Тема: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
Тема: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
2016 год
Содержание:
I.Введение
II.Основная часть
1.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
а) Понятие болезни
б) Здоровье и факторы, его определяющие.
в) Компоненты здоровья.
г) Критерии социального благополучия населения.
ж) Факторы, обусловливающиездоровье.
2.Первая помощь при неотложных медицинских состояниях
а) Методы оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
3. Оказание первой помощи людьми, не имеющими медицинского образования.
а) Алгоритм оказания первой помощи
III. Заключение

I.Введение
Актуальность проблемы обучения людей предмету «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » продиктована значительным снижением уровня здоровья населения России. Сохранение здоровья населения, гармоничное развитие их физических и умственных способностей является высочайшей государственной задачей, связанной с формированием сознательного отношения к своему здоровью и воспитанием ответственности за него. Именно поэтому люди должны обладать достаточным уровнем медико-биологических знаний в рамках указанной научной дисциплины, так как их профессиональная деятельность включает в себя решение многочисленных проблем медико-социального характера (медицинские, связанные с физическим здоровьем; психологические; социально-гигиенические; социальные).
Для решения этих проблем человек должен знать:
- этапы социальной работы при решении медико-социальных проблем; - сущность понятий «социальная медицина», «здоровье индивидуальное», «здоровье населения», «здоровье общественное»;
- категории «болезнь» и «здоровье», их социальную обусловленность; - показатели здоровья;
- факторы, определяющие здоровье;
- факторы риска заболеваний (первичные и вторичные, большие и т.д.); - понятия (образ жизни), (стиль жизни), (качество жизни) «здоровый образ жизни», пути формирования здорового образа жизни;
- понятие «профилактика в медицине» (первичная и вторичная, личная и общественная и т.д.);
- понятия и задачи медико-социальной работы, медико-социальной помощи, особенности медико-социальной помощи отдельным категориям больных; - организацию медико-социальной помощи городскому и сельскому населению;
- признаки наиболее распространенных неотложных состояний и способы оказания первой помощи при этих состояниях.
Человек должен иметь представление о биоэтических проблемах современности, собственной роли в формировании здорового образа жизни, решении медико-социальных проблем наркомании, ВИЧ-инфекции и т.д.; задачах, организации и содержании работы Российского Общества Красного Креста (РОКК), его взаимодействия с органами социальной защиты; о задачах содержания работы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и т.д.
Глубинной основой мотивации всех сторон деятельности человека является стремление не только к удовлетворению необходимых потребностей — пищевой, физической, сексуальной, эстетической, творческой, моральной и т.д., но и к достижению удовольствия. В процессе воспитания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения и удовольствия. Мы любим то, к чему привыкли, не задумываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено. Еще трагичней ситуация с достижением удовольствия при легкости и быстроте формирования влечений, имеющих компонент биохимической зависимости, — табакокурение, наркомания, алкоголизм. Это уже определенно становится болезнью.
Первичные корни добра и зла, основы морали, нравственности, этики, начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья.
И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.
Поэтому стратегической задачей является формирование у человека с детских лету доминирующей мотивации на здоровье, здоровый образ жизни, научение детей стойким здоровым навыкам именно в семейной и образовательной среде силами работников. Поскольку здоровье есть результат воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Именно поэтому эту проблему решают в большей степени родители, воспитатели, преподаватели, нежели врачи-педиатры.
В древнейшей библейской легенде рассказано, как молодой царь Соломон услышал во сне неведомый Голос: «Проси, что тебе дать? Ты должен решить свою судьбу». Соломон ответил: «Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло, и быть справедливым судьей». И сказал ему Голос: «Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого, что он был мудрым, он сделался могущественным, сильным, здоровым, богатым и прожил он долгую жизнь, и покорились ему все его народы.
Для того чтобы стать мудрым, необходимы, по крайней мере, знания и опыт. Данная дисциплина рассчитана на то, чтобы дать знания о здоровье человека.
