Познавательно-игровая программа «Если добрый ты»


Познавательно-игровая программа
«Если добрый ты»
для обучающихся школ города в рамках Недели Добра.
Цель:
- развить в ребенке такие качества личности как доброта, добропорядочность;
- заинтересовать и привлечь детей к выполнению добрых дел.
Ведущий: Добрый день, ребята! Прежде чем начать нашу с вами программу, я хочу рассказать вам басню.
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
- Я докажу, что я сильнее, воскликнул ветер.- Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику и согрело его своими лучами. Вскоре старик сам снял свой плащ.
Каков смысл этой басни?
- Доброта и дружелюбие всегда побеждают ярость, злость, грубость и принуждение.
Ежегодно и уже традиционно повсюду проходит весенняя неделя добра.
Первая Весенняя Неделя Добра была проведена в России в 1997 году. Ее участниками стали общественно-активные школы.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.
Задание: вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о добре и сложите их из предложенных слов.
Ах, как нам добрые слова нужны,Не раз мы в этом убеждались с вами,А может, не слова – дела важны?Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.
Задание: проиграть ролевые ситуации.
Произнесите формулу извинения:
1. За случайное опоздание на занятие перед учителем;
2. За неловкое движение в транспорте перед пожилым человеком;
3. За несвоевременный возврат книги перед библиотекарем.
Произнесите формулу благодарности:
1. Врачу за внимательное отношение к вам;
2. Родителям за подарок на день рождение;
3. Другу за поддержку.
Выразите сочувствие в ситуациях:
1. Ваш друг потерял кошелек;
2. Ваша мама разбила любимую вазу;
3. Спортивная команда в которой состоит ваш друг проиграла.
Обратитесь с просьбой:
1. К продавцу – показать вам обувь;
2. К другу – познакомить с понравившейся девушкой;
3. К родителям – помочь принять большую компанию гостей.
Вежливо откажите в просьбе:
1. Одолжить журнал, который нужен вам;
2. Выполнить поручение, которое вам неприятно;
3. Пойти в кино с человеком, который вам не нравится.
Сделайте комплименты:
1. Учителю;
2. Маме;
3. Однокласснику.
Замечательно! Чувствуете, ребята, как тепло и уютно всем стало от добрых и вежливых слов? А скажите, пожалуйста, каким образом можно усилить красоту и обаяние этих слов? (с помощью улыбки и доброжелательного взгляда). Разумеется, если вы с безразличным лицом или насупленным взглядом будете говорить добрые слова, то человек просто не поверит в вашу доброжелательность и искренность. Вспомните песенку крошки Енота, которая так и называется «Улыбка». (спеть куплет песни)
Задание: необходимо расставить слова в нужном порядке, чтобы получилось небольшое стихотворение.
Защищаем, охраняем, пожар, от, природа, мы;
костёр, бросай, всегда, не, туши, бумага, лес;
и, вода, скажет, воздух, тебя, небо, лес, спасибо.
Мы природу охраняем,От пожаров защищаем,Не бросай в лесу бумажек,Затуши костёр всегда.Лес спасибо тебе скажет,Небо, воздух и вода.
Ребята, а о чём говорит нам эта подсказка? Конечно же, о бережном отношении к природе. Ведь действительно, заботясь и защищая земную красоту, мы делаем добрые дела. А какие это дела?
А теперь я предлагаю вам проверить себя при помощи небольшого теста. (Добрый ли вы человек?) Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».
Вопросы:
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков. Одно очко за каждое «Да» при ответе на вопросы: 1,3,4,7,11 и одно очко за каждое «Нет» при ответе на вопросы: 2,5,6,8,9,12.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Мене 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Ведущий: Ребята, а добро вы творите только в Неделю Добра? А добро – это только субботники и труд? Конечно, нет. А какое добро в вашем понимании, мы сейчас узнаем.
Наша задача «посадить дерево добра» и создать ему комфортные условия для роста.
Задание: так как наше дерево должно быть добрым, то на его листочках мы напишем положительные качества человека (ответственность, инициативность, настойчивость, решительность, целеустремлённость, любознательность, самокритичность, правдивость, искренность, стыдливость, совестливость, честность, дружелюбие, достоинство, корректность, учтивость, обходительность, свободолюбие, храбрость, доброжелательность, тактичность, надёжность, благородство, терпеливость, благодарность, гордость, любезность, деликатность, прилежность, смелость, товарищество, чуткость, сострадание, сопереживание, доброта).Ведущий: Но дереву нужно создать благоприятные условия для роста, давайте окружим его приятными облаками нашей мечты о том, какие большие добрые и полезные дела можно сделать для людей.
Задание: написать на облаках большие добрые и полезные дела, которые можно сделать для людей и расположить над деревом.
Ведущий: Не только кроне дерева должно быть приятно от ваших мечтаний, в наших силах совершить реальные поступки и сделать нашу жизнь хоть чуточку добрее и светлее. Давайте «посадим» у корней дерева колокольчики добра, символизирующие ваши реальные добрые дела, которые вы уже может быть сделали для кого-то.
Задание: написать на колокольчиках сделанные добрые дела и закрепить под деревом.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами!