрожают детям?
- Что бы вы предложили своим товарищам, чтобы избежать трагедии?
III этап. Учебно-познавательная деятельность


Регулятивные УУД
- нахождение наиболее рациональных способов выполнения задания
Коммуникативные УУД
-развитие внимания учащихся
Познавательные УУД
- анализ синтеза, сравнение
Личностные УУД
-формирование нравственно-эстетических ценностей













































































Высказывания детей о правилах поведения в зимнее время
Дети одеты в теплые куртки, пальто. На голове вязаные шапки, на шее шарфы, на руках варежки.















































Высказывания детей

Практическая работа в парах. Проведение опыта со стаканом с замёршей водой.
Динамическая пауза. Слайд 19.(На слайде иллюстрация – подсказка последовательности проведения опыта)
У. Действительно ли первый лёд такой тонкий и опасен для жизни? Хотите в этом убедиться? Проведём опыт.
Работа в парах.
Дети проводят опыт с тяжёлой гирькой и тоненькой «корочкой» льда в стакане с водой.
(Смотрят иллюстрацию – подсказку последовательности проведения опыта на левом разворот и на слайде.)

Вывод: Первый лёд тонкий и опасен для жизни.



IV. Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: обобщить знания учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

П.р. уметь выбирать одежду для экскурсии в зимний лес.
Знать правила безопасности при спуске с гор.
Работать с информацией представленной форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.


IV. Контроль и оценка результатов деятельности.
1. Работа по учебнику с. 32 - 33.
Обсуждение вопросов и заданий.

IV. Контроль и оценка результатов деятельности.
Работа в тетрадях.
1. Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание 22
Выбери одежду и обувь для экскурсии в зимний лес. Раскрась выбранные рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке – экскурсии.
Задание 23
Предложи условное обозначение, предупреждающее об опасности при спуске с гор. Отметь этим значком опасные ситуации. Нужно ли поставить такой знак у ваших ГОРОК?


Контролирующие задание
2. Выбери правильный ответ Слайд 22.
1.С какого месяца начинается зима в местности, в которой ты живешь:
1. Январь
2. Декабрь
3. Ноябрь
2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?
1.Снегопад,
2.Гололедица,
3. Ледоход,
4. Оттепель.
3. Во что превращается вода, если она замерзает?
1. В лёд.
2. В сок.
3. В каток.
4. Отправляясь гулять зимой нужно:
1. Надеть лёгкую, но теплую куртку.
2. Надеть на голову вязаную шапку.
3. Завязать шарф.
- Проверим свои ответы? Слайд 23.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- О каких зимних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
- Какие происходят изменения в живой природе с приходом зимы?
- Какие правила безопасности нужно соблюдать во время зимних забав?







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315