Конспект по внеклассному чтению по теме Они живут рядом с нами по творчеству В.Чаплиной


Конспект внеклассного чтения по творчеству В.В.Чаплиной.
Тема « Они живут рядом с нами» 3 класс
734695199390
Цели:
Обучающая:
формирование навыка выразительного чтения через работу с прозаическими произведениями В.В. Чаплиной «Крылатый будильник» и «Живой подарок».
Формирование умения ухаживать за птицами и животными в зимних условиях.
Формирование умения отвечать на конкретные вопросы словами из текста
формирование аналитических умений мыслительной деятельности через анализ произведения с целью характеристики героев.
Развивающая:
Развития умения сопоставлять и делать выводы через разные виды творческих работ с текстом.
Развитие навыков планирования, контроля и оценки деятельности своих товарищей через планирование этапов деятельности и «карточки самооценки».
Развитие эмоционально – личностных качеств детей через анализ собственных состояний и состояние персонажей.
Развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия через работу в группах и парах.
Воспитывающая:
Воспитывать культуру чтения и речи через работу с книгой.
Воспитывать уважительное отношение к животным и птицам.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: театрализованное представление.
Основные методы:
словесные - беседа.
Наглядные – фонограмма «Звуки леса», выставка книг
Практические: а) групповая работа с текстом художественного
произведения.
б)постановка сценки «Разговор на лесной поляне»
Оборудование: слайды, компьютер, интерактивная доска, проектор, выставка книг о птицах, животных. Книги В.В. Чаплиной. Сочинение на тему «Моё любимое животное», маски синички и вороны, лисички для сценки, свёртки со сведениями об авторе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:

Ученик(выходит) Мы – умные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы – отлично учимся,
Всё у нас получится!
(фразу через тире произноси основная часть ребят, а местоимение «мы» один ученик. Ученик уходит. На фоне фонограммы «Голоса леса» учитель начинает урок.)II. Актуализация знаний.
Учитель: в одном сказочном лесу жили самые обыкновенные звери и птицы. И стояла в этом лесу самая обыкновенная «Лесная школа».учились в этой школе и ежата, лисята, и волчата, синички и воробушки и многие другие животные сказочного леса. Директором «Лесной школы» была Чаплина Вера Васильевна. И сегодня нам предстоит познакомиться с директором этой школы Чаплиной В.В. и её творчеством
(выключается музыка. Появляется следующий слайд с фоном лесной школы. Выбегают синичка и лисёнок, садятся на пенёчки , в руках свёртки).
Синичка: Здравствуйте, уважаемые гости нашей «Лесной школы» сегодня мы хотим Вам поведать историю о нашем директоре – Вере Васильевне Чаплиной.
Лисичка: Родилась В.В. в Москве. Всю жизнь она любила животных. Всегда в их доме воспитывались какие - нибудь щенята, птенцы, зайчата.
Синичка: в 16 лет Чаплина поступила в кружок юных биологов зоопарка. И вот как она вспоминала о том времени. – « Наш кружок был дружным, мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц. Записывали в дневник наблюдения за животными и их поведение.
Лисичка: в 29 лет Веру Васильевну назначают заведующей за маленькими питомцами зоопарка. Клетки с маленькими питомцами находились в разных концах зоопарка. И вот тогда Вера со своими сотрудниками построили специальную площадку для маленьких воспитанников.
Синичка: Все произведения Чаплиной связаны с животными и их питомцами. В своих книгах она даёт практические советы по уходу за животными, птицами. В каждом видит личность и в этом мы сегодня убедимся.
(уходят)
Учитель: Ребята, прежде чем мы приступим к знакомству с произведениями , прочитайте контрольный вопрос урока (появляется следующий слайд с контрольным вопросом. Один ребёнок читает вопрос вслух). Контрольный вопрос урока: Чему учат произведения Веры Васильевны Чаплиной?
- Вот на него мы должны ответить в конце урока.
- Русская пословица гласит «Не на пользу книги читать, коль тоько вершки в
них хватать»
- Как вы её понимаете? ( ответы детей)
- Вывод: книг нужно читать внимательно, вдумчиво.

- Домашним заданием было первому ряду прочитать произведение Чаплиной «Крылатый будильник», второму – «Живой подарок».
- Посмотрим какой ряд внимательно читал своё произведение.
- Проанализируем рассказ первого ряда. Ученики второго ряда внимательно
оценивают учеников «Лесной школы».
Вопросы 1 ряду
О чём произведение «Крылатый будильник» - краткий пересказ
Кто является автором прочитанного произведения?
Кто являлся «крылатым будильником» в произведении Чаплиной?- синичка.
Какой вывод вы можете сделать из прочитанного произведения?
( Зимой птицы являются в нашей помощи и по этому мы должны делать для них кормушки, подкармливать их. А они когда-нибудь поблагодарят нас. Как Синичка мальчика в произведении).- Спасибо первый ряд . Второй ряд оценивает работу первого ряда.
( даётся общая оценка группе).
- Вывод учителя.
- теперь меняемся ролями и слово второму ряду.
Вопросы для второго ряда:
О чём прочитанное произведение «Живой подарок»- краткий пересказ
Кто является автором прочитанного произведения»
Кто был подарком в произведении?
Какие отношения складывались у ребят с диким лисёнком? Докажите это строками из текста.
Какой вывод вы можете сделать из прочитанного произведения.?- Вывод учителя: не только люди нуждаются в ласке, в заботе и уходе, но и животные, особенно маленькие.
(Проводиться комплексный анализ работы второго ряда)
- Вывод учителя.
- Возвращаясь к контрольному вопросу, давайте вспомним с творчеством какой писательницы мы сегодня познакомились?
(появляется слайд с портретом писательницы и контрольным вопросом)
- Чему учат произведения Чаплиной?
- В заключении я вам предлагаю посетить театр на «лесной поляне» при нашей «Лесной школе» Данная постановка поможет вам увидеть , что мы смогли пронаблюдать вокруг себя.
Театр «Разговор на лесной поляне»
(Включается фонограмма «Звуки леса», появляются слайды к сценке)
Сцена оформлена в виде лесной полянки. На сцене появляется и в страхе оглядываясь назад "ворона".
Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам. воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
( Появляется "синица")
Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу кто-то здесь разговаривает. Дай думаю посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Кар, еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! (ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками
Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!
Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает. Как пережить зиму.
Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…
Ворона. Что это еще за кормушки?
Синица. Давай слетаем и узнаем.
Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…
Так я и выжила в ту зиму.
Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?
Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все - таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.
(улетают)
Ученик выходит ( стихотворение вывод)
Птичий домик.
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесит на сучок.
Не зёрен, ни травинок-
Голодная пора!
Блестят иголки льдинок,
Исчезла мошкара.
Но, здесь в саду за школой,
Среди седых ветвей
Готов обед весёлый,
Для птичек у детей.
- На классном часе мы с вами пойдём и повесим в школьном саду кормушки, которые вы приготовили вместе с родителями.
- Более подробно о каком либо животном, или птицах вы узнаете в нашем уголке «Прочитайте о нас». А так же на нашей выставке и в классной библиотеки.VI.Домашнее задание: Ребята на нашей выставке можно найти новые произведения Веры Васильевны Чаплиной. Выберите наиболее вам понравившееся произведение , прочитайте его и проанализируйте, записав результаты в читательский дневник.
VII. Рефлексия
Давайте подведём итоги нашего занятия. А помогут в этом листы самооценки(ребята самостоятельно отмечают свои результаты и передают их учителю)
- На этом наше занятие подошло к концу. До новых встреч!
Приложение 1.
-14668578740

Приложение 2
Листы самооценки.
Ученика __________ класса
Ф.И. ______________________________________________________
1 Отметьте своё начальное (перед уроком) эмоциональное состояние. 88646097790178625588900-1333596520
2 Какое для вас значение имеют знания и умения, полученные на уроке? Не очень важные
Важные
Очень важные
3 Как вы оцениваете полученные сегодня знания? Неосознанные
Осознанные
глубокие
4 С каким настроением вы изучали материал? Не интересно вообще
Не очень интересно
Было интересно
5 Как вы оцениваете свою деятельность ?Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
6 С каким настроением вы уходите с урока? -1333572390
1138555-336550252095-393065