Конспект урока по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны»


«Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны» -3 класс, Сапрыкина. Е. В.
Цели: дидактические: создать условия для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся;
совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;
научиться составлять план;
познакомиться с рассказом В.Чаплиной « Хитрые вороны»;
Развивающие: развивать творческое воображение;
способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;
прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу;
уметь правильно и последовательно излагать свои мысли;
развивать устную и письменную речь;
развивать умения обобщать и делать выводы;
воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств;
воспитывать потребность в чтении книг;
углубить знания учащихся о вороне;
коррекционные: развивать познавательные способности детей: речь, память, мышление;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, развитие связной речи
Оборудование : книги по чтению, тетради по чтению, портрет Веры Чаплиной, иллюстрации птиц, иллюстрации к словарным словам
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный звонок— Начинается урок.
Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
5 – минутное чтение ( по книге )
2. Повторение
1. - Объясните выражение. Чудес и тайн на свете много.
(На доске карточки, из них составляется название раздела и находится лишнее слово ) - Откуда оно? (так называется раздел учебника который изучаем)
3. Викторина : - Назовите произведение и его автора. ( а другой группе детей дать задание в виде теста )
Тест :
1. Путешествия совершают:
А) в лес б) на речку в) по дальним странам, местностям
2. Путешественник – это человек,который….
А) идет в поле б) идет на далекое расстояние в) едет на лошади
3. Поход бывает:
А) в другую страну б) в космос в ) в лес
4. Фантастика –это:
А) художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок
Б) поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии
В) литературное произведение, описывающее вымышленные ,сверхъестественные события
5. Степка и Мишка – герои произведения:
А) М.Зощенко « Великие путешественники» б) С.Голицына « В поход! В поход! В поход!
В) Е. Велтистова» Электроник-мальчик из чемодана»
6. Произведения А.Волкова « Изумрудный город»
А) Синдбад – Мореход б) Страшила в) Степка
7. В каком рассказе герои хотели обогнуть весь земной шар?»
А) М.Зощенко « Великие путешественники»
Б) А.Волков « Изумрудный город» в) Ю.Ким « Отважный охотник»
Викторина для детей : - О чем это произведение?
1. Трудно корень «оживить»!
Здесь нужна работа!
Нужно что-то отпилить
И добавить что-то! ( Ольга Высотская «Лесные диковины».)
2. Вот перед ними ещё дверцы:
Они отворились, и Миша очутился на улице.
Что за улица? Что за городок? . / В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»./
3. Она часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие.
Дагни долго не засыпала и даже иногда плакала у себя в постели.
/Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»/
- Что объединяет все эти произведения?
/любовь к прекрасному, окружающая нас природа полна тайн и загадок, нужно быть чутким и внимательным, чтобы их разгадать!
Итак начинаем урок чтения, а тему урока мы сформулируем в конце нашего занятия. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери ? » , Как разгадать тайны их поведения ?

- Она сказала: - Нет!
Но я еще проверю. ( на доске перевернутые буквы из фамилии автора – Вадим восстанавливает фамилию ) –Мозговая атака
- И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны».
- Откройте тетради и запишите:
В. Чаплина «Хитрые вороны»
План.
- Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость . (Составляется ассоциативная карта).
- Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения).
Хитрость ( лукавство, ловкость, себе на уме, ) 4. Вступительная беседа об авторе. « Предположение ) Посмотрите на выставку книг писательницы и подумайте Чему она посвящает свои произведения?
1908-1994 г.
Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году исполняется 105 лет со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов.
Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
А). Портрет автора
- О ком писала В. Чаплина?
- Каким человеком она была?
- А хотите узнать о чем и о ком написала Вера Чаплина в рассказе, который мы будем сегодня читать?
- В рассказе она ставит перед нами вопросы?
1. Кто они, наши соседи по планете?
2. Имеют ли они свой язык?
- На эти вопросы мы и постараемся дать сегодня ответы.
5. Первичное восприятие текста.
В тексте встретятся слова.
Объясним их значение.
Б) словарная работа
дувал – глиняный забор
промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота
тюбетейка – головной убор
Арык – местное название оросительного канала в Ср. Азии, в Казахстане, в Афганистане и др.
Кузница – для рубки и перемещения заготовки
Ташкент – соседнее государство, столица Узбекистана
- На каком языке там разговаривают? А в Казахстане? ( на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)
Русский язык – язык межнационального общения.
6. Итак начинаем работу над текстом.Реализация .
- Работать будем по мини - группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ.
I часть.
- Как называется город, который описан в рассказе?
- Найдите и прочитайте описание дворика.
- Скажите, что смущало детей?
- Почему? (Рядом находился большой заброшенный пустырь).
- Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске). ( I . Город моего детства. Тесный дворик) II часть.
- Читаем дальше.
- Найдите описание пустыря, где играли дети.
- Что было раньше на месте пустыря?
- Были дети дружны между собой? Зачитайте.
- Что было любимым занятием детей?
- Легко ли доставались орехи детям?
( II . Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей). III часть.
- Как выглядели ореховые деревья?
-Легко ли сбить орехи?
- Как можно озаглавить эту часть?
( III . Новая затея. Ореховый промысел). IV часть. - Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы прилетая на другой день?
- Как можно озаглавить эту часть?
( IV . Вороны лакомились орехами).
V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
( V . Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами). VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
( VI . Охота за вороньими запасами).
VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
( VII . Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны). Написать ответы детей на доску.
Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся
Посмотрите внимательно, что у нас получилось? План
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?
Какие книги читать интереснее? С иллюстрациями
8. А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.
VIII часть.
Читает сам учитель.
- Как можно озаглавить эту часть?
( VIII Умные птицы. Догадливые вороны). - В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему?
(Ответы детей.)
- Как вы думаете, какая была основная тема рассказа?
(Думающая птица, которая боится остаться без запасов).
- Давайте сформулируем тему урока. ( Умеют ли думать птицы ).
9. Подведение итогов
Закрепление, подведение итога
1. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять сколько
сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи. ( 3 часть )
( Ловкость, сноровка , хвастовство, точность , слабость,
хорошее зрение , трусость. )
2 Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов?
(подтвердите ответы словами из текста) (хрупкие сучья)
3. - Как описывает ворон автор? ( 4 часть )
Неизвестно откуда появлялись
Не серые, а совсем черные
Прилетали большими стаями
С громкими криками рассаживались
4. НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ, которыми писательница рассказывает о действиях ворон
появлялись ( 4 часть )
прилетали , начинали рвать, рассаживались, бросали
ПЕРЕСКАЗ
5. - Как вороны раскалывали орехи? ( 4 часть )
- Из-за чего происходили драки?
- Кто побеждал в этих драках?
6. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников? ( 6 часть )
- Зачитать из текста.
7- Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?
ТЕРПЕЛИВЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖНЫЕ
ШУМНЫЕ БЫСТРЫЕ ХИТРЫЕ
ЛОВКИЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ
- Можно ли их применить и к тем и к другим?
10.- Кто из вас сочувствует воронам?
- А ребятам?
- Как бы вы поступили на месте детей?
- Понравился рассказ или нет? Чем?
- Готовы ли вы теперь ответить на вопросы?
1.Думают ли звери?
2.Имеют ли свой язык?
3.Как разгадать тайны их поведения?
-Чему учит рассказ?
Заучивание стихотворения по системе – мнемотехника ( вначале на доске просматриваем и проговариваем, затем вызвать одного- двух учеников )
12. Д / з с . 265 читать, ответить на вопросы 2,5. выучить стихотворение А. Барто13. И напоследок попробуем выучить стихотворение А. Барто при помощи рисунка ( На доске нарисовать).
14. Составить сиквейн о вороне ( это делает одна из подготовленных учениц )
Крикливая, каркающая
Клюет,ворует, подбрасывает
Умные создания – эти вороны
С хитринкой в мозгах,
Этапы урока Деятельность учителя Каналы Деятельность учащихся Дидактический материал
Орг. момент Эпиграф – записан на доске,
5- минутное чтение вслух произведения из книги родная речь
Повторение Даны карточки со словами – составьте название раздела, который изучаем,
Проводим викторину « Назовите произведение и его автора «
К
А ( соедини стрелкой автора и название произведения ) Составляет и находит лишнее слово
Слушают вопрос и дают ответ тест
Целевая установка урока Умеют ли думать звери? А , В , К. Слушают стихотворение А. Барто Учебник, карточки – буквы, тетради
Ассоциация Составляется ассоциативная
карта ( к слову Хитрость) А ,В Дети по цепочке называют слова - ассоциации Доска – пишу мелом
« Мозговая атака» На доске перевернуты карточки - буквы В,КСоставляется фамилия автора карточки
Слово об авторе « предположение» Выставка обложек книг писательницы и сами книги А , В Устные ответы Портрет писательницы, книги
Работа над произведением Словарная работа А , В Рассматривают иллюстрации и записывают в тетрадь иллюстрации
Реализация ( работа в парах ) У вас на столах конверты, где каждый получает отрывок из рассказа В Читают ,отвечают на вопросы, обсуждают как назвать свой отрывок конверты
Метод направленного чтения Запись на доске заголовка к своей части К ,В Сам –ая работа План – в закрытом виде, сравнение с детским
Подведение итогов Знаю….поиск ответов вопросы А , В Обсуждение и доказательство своего ответа Карточки на доске
Рефлексия Работа с 8 частью, чтение учителем А Доказывают ( Думают ли звери? Имеют ли свой язык ? Как разгадать тайны их поведения? Иллюстрации, орехи
Графико – иллюстр. стихотворение Рассмотрите рисунки и запомните стихотворение А ,В ,К наизусть На доске
Д / зВопросы 2 , 5 , стихотворение наизусть