Онспект урока по русскому языку на тему Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство


Русский язык, 2 класс. УМК «Школа России»
Тема: Р. р. №8. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Цель: учить детей грамотно излагать свои мысли, составлять описательный рассказ по картине известного художника.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать воображение, наблюдательность, внимание.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любви к ней и к русскому языку.
Планируемые результаты:
✓ Познавательные
познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»;
✓ Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
✓ Коммуникативные
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;
✓ Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Высказывать свою точку зрения, чувства, позицию.
✓ Универсальные учебные действия
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: компьютер, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея), портрет художника; опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, орфографический словарь.
Ход урока
Оргмомент. Эмоциональный настрой
Слайд-шоу. Зима.
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
… В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
И. Никитин
Какая тема объединяет эти фотографии?
Вот такими были снежные Крымские горы 1 ноября. Вот такие зимние сюрпризы природы бывают у нас в Крыму.

Актуализация опорных знаний.
Вы любите зиму?
За что вы любите зиму?
Мы любим зиму и ждём её прихода с нетерпением.
Какими средствами можно передать свои чувства, отношение, восторг?
Вы прослушали музыку Петра Ильича Чайковского, стихотворение Ивана Саввича Никитина.
Как выражают свои чувства композиторы? Писатели и поэты? Художники?
Объявление темы
Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» Напишем сочинение по этой картине.
Целеполагание.
Какие задачи мы поставим сегодня на уроке? (Грамотно выражать свою мысль, оценивать свою работу на уроке)
Знакомство с биографией художника
Я расскажу вам о Сергее Андреевиче Тутунове.
С. А. Тутунов родился в Москве 30 октября 1925 года. Учился в знаменитой МСХШ (московской средней художественной школе), а со временем и в художественном институте. Знаменитая Третьяковская галерея купила у художника первую картину «Зима пришла. Детство». Картины художника сейчас находятся во многих музеях России и за границей.
Знакомство с картиной
Вот эта картина, найдите её в картинной галерее учебника.

Что вы видите? В какое время года запечатлено это событие? Вот и картина называется «Зима пришла. Детство» Как вы думаете, почему?
Ваши впечатления от представленной картины?
В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)
Что изобразил художник? (Мальчик проснулся, подошел к окну, увидел, что выпал первый снег и стало все бело.) Где лежит снег?
Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Все темное, голые деревья, сырая, темная земля. Все угрюмое и мрачное.)Как выпавший снег изменил картину за окном?
Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит? (Ответы детей.)
Есть выражение стоит, как заворожённый. Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, не может пошевелиться.)
Когда говорят глаз не оторвать? (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то.)
Что значит глаз режет? (Очень яркий свет, больно глазам.)
От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице? Слайд. Опишите ее. (Пушистый снег закрыл всю грязь. Деревья стоят белые. Снег лежит на заборе. Он летит хлопьями (порхает, кружится). Все поменялось, как в сказке, за ночь: из черного, грязного превратилось в белоснежное, нарядное.)Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик? (Восторг, восхищение.) А вы?
Физкультминутка
(развитие мимических и пантомимических движений, релаксация).
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы вышли во двор и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Такую красивую, лёгкую, белую…
Откройте глаза. А ещё какую? Расскажите, какая снежинка упала на вашу ладошку?
Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
«Снежинки-балеринки».
Дети рисуют снежинки на спинках друг другу:
Под музыку вьюги
Кружатся подруги,
Кружатся снежинки —
Зимы балеринки.
Устали кружиться (дети приседают).
На землю присели,
Заслушались музыкой
Зимней метели.
Лишь миг отдохнули —
И снова их ветер
Заставил кружиться (дети кружатся)
В веселом балете.
Теперь тихо, как снежинки сядьте. Понравилось ли вам путешествие в картину?
Составление рассказа .1. У меня в руках карандаш. Он не простой, а волшебный.
Карандаш мой, карандаш,
Преврати скорей всех нас
Мы писателями станем
Сочинять мы не устанем.
У каждого писателя всегда с собой своя записная книжка. Он в ней делает пометки. У вас тоже есть своя записная книжка. В ней уже есть кое-какие записи. А некоторые записи мы сделаем сами своими волшебными ручками.
Какой? Какая? Какое? Какие? Что делала? Что делали?
Что делают? Что делает?
Мальчик Маленький, удивлённый Стоит, как заворожённый, остолбенел
Зима Волшебная, праздничная Пришла, наступила
Снежинки Хрупкие, лёгкие, нежные Кружатся, порхают, танцуют
Снег Пушистый, первый, белый Искрится, ложится, укрыл, укутал
Деревья и кусты Сказочные, необычные, нарядные Покрыты снегом
Воздух Чистый, прозрачный, свежий Настроение Радостное, восторженное Учитель на доске выставляет карточки и записывает слова-помощники.
Работа над сочинением
В рассказе должны быть три части. Какие? (Вступление (начало), основная часть, концовка (заключение).)
Свои детские воспоминания о первом снеге Сергей Андреевич Тутунов пронёс через всю жизнь и передал на полотне. Получилась замечательная картина. А, может быть, художник изобразил себя в детстве?
Серёжа проснулся от яркого света. Он лился в комнату через окно. Мальчик подошёл к окну и ______________.
За окном всё было . В воздухе ___________, ________ снежинки. __________, __________ снег _____________ землю, _____________ деревья и кусты. Двор стал __________.
Серёже очень захотелось _____________________________.
________________________________________________________________ !
(Два-три учащихся зачитывают сочинения, учитель помогает исправить речевые ошибки.) Оценивание!
Рефлексия. Незаконченная фраза
Меня поразило…
Я думал…
Меня удивило…
Я чувствовал…
Я узнал…
Своей работой я:
- доволен;
- не совсем доволен;
- я недоволен, потому что…
Подведение итогов урока
Какие чувства у вас вызывает картина?
Хотели бы вы познакомиться с другими картинами художника?
Чему сегодня учились? Оценивание!