Урок изобразительного искусства «Цветовой спектр. Особенности цвета: виды, оттенки, тона».


Урок изобразительного искусства
«Цветовой спектр. Особенности цвета: виды, оттенки, тона».
в 5 «Б» классе
Дата проведения:___________
Тема: «Цветовой спектр. Особенности цвета: виды, оттенки, тона.»Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: изучить свойства цветов и приёмы поиска новых цветов
Задачи:
Обучающая:
Познакомить учащихся с основами цветоведения;
расширять знания о возможностях художественных материалов;
дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, холодного и теплого цветов, цветового контраста,
Развивающая:
развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся
развивать творческую фантазию;
развивать графические умения и навыки,
Воспитательная:
воспитывать художественны вкус, аккуратность;
воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Социальная:
приучать к умственному труду во время урока, к определенным требованиям дисциплины.
Оборудование и материалы:
Для учителя – презентации «Три основных цвета» «Цветовой спектр»,. Стихи о цветах и оттенках
Для учащихся: гуашь, бумага, кисти, циркуль, палитра.
Методы: - наглядный, словесный; - проблемный; - поисковый; - метод самостоятельной работы. 
Подготовка к уроку: на доске записана тема урока, 5 закрытых листов с текстом.
План урока
Организационный момент
Вводная беседа
Изучение нового материала
Практическая работа
Физкультминутка
Организация и проведение самостоятельной работы
Подведение итогов урока (рефлексия)
Задание на дом

Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вводная беседа:
Учитель: тема сегодняшнего урока связана с «Основами цветоведения», скажите как вы понимаете слово «цветоведение»?
Ответы учащихся
Предполагаемые ответы учеников:
Изучение цвета
Наука о том как образуются цвета
Учитель: цветоведение – наука о цвете. У цвета много секретов и сегодня мы раскроем некоторые из них.
Изучение нового материала
Учитель: ребята, послушайте стихотворения и представьте себе картину, которую они рисуют.
Серый слон
И серая мышь,
Заброшенный дом,
Туман и дым.
Тучи — серые,
Пыль и моль,
Пепел,
Крот,
Головная боль.
Мрамор — серый
И полумрак,
Старые юбки,
Трубки,Табак —
Сор и ссоры,
Ночные воры,
Зола
И сухая ботва на грядках…
В серых замшевых перчатках
Выползает из угла
Скука Серая.
Чёрной ночью
Без звёзд и огня.
Чёрной бывает
Грива коня.
Чёрный цвет
прячет от глаз
Грязные стены,
Копоть…
И нас —
Чёрные тучи,
Чёрный дым,
Мы в десять раз больше
Любим цветы,
Когда выходим на свет—
Из темноты.
Вот на окне — замёрзший цветок…
Белый — цвет холода,
Он — одинок.
Что вы представляете, какие цвета мы используем?
А теперь вторая картина:
Цветной мир
Синее море,
Синие горы,
Синий — цвет неба,
Далёкий и гордый!
Солнце в полнеба —
Море света!
Окна откроем и впустим
Лето.
Жёлтую дыню
Режем на части!
…Жёлтый — подсолнух
И —может быть —
счастье.
Красный пылает в небе закат!
Красный зреет в саду виноград!
Глухо падают
Спелые груши.
А у травы — зелёные уши.
Стол дубовый,
Колодец и кадка…
Корица коричневая
И шоколадка!
Кто – то разлил фиолетовый цвет —
Это сумерки
И рассвет!..
Какие цвета мы использовали сейчас?
Для художников, работающих в области живописи и декоративно прикладного искусства, большое значение психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия. Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей , например:
Зеленый цвет - вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;
Желтый цвет - теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;
Оранжевый цвет - радостный, добрый, пламенный;
Красный цвет – цвет Солнца, огня, жизни, согревает, возбуждает , и одновременно устрашает, вызывает тревогу;
Синий - вызывает чувство холода, тоски ,серьезности, печали;
Фиолетовый – соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;
Белый – символизирует свежесть, чистоту, молодость ном ожжет означать покой, безжизненность, и даже траур у некоторых народов;
Черный – отсутствие цвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
1. Тайна
Цвета хроматические и ахроматические.
В чем разница между нарисованными картинками.
Ответы учащихся (одна черно-белая, другая - цветная ).
Учитель : да, все цвета делятся на цветные (хроматические) и «бесцветные» (ахроматические). Как получаются ахроматические цвета?(ответы учащихся) Смешиванием в различных пропорциях черного и белого цветов. (на доске переворачивается первая табличка с надписью )
1тайна – цвета делятся на хроматические и ахроматические
2 Тайна
Хроматических основных цветов 3
Сколько существует хроматических цветов? Попробуйте вспомнить. У вас может получиться очень много. А сколько содержится в минимальном наборе красок (6)
Какие это цвета ? (Красный, желтый, синий, черный, белый, зелёный)
Смешивая эти цвета можно получить невероятное множество цветов и оттенков.
Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета : красный, желтый, синий – они называются основными. (на доске переворачивается табличка с надписью )
2 тайна – основных хроматических цвета 3 (желтый, красный, синий)
4. Практическая работа: начертим круг, разделим его на 6 частей и закрасим части окружности основными цветами, оставляя соседние части не закрашенными. Учитель объясняет материал на примере таблиц «Цветовой круг»
3 Тайна
Дополнительные цвета получаются смешиванием 3 основных. А теперь закрасим белые части. Для этого мы смешаем смежные с ним основные цвета.
Где мы будем смешивать цвета? На палитре.
Смешали желтый и красный – получили оранжевый цвет
Красный и синий – фиолетовый
Синий и желтый – зеленый.
Цвета, образованные смешиванием основных называются дополнительными. (на доске переворачивается табличка с надписью )
3 тайна - все цвета получаются смешиванием основных цветов и называются дополнительными
Физкультминутка:
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пльцев)
Пусть немного отдохнут
Снова рисовать начнут.
(встряхнуть руками перед собой)
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.
(энергично отвести локти назад)
(2 раза)
4 тайна
Хроматические цвета делятся на холодные и теплые.
Учитель: чтобы открыть следующий секрет, обратим внимание на репродукции картин (раздаточный материал лежит на парте), а теперь подберите из них те которые характеризуют прохладное утро над рекой, ледяное безмолвие севера, холодную стихию моря. Какие цвета использовали художники? (Синий, фиолетовый) Эти цвета называются холодными.(учитель работает с таблицей «Теплые и холодные тона»)
А теперь найдите картины на которых изображен огненный, горячий вихрь танца, свет осеннего, теплого, солнца, отраженного в букете подсолнухов. Какие краски использовали художники? (оранжевый, желтый, красный). Эти цвета называют теплыми.
А теперь посмотрим на картину «Тающий снег». В какой цветовой гамме (теплой или холодной) выполнена данная картина. (Ответы: теплая, холодная)
А это очень интересный вопрос т.к зеленый цвет может быть как холодным, так и теплым.
Зеленый цвет образуется смешиванием холодного синего и теплого желтого, и поэтому теплота этого цвета зависит от того, какой цвет преобладает в его составе. В этой картине преобладают бирюзовые, холодные оттенки зеленого, не кое где, как символ наступающей весны видны и теплые оттенки зеленого цвета(на доске переворачивается табличка с надписью )
4 тайна – хроматические цвета делятся на теплые и холодные
А теперь только при помощи цвета изобразите различные климатические зоны нашей планеты
6. Самостоятельная работа: на заранее подготовленных листах нарисован одинаковый пейзаж.
Задание: 1 вариант, используя теплые тона рисует осенний дождливый день;
2 вариант, используя холодные тона – осеннюю дождливую ночь дополнительные цвета учащиеся составляют сами.
5 Тайна
Существуют контрастные цвета. А теперь давайте возьмем пары цветов(Работа с презентацией)
Красный – зеленый
Желтый – фиолетовый
Синий – Оранжевый.
Скажите как эти цвета расположены в спектре (Диаметрально противоположно). Возьмите цветные карточки. Положите эти цвета рядом посмотрите как они усиливают яркость друг друга.
Эти цвета называют контрастными. (на доске переворачивается табличка с надписью )
5 тайна – существуют контрастные цвета, которые усиливают яркость друг друга.
Сегодня мы раскрыли некоторые тайны цвета.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 
- С какими группами цветов вы познакомились?
- Какими приемами вы можете получать разнообразные цвета?
- В чем же особенность «языка» цвета в любых произведениях?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что интереснее: пользоваться готовыми красками из набора или найти желаемый цвет самому?
8. Домашнее задание
Задание
1.На бумаге формата А4 сделать ахроматический ряд тонов и цветовую растяжку от светлого к темному.
2.Получить дополнительные цвета при помощи 3-х основных цветов.
3.Материалы, которые необходимы в работе оформить в виде таблицы:
Таблица – Перечень материалов, используемых в работе

Материалы Обоснование выбора
1 2 Контрольные вопросы
1 .Как возникает цвет?
2. На какие виды разделяются цвета?
3. Охарактеризуйте цветовой тон?
4. Как называется степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического?