Эссе «Мой профессиональный выбор»




Эссе
участника областного конкурса
«Учитель года Дона – 2014»
в номинации
«Педагогический дебют»
ЧернышовойДарьи Геннадьевны,
учителя физики и математики
МБОУ Крюковской СОШ
Куйбышевского района
«Мой профессиональный выбор»
Учитель – человек, который может
делать трудные вещи легкими.
Р. ЭмерсонЧто значит слово УЧИТЕЛЬ? В моем понимании - это человек, который не только дает детям знания, но и творит чудо. Он объединяет в одном уроке разные мечты и желания учеников, характеры и настроения, мысли и чувства.
Для меня профессия Учителя с самого детства была мечтой. Еще в начальной школе, наблюдая за своей первой учительницей Айбулатовой Ириной Юрьевной, помогая ей в подготовке к уроку – раздавая карточки, собирая тетради - я поняла, насколько мне это близко.
Закончилась учеба в школе, началась студенческая жизнь. За чередой лекций, семинаров и сессий я не успевала подумать о моей будущей профессии. И вот когда на четвертом курсе я попала на педагогическую практику в Таганрогский муниципальный общеобразовательный Лицей, я поняла, что моя мечта стала реальностью. На практику я ходила с удовольствием, наслаждая каждым рабочим днем. И совсем уже не сомневалась в том, что по окончании института я пойду работать в школу.
И вот я на пороге своей родной школы, в которой проучилась десять замечательных лет. Я помню эти стены, кабинеты, учителей и работников школы, много добрых моментов, связанных с ними. Но… теперь я не просто ученица, выпускница или гость школы, я – УЧИТЕЛЬ.
Свой первый урок я ждала с нетерпением и, конечно же, с большим волнением. Это был урок физики в 8 классе. Готовилась я к этому и последующим урокам в этот день особо тщательно, анализировала темы в учебниках, сравнивала и выбирала необходимый материал из книг разных авторов. Несколько раз пересматривала свой гардероб, выбирая наиболее подходящий наряд. И вот оно – утро 3 сентября 2012 года, торжественная линейка и первый урок… Эмоции, которые переполняли меня в тот день, я помню до сих пор. По-моему, свой первый учебный день помнит каждый учитель и, даже спустя много лет, может восстановить этот день в деталях.
В течение первого года работы учителем физики и математики я училась вместе со своими учениками. Училась преподносить тему урока, явление, закон таким образом, чтобы каждый ученик смог потом сказать: «Да! Я это понимаю!», «Я смогу это применить!». Училась строить урок так, чтобы каждый этап урока приносил новые знания, развивал учащихся, учил работать с научным текстом, информацией.
С этой целью я применяла на уроке современные педагогические технологии, интернет, системную работу с интерактивной доской. Для активизации учебно–познавательного процесса привлекала учеников – лаборантов, которые проявляют повышенный интерес к изучению физики, помогают в проведении опытов и демонстраций. Также при подготовке к уроку я предлагала ребятам опережающие задания, задания повышенной сложности, тем самым мотивируя их изучать физику. Особое внимание уделяла и продолжаю уделять средствам наглядности, таким как изображение предметов и явлений, т.е. картины, фотографии, изображения, получаемые при помощи проекционной аппаратуры, графические изображения (схемы, диаграммы), модели и специальные учебные приборы для демонстрации физических процессов и явлений.
Я заметила, что особый интерес ученики проявляют к предмету при выполнении практических и лабораторных работ. Ведь физика – это наука, требующая наглядного объяснения. И эти объяснения нам предоставляет сама природа. Например, совсем несложно изучить явление плавления твердого тела путем наблюдения за таянием снега и льда весной или явление дисперсии света, наблюдая радугу на небе после дождя.
На первый взгляд, может показаться, что ФИЗИКА сама по себе достаточно сложный предмет в плане изучения, понимания, восприятия. Также бытует мнение, что она мало востребована в повседневной жизни рядовых людей. Немногие профессии связаны с этим предметом – в основном это инженерная отрасль или, непосредственно, научная деятельность. Как же быть с теми детьми, которые не собираются посвятить свою жизнь физике или пока еще размышляют над своим будущим?
Именно отталкиваясь от этого вопроса, я в своих уроках хочу и стараюсь показать ребятам, что физика вокруг нас. Все, что нас окружает, связано с физикой. Необходимо комбинировать урок так, чтобы донести до всех ребят информацию в том виде, в котором легче ее будет понять и запомнить. Так, например стихи, игры, видеоролики, демонстрации опытов непременно помогают в достижении этой цели.
Каждый учитель должен быть не только учителем, но и психологом. Мы объясняем детям материал, и понимание того, что мы им говорим – это победа, пусть и небольшая, на промежуточном этапе, но все равно победа.
Разговаривать с детьми необходимо на их языке. Так, например, с японцем надо говорить по-японски, с французом – по-французски, а вот с детьми надо говорить по-детски, то есть с помощью игр, загадок, сказок и т.д. Но ведь не все дети нуждаются именно в таком объяснении материала. Встречаются ребята и с достаточно развитым уровнем мышления. Для них необходимо разработать другой тип передачи информации. То есть необходимо находить «золотую середину».
Почти два года я работаю учителем в школе, и за это время приходит переосмысление некоторых ситуаций. На одни и те же вещи смотришь по-разному. Но есть то, что не меняется – это желание учить детей, желание учить их учиться, и, конечно же, обучаться самой вместе с ними, рассказывать ребятам о том, как много вокруг нас интересного.
Подводя итог своего рассуждения, мне хотелось бы сказать, что я довольна своим выбором профессии. В школе, на уроках, находясь рядом с учениками, я чувствую себя полной идей и мыслей. Быть учителем, быть создателем,
Вдохновенным поэтом, мыслителем.
Есть профессии мысленно выбранные,
Ну а эти судьбою предсказанны.