1.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Проблемы здоровья различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Медицина — комплекс научных знаний о болезненных состояниях человека, их профилактике, диагностике, протекании и лечении. Предметом медицинских знаний является всё, что влияет на здоровье и патологию человека. Объектом изучения в медицине является всё, что позволяет постичь предмет.
Социальная медицина — наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная (общественная) медицина (гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др.Объектами изучения в социальной медицине являются как факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, так и люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.
Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье и болезни не отдельных людей, а определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.
До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена (сохранение здоровья, валеология)». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т.д.
Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.
Главными направлениями в социальной медицине являются изучение: социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье.
Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.
Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т.е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.
Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» — выработать у человека стойкую положительную доминирующую мотивацию к своему здоровью, здоровому образу жизни и воспитать ответственность за собственное здоровье.
Задачи:
1.Формирование знаний и практических умений у человека о методах оценки здоровья.
2.Развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья через овладение принципами здорового образа жизни.
3.Ознакомление человека с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания людей.
4.Формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения.
5.Формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека.
6.Формирование у людей навыков по уходу за больными на дому.
7.Ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания доврачебной помощи.
а) Понятие болезни
Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и (или) морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов. Не исключено, что функциональные нарушения деятельности организма - это не что иное, как структурные (морфологические) изменения на достаточно низком уровне организации биологической системы, которые трудно поддаются изучению даже с помощью самых современных методов исследования.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.
Болезнь – поломки, дефекты в организме, которые приводят к нарушению нормальной жизнедеятельности:
- адаптации организма к факторам окружающей среды
- постоянства внутренней среды организма
- управления организмом как единой биологической системы
Болезнь как таковая существует только в телесном. Понятие болезни в психиатрии в настоящее время не существует, оно заменено понятием психическое расстройство. Для медицины к «болезни» относится, помимо органических и(или) функциональных изменений, как правило, еще и критерий отсутствия хорошего самочувствия.
б) Здоровье и факторы, его определяющие.
Кажется, что все очень просто, - врач обследовал пациента, получил объективные (и субъективные) результаты, сопоставил с «эталоном» и сделал заключение: «Вы здоровы» или «Вы больны». Однако на самом деле все крайне сложно. Недаром говорят, что «врачевание - это искусство». Оно зависит не только от глубоких и всесторонних знаний врача, но не в последнюю очередь от его интуиции. Суждения врача базируются на понятии «норма».
Норма - это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.
Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении. Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту, АД – 130/90 мм рт. ст. и т.д.
Физическое и химическое состояние внутренней среды организма, размеры тела и отдельных его частей, любые функциональные отправления имеют совершенно определенное количественное (или качественное) выражение. Это своеобразный эталон, с которым врач сопоставляет полученные в ходе обследования пациента результаты своих наблюдений, лабораторных или инструментальных исследований жизненных отправлений. Эталон этот был получен на основании обобщений, в том числе и статистических данных многовековых наблюдений врачей всего мира.
Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за пределы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека определяется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сделать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для одного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого - проявление всего лишь одного из вариантов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.
Говоря о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.
Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о важной роли социальных факторов на здоровье человека. Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни.
Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.
Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.
Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека, условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано ВОЗ в 1940 г. Оно звучит так: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» - нечто, тождественное норме.
И.И. Брехман (1990), основатель валеологии — науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.
Г.И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.
Более детально здоровье — это способность:
- приспосабливаться (адаптация) к среде и к своим собственным возможностям;
- противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;
- сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;
- расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;
- увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;
- улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания;
- производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные и материальные ценности;- созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу.
в) Компоненты здоровья.
Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического.
Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.
Критерии физического здоровья:
- болезнь (нарушение жизнедеятельности);
- функциональное состояние организма;
- резистентность организма к факторам окружающей среды;
- анатомические дефекты;
- психоэмоциональные и другие качества;
- физическое развитие.
Второй уровень — психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).
К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоровый дух» (Mens sana in corpora est).
Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека.
Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.
Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.
Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху — является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.
г) Критерии социального благополучия населения:
- процент валового внутреннего продукта на душу населения;
- траты на здравоохранение;
- состояние медико-санитарной помощи;
- смертность;
- средняя продолжительность жизни и др.
Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.
д) Факторы, определяющие здоровье и болезнь
Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней много.
Последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов. Доля физического труда в производстве с 90% снизилась до 10%.
На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и разнообразные виды излучений не только на производстве, но и дома, и в местах отдыха.
В то же время, человек лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой. Очень много стало удобств, детренирующих организм.
В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов.
Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вдыхаемого воздуха) претерпел самые большие изменения.
В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хронический стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болезнью).
Заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные возможности организма.
ж) Факторами, обусловливающими здоровье, являются:
- образ жизни;
- биологические (наследственность)
- состояние окружающей среды;
- природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.);
-экономические;
- уровень развития здравоохранения.
Установлено также, что образ жизни примерно на 50%, наследственность на 20%, состояние окружающей среды, экология на 15-20 % и здравоохранение, социально-экономические факторы (деятельность его органов и учреждений) на 10% обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).
Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.
Для разных групп заболеваний такое соотношение факторов различно Например, в возникновении болезней, передающихся половым путем исключительное значение имеет образ жизни человека.
Факторы, обусловливающие болезнь. Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.
Непосредственная причина заболевания (этиологические факторы) прямо воздействует на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т.д. Факторы риска заболеваний — это факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме.
Всемирной организацией здравоохранения было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000.
Различают факторы риска первичные и вторичные.
Первичные:
- нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень);
- неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск -предрасположенность к наследственным болезням);
- неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);
- неудовлетворительную работу служб здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).
Вторичные:
- заболевания, которые отягощают течение других заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д.).
Выделяют главные (большие) факторы риска, т.е. являющиеся общими для самых различных заболеваний:
- курение, гиподинамию, избыточную массу тела, несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психоэмоциональные стрессы и т.д.
Наибольшее значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной (фактором) смерти населения являются:
- гиподинамия (недостаток движения),
- неправильное питание (прежде всего переедание),
- вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ),
- психоэмоциональное напряжение,
- неблагоприятная экологическая обстановка.
Если первые факторы зависят от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран.
Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.
2.Первая помощь при неотложных медицинских состояниях
Неотложные состояния — это состояния человеческого организма, при которых существует реальная угроза здоровью и даже жизни человека в случае неоказания ему медицинской помощи.
Такие состояния могут возникать вследствие различных повреждений (внешние воздействия), либо заболеваний или функциональных расстройств (внутренние причины). Неотложное состояние характеризуется внезапностью: это может произойти с каждым человеком, в любое время и в любом месте.
Причинами неотложных состояний могут быть факторы:
- механические: удары, падения, завалы землей, обломками зданий;
- физические: воздействие высокой или низкой температур, электрического тока и т.п.; - химические: едкие щелочи, крепкие кислоты, химические яды и т.п.
- биологические: патогенные бактерии и вирусы;
- психические травмы, стрессы;
- нарушение гигиенических условий проживания;
- заболевания или функциональные расстройства.
а) методы оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Люди, пострадавшие в результате различных повреждений, нуждаются в немедленной медицинской помощи. При наличии поблизости врача, фельдшера или медицинской сестры за первой помощью обращаются к ним. В противном случае помощь должна быть оказана самостоятельно (сам - себе), либо людьми не имеющими медицинского образования, находящимися рядом с пострадавшим.
От своевременности и правильности действий по оказанию медицинской помощи зависит тяжесть последствий неотложного состояния, а иногда и жизнь пострадавшего, поэтому каждый человек должен обладать навыками оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Выделяют следующие виды повреждений, при которых могут возникнуть неотложные состояниях:
- раны;
- закрытые повреждения;
- термические травмы;
- отравления;
- укусы ядовитых животных;
- радиационные поражения и др.
Комплекс мер, необходимых пострадавшим в каждом из видов неотложных состояний, обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при оказании им помощи.
Медицинская помощь – всякие действия, направленные на сохранение здоровья и жизни.
Виды медицинской помощи определяют её объём и зависят от знаний (наличие и уровень медицинского образования), её оказывающего, и имеющихся для реализации этих знаний условий и оборудования, различают:
- первую медицинскую помощь (неотложная помощь);
- доврачебная медицинская помощь;
- первую врачебную помощь;
- квалифицированную и
-специализированную медицинскую помощь.
Первая медицинская помощь осуществляется на месте происшествия людьми, не имеющими медицинского образования, а также в порядке само- и взаимопомощи. Первая помощь должна быть оказана в максимально ранние сроки после происшествия во избежание осложнений и гибели пострадавшего, до прибытия квалифицированных специалистов. Основная ее задача — спасение жизни пораженного и предупреждение возможных осложнений. Первая медицинская помощь включает три основные группы мероприятий:
1. Немедленное прекращение воздействия на пострадавшего внешних повреждающих факторов и удаление его из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечение из воды, удаление из загазованного помещения и т.п.).
2. Немедленное начало оказания медицинской помощи в зависимости от характера и вида травм, несчастного случая или внезапного заболевания.
3. Вызов медицинских специалистов или организация быстрейшей транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Мероприятия (объём) первой медицинской помощи включают в себя: осмотр места происшествия, эвакуацию из опасной зоны, временная остановка кровотечения, профилактика шока и борьба с ним, восстановление работоспособности сердца и легких (реанимация), наложение стерильной повязки на рану, транспортная иммобилизация и т.д.
При многих несчастных случаях спасатель сам может оказаться пострадавшим, поэтому при оказании первой помощи следует позаботиться о собственной безопасности (например, поражение электрическим током, завалы и т.п.).
Порядок первой медицинской помощи может быть различным в зависимости от конкретной ситуации. Сначала выполняют те приемы, от которых зависит сохранение жизни пострадавшего, или те, без которых невозможно выполнить последующие приемы первой помощи. Иногда для спасения жизни достаточно уложить его в определенной позе, в других случаях необходимо немедленно приступить к реанимации или к остановке кровотечения. Все приемы первой помощи должны быть щадящими, так как грубые вмешательства могут ухудшить состояние больного.
Таким образом, доврачебная медицинская помощь осуществляется медицинскими специалистами, имеющими среднее медицинское образование
Первую врачебную помощь пораженным оказывают врачи общего профиля. Задачи первой врачебной помощи заключаются в поддержании жизнедеятельности организма пораженного, предупреждении осложнений и подготовке его к эвакуации.
Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным оказывается в медицинских учреждениях соответствующего уровня квалификации и специализации.

3.Оказание первой помощи людьми не имеющими медицинского образования.
Первая помощь — это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление — в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.
Согласно закону, первая помощь не является медицинской — она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи — служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.
Умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь.
Алгоритм оказания первой помощи
Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:
1.Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает, и вы не подвергаете себя опасности.
2.Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
3.Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
Вызвать специалистов: 112 — с мобильного телефона, с городского — 03 (скорая) или 01 (спасатели).
Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
- восстановление проходимости дыхательных путей;
- сердечно-лёгочная реанимация;
- остановка кровотечения и другие мероприятия.
Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.
Признаки жизни: дыхание
Признаки жизни: пульс
а) Искусственное дыхание
Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) — это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции лёгких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.
Типичные ситуации, требующие искусственной вентиляции лёгких:
- автомобильная авария;
- происшествие на воде;
- удар током и другие.
Существуют различные способы искусственной вентиляции лёгких. Наиболее эффективным при оказании первой помощи неспециалистом считается искусственное дыхание рот в рот и рот в нос.
Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.
Техника искусственного дыхания рот в рот
Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего набок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверьте носовые ходы пострадавшего, при необходимости очистите их.
Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.
Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника.
Положите на рот пострадавшего салфетку, платок, кусок ткани или марли, чтобы защитить себя от инфекций. Зажмите нос пострадавшего большим и указательным пальцем. Глубоко вдохните, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего. Сделайте выдох в лёгкие пострадавшего.
Первые 5–10 выдохов должны быть быстрыми (за 20–30 секунд), затем -12–15 выдохов в минуту.
Следите за движением грудной клетки пострадавшего. Если грудь пострадавшего при вдохе воздуха поднимается, значит, вы всё делаете правильно.
Очистите верхние дыхательные пути
Запрокиньте голову пострадавшего назад.
Непрямой массаж сердца
Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.
Непрямой (закрытый) массаж сердца, или компрессия грудной клетки, — это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.
Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.
Техника непрямого массажа сердца
Уложите пострадавшего на плоскую твёрдую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.
Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток — это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание. Отмерьте 2–4 см вверх от мечевидного отростка — это точка компрессии. Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь, пальцы сложите в замок. Надавливания проводятся строго основанием ладони — ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего. Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота — 100–110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3–4 см.
Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам — ладонью одной руки.
Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 30 надавливаниями на грудную клетку
Если во время проведения реанимационных мероприятий у пострадавшего восстановилось дыхание или появился пульс, прекратите оказание первой помощи и уложите человека на бок, положив ладонь под голову. Следите за его состоянием до прибытия медиков.
При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) — человек задыхается.
Признаки закупоривания дыхательных путей:
1.Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью — держится за горло.
2.Неспособность говорить.
3.Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.
Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха.
1.Встаньте позади пострадавшего.
2.Обхватите его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под рёберной дугой.
3.Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.
4.Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.
Повторите приём несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся. Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бёдра и обеими руками надавите на рёберные дуги.
Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребёнка необходимо повернуть его на живот и похлопать 2–3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.
Кровотечение
Остановка кровотечения — это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идёт об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.
Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путём наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.
При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх неё укладывается несколько слоёв ваты (если нет ваты — чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются, и кровотечение прекращается. Если давящая повязка промокает, сильно надавите на неё ладонью.
Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.
Артерии легкодоступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако он требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.
Если кровотечение не остановилось после наложения тугой повязки и прижатия артерии, примените жгут. Помните, что это крайняя мера, когда другие способы не помогают.
Техника наложения кровоостанавливающего жгута
Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.
Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов: кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута — побледнеть.
Наложите повязку на рану.
Запишите точное время, когда наложен жгут.
Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10–15 минут. При необходимости можно затянуть вновь, но не более чем на 20 минут.

Накладывайте жгут через одежду или мягкую подкладку выше раны или как можно ближе к ней, выше колена или логтяПодведите жгут под конечность и растяните, затяните первый виток жгута и убедитесь, что кровотечение прекратилось
Переломы
Перелом — нарушение целостности кости. Перелом сопровождается сильной болью, иногда — обмороком или шоком, кровотечением. Различают открытые и закрытые переломы. Первый сопровождается ранением мягких тканей, в ране иногда заметны обломки кости.
Техника оказания первой помощи при переломе
Оцените тяжесть состояния пострадавшего, определите локализацию перелома.
При наличии кровотечения остановите его.
Определите, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия специалистов.
Не переносите пострадавшего и не меняйте его положения при травмах позвоночника!
Обеспечьте неподвижность кости в области перелома — проведите иммобилизацию. Для этого необходимо обездвижить суставы, расположенные выше и ниже перелома.
Наложите шину. В качестве шины можно использовать плоские палки, доски, линейки, прутья и прочее. Шину необходимо плотно, но не туго зафиксировать бинтами или пластырем.
При закрытом переломе иммобилизация производится поверх одежды. При открытом переломе нельзя прикладывать шину к местам, где кость выступает наружу.
Ожоги
Ожог — это повреждение тканей организма под действием высоких температур или химических веществ. Ожоги различаются по степеням, а также по типам повреждения. По последнему основанию выделяют ожоги:
- термические (пламя, горячая жидкость, пар, раскалённые предметы);
- химические (щёлочи, кислоты);
- электрические;
- лучевые (световое и ионизирующее излучение);
- комбинированные.
При ожогах первым делом необходимо устранить действие поражающего фактора (огня, электрического тока, кипятка и так далее).
Затем, при термических ожогах, поражённый участок следует освободить от одежды (аккуратно, не отдирая, а обрезая вокруг раны прилипшую ткань) и в целях дезинфекции и обезболивания оросить его водоспиртовым раствором (1/1) или водкой.
Не используйте масляные мази и жирные кремы — жиры и масла не уменьшают боль, не дезинфицируют ожог и не способствуют заживлению.
После оросите рану холодной водой, наложите стерильную повязку и приложите холод. Кроме того, дайте пострадавшему тёплой подсоленной воды.
Для ускорения заживления лёгких ожогов используйте спреи с декспантенолом. Если ожог занимает площадь больше одной ладони, обязательно обратитесь к врачу.
Обморок
Обморок — это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока. Иными словами, это сигнал мозга о том, что ему не хватает кислорода.
Важно отличать обычный и эпилептический обморок. Первому, как правило, предшествуют тошнота и головокружение.
Предобморочное состояние характеризуется тем, что человек закатывает глаза, покрывается холодным потом, у него слабеет пульс, холодеют конечности.
Типичные ситуации наступления обморока:
- испуг,
- волнение,
- духота и другие.
Если человек упал в обморок, придайте ему удобное горизонтальное положение и обеспечьте приток свежего воздуха (расстегните одежду, ослабьте ремень, откройте окна и двери). Брызните на лицо пострадавшего холодной водой, похлопайте его по щекам. При наличии под рукой аптечки дайте понюхать ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.
Если сознание не возвращается 3–5 минут, немедленно вызывайте скорую помощь.
Когда пострадавший придёт в себя, дайте ему крепкого чая или кофе.
Утопление и солнечный удар
Утопление — это проникновение воды в лёгкие и дыхательные пути, которое может привести к смерти.
Первая помощь при утоплении
Извлеките пострадавшего из воды.
Тонущий человек хватается за всё, что попадётся под руку. Будьте осторожны: подплывайте к нему сзади, держите за волосы или подмышки, держа лицо над поверхностью воды.
Положите пострадавшего животом на колено, чтобы голова была внизу. Очистите ротовую полость от инородных тел (слизь, рвотные массы, водоросли).
Проверьте наличие признаков жизни.
При отсутствии пульса и дыхания немедленно приступайте к ИВЛ и непрямому массажу сердца.
После восстановления дыхания и сердечной деятельности положите пострадавшего набок, укройте его и обеспечивайте комфорт до прибытия медиков.
Солнечный удар.
В летний период опасность представляют также солнечные удары. Солнечный удар — это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.
Симптомы:
- головная боль,
- слабость,
- шум в ушах,
- тошнота,
- рвота.
Если пострадавший по-прежнему остаётся на солнце, у него поднимается температура, появляется одышка, иногда он даже теряет сознание.
Поэтому при оказании первой помощи прежде всего необходимо перенести пострадавшего в прохладное проветриваемое место. Затем освободите его от одежды, ослабьте ремень, разуйте. Положите ему на голову и шею холодное мокрое полотенце. Дайте понюхать нашатырный спирт. При необходимости сделайте искусственное дыхание.
При солнечном ударе пострадавшего необходимо обильно поить прохладной, слегка подсоленной водой (пить часто, но маленькими глотками).
Перенесите пострадавшего в тень
Освободите его от одежды.
Переохлаждение и обморожение
Переохлаждение (гипотермия) — это понижение температуры тела человека ниже нормы, необходимой для поддержания нормального обмена веществ.
Первая помощь при гипотермии
Заведите (занесите) пострадавшего в тёплое помещение или укутайте тёплой одеждой.
Не растирайте пострадавшего, дайте телу постепенно согреться самостоятельно.
Дайте пострадавшему тёплое питьё и еду.
Не используйте алкоголь!
Занесите пострадавшего в тепло
Согрейте его
Переохлаждение нередко сопровождается обморожением, то есть повреждением и омертвением тканей организма под воздействием низких температур. Особенно часто встречается обморожение пальцев рук и ног, носа и ушей — частей тела с пониженным кровоснабжением.
Причины обморожения — высокая влажность, мороз, ветер, неподвижное положение. Усугубляет состояние пострадавшего, как правило, алкогольное опьянение.
Симптомы:
- чувство холода;
- покалывание в обмораживаемой части тела;
- затем — онемение и потеря чувствительности.
Первая помощь при обморожении
Поместите пострадавшего в тепло.
Снимите с него промёрзшую или мокрую одежду.
Не растирайте пострадавшего снегом или тканью — так вы только травмируете кожу.
Укутайте обмороженный участок тела.
Дайте пострадавшему горячее сладкое питьё или горячую пищу.
Отравление
Отравление — это расстройство жизнедеятельности организма, возникшее из-за попадания в него яда или токсина. В зависимости от вида токсина различают отравления:
- угарным газом,
- ядохимикатами,
- алкоголем,
- лекарствами,
- пищей и другие.
От характера отравления зависят меры оказания первой помощи. Наиболее распространены пищевые отравления, сопровождаемые тошнотой, рвотой, поносом и болями в желудке. Пострадавшему в этом случае рекомендуется принимать по 3–5 граммов активированного угля через каждые 15 минут в течение часа, пить много воды, воздержаться от приёма пищи и обязательно обратиться к врачу.
Кроме того, распространены случайное или намеренное отравление лекарственными препаратами, а также алкогольные интоксикации.
В этих случаях первая помощь состоит из следующих шагов:
Промойте пострадавшему желудок. Для этого заставьте его выпить несколько стаканов подсоленной воды (на 1 л — 10 г соли и 5 г соды). После 2–3 стаканов вызовите у пострадавшего рвоту. Повторяйте эти действия, пока рвотные массы не станут «чистыми».
Промывание желудка возможно только в том случае, если пострадавший в сознании.
Растворите в стакане воды 10–20 таблеток активированного угля, дайте выпить это пострадавшему.
Дождитесь приезда специалистов.
Таким образом, человек зная некоторые приемы оказания первой помощи, может провести реанимационные мероприятия, тем самым спасти жизнь человеку.
III.Заключение
Задача первой медицинской помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развития возможных осложнений, облегчить тяжесть учения травмы или заболевании.
Правила оказания первой помощи - это простые и необходимые каждому знания, которые помогут произвести немедленную помощь пострадавшим прямо на месте происшествия. Бывают ситуации, когда знания о первой медицинской помощи приходится применять самому пострадавшему. По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после происшествия.
Однако, в случае неправильного оказания первой доврачебной помощи, Вы сами можете стать виновником трагедии, со всеми вытекающими последствиями в соответствии с законами РФ. Поэтому, первое что нужно сделать в случае чрезвычайной ситуации - это вызвать скорую помощь или спасателей. Не пытайтесь делать серьезные вмешательства, исключаются медикаменты и оперативные вмешательства, делайте лишь необходимое для спасения жизни, об остальном позаботятся врачи. Оцените ваши возможности по оказанию первой медицинской помощи: возможно, Вам угрожает серьезная опасность.
Литература:
1.1 Артюнина, Г.П., Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни./ Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 560 с.
1.2 Основы медицинских знаний: практ. руководство для студентов/ под ред. З.Т. Бикбулатова.– Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2002. – 40с.
1.3 Основы медицинских знаний: краткий курс лекций / под ред. З.Т. Бикбулатова. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2002. – 43 с.
1.4 Фишкин, А.В. Справочник неотложной помощи / А.В. Фишкин. – М.: «Экзамен», 2007. – 352 с.
2 Рекомендуемая литература (дополнительная):
2.1 Богоявленский, В.Ф., Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях / В.Ф. Богоявленский, И.Ф. Богоявленский. – Л.: Медицина, 1985. – 252 с.
2.2 Инструкция МЧС для населения «Поведение и порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения».
2.3Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи/ под ред. Елисеева О.М.М.: Феникс, 1994. – 666 с.
2.4 Справочник фельдшера: в 2 т. / под ред. А.А. Михайлова. – М.: ООО «Издательство Новая волна»: ЗАО «Издательский дом ОНИКС» 2000. – 576 с.
2.5Ужегов, Г.Н. Школа выживания в экстремальных условиях./ Г.Н. Ужегов. М.: Панорама, 2000. – 458 с.
26 Шоховцев, В.В., Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие/ В.В. Шоховцев, А.В. Виноградов