Рабочая программа по физике 9 класс. А.В. Пёрышкин и Е.М. Гутник. ( 2 часа в неделю).


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Уссурийска» УГО
«Согласовано»«Утверждаю»
ЗДУВР МБОУ СОШ № 4 директор МБОУ СОШ №4
Метляева М. Н. Гончаренко О. В.
___________________________________
Рабочая программа
по физике

для 9 класса
учителя первой квалификационной категории
Илюшкиной Марии Николаевны

2015/2016 учебный год.

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., и примерной учебной программы основного общего образования по физике ( Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г).
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества и её влияния на темпы развития прогресса.
Цель изучения физики в 9 классе является формирование целостного представления о мире, основанного на понимании учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, при передаче им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности при изучении тем: «Закон ы взаимодействия и движения тел», «Механические колебания и волны. Звук», «Электромагнитное поле», «Квантовые явления».
Задачами преподавания физики 9 класса являются:
- освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
о величинах, характеризующих эти явления;
о законах, которым они подчиняются: Ньютона, Всемирного тяготения, сохранения энергии и импульса;
- овладение умениями проводить наблюдения за движением тел при равномерном и ускоренном движении, свободным падением тел, движении тела, брошенного вертикально вверх, за колебательным движением нитяного и пружинного маятников , явлением электромагнитной индукции;
описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений,
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для вычисления пройденного пути при равноускоренном движении, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний.
- воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; - уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Наиболее оптимально содержание учебного курса изложено в УМК
Волков В. А., Поурочные разработки по физике к учебнику А. В. Пёрышника, Е. М. Гутника «Физика. 9 класс», М., ВАКО, 2009.
Громцева О. И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 класса», М., «Экзамен», 2010.
Домнина С. Н. «Физика 9 класс, 52 диагностических варианта», М., «Национальное образование», 2011.
Минькова Р. Д. «Рабочая тетрадь по физике 9 класса», М., «Экзамен», 2009.
Пёрышкин А. В., Гутник Е., М. «Физика. 9 класс», М., Дрофа, 2011.

В распределении учебного материала опираюсь на авторскую программу Пёрышкина А. В., в которую внесены небольшие изменения:
Добавлен раздел 1 «Повторение за 8 класс – 3 часа с последующим входным контролем;
Объедены несколько тем для того, чтобы в конце каждой четверти провести урок – игру и урок решения качественных задач.
Добавлен раздел 6 «Строение и эволюция Вселенной» - 3 часа и раздел 7 «Повторение за 9 класс» - 3 часа.
Контроль результатов обучения физике осуществляется по следующим направлениям:
учащийся должен владеть теоретическими знаниями и понимать смысл физических понятий, физических величин, физических законов и формул. Для их проверки используются такие формы контроля, как устный опрос, физические диктанты, взаимоконтроль при работе в парах, самоконтроль при работе с образцом, контроль старшего группы при групповой работе, экспресс- опрос и тест.
учащийся должен уметь описывать и объяснять физические явления, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системе. В этом случае актуальны такие формы контроля, как лабораторные работы:
- исследование равноускоренного движения без начальной скорости,
- изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити,
- изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза,
- изучения явления электромагнитной индукции,
- изучения принципа действия трансформатора,
- изучение деления ядра атома урана по фотографии треков,
- изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
учащийся должен уметь решать задачи на применение изученных физических законов и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Для контроля используются контрольные и проверочные работы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет минимальный набор демонстрационных опытов и лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса физики 9 класса.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Содержание учебного курса.
№/пНазвание разделов и их содержание Количество часов Из них к\р, тесты,л/р.
1 Повторение за 7-8 классы.
Механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, световые явления. 3 1 к\р,
2 Законы взаимодействия и движения тел.
Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Определение координаты движущего тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчёта.
Первый закон Ньютона. Второй и третий законы Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения тел на Земле и на других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии. Импульс тела. Закон сохранения импульса. 24 2 к/р, 1 л/р.
3 Механические колебания и волны. Звук.
Колебательное движение. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Высота, тембр звука и громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс. 12 1 к/р, 1 л/р.
4 Электромагнитное поле.
Магнитное поле и его графическое изображения. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явления электромагнитной индукции.
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров
13 1 к/р, 2 л/р.
5 Строение атома и атомного ядра. Использование
Энергии атомных ядер.
Радиоактивность. Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона.
Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. 10 1 к/р, 2 л/р.
6
Строение и эволюция Вселенной.
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, изучение и эволюция Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной 3 7 Повторение за 9 класс.
Законы взаимодействия и движения тел. Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле. Строение атома и атомного ядра.
3 -
Итого: 68 6 к/р, 7 л/р.


Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 9 классе.
Дата №/п урока № урока в разделе Тема урока Оборудование, демонстрации.
1 четверть. Раздел 1. Повторение за 7-8 классы. (3 часа)
1 2.1 Повторение за 7 класс. Техника безопасности. ИОТ №2 Карточки.
2. 2.2 Повторение за 8 класс. Карточки.
3. 2.3 Входной контроль.
Контрольная работа № 1. Раздаточный материал.
Раздел 2. Законы взаимодействия и движения тел. (24 часа).
4. 2.1 Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Презентация.(1-3)
5. 2.2 Определение координаты движущего тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Равномерное движение. Видео.
(3-4)
6. 2.3 Решение задач по теме: «Механическое движение» Карточки.
7 2.4 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. График скорости. Таблица. Видео.
(5-6)
8 2.5 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Наклонная плоскость,
тележки,
желоб и шарик. Презентация. (8)
9 2.6 Относительность механического движения. Презентация.
(9)
10 2.7 Лабораторная работа №1, ИОТ,
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Желоб, штатив. шарик.
11 2.8 Решение задач по теме «Механическое движение». Карточки.
12 2.9 Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение». Раздаточный материал.
13 2.10 Работа над ошибками. Карточки.
14 2.11 Инерциальные системы отсчёта.
Первый закон Ньютона. Презентация.
(10)
15 2.12 Второй и третий законы Ньютона. Тележки с металич. линейкой. Видео.
11-12
16 2.13 Игра по законам Ньютона. Презентация, задания командам.
2 четверть.
17 2.14 Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.
Невесомость. Презентация .(13-14)
18 2.15 Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения тел на Земле и на других небесных телах. .Фрагменты фильма.
(15-16)
19 2.16 Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вращение диска.
Презентация.
(17-18)
20 2.17 Решение задач по теме: «Законы Ньютона. Закон Всемирного тяготения. Движение по окружности". карточки
21 2.18 Импульс тела. Закон сохранения импульса. Взаимодействие тележек. Презентация.
(20)
22 2.19 Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии. Презентация
(21-22)
23 2.20 Решение задач по теме: «Законы сохранения импульса». 26 2.23 Контрольная работа №2 по теме: «Законы взаимодействия и движения тел», Раздаточный материал
27 2.24 Работа над ошибками. карточки
Раздел 3.Механические колебания и волны. Звук. (12 часов)
28 3.1 Колебательное движение. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Математический и пружинный маятники
(23-24).
Презентация.
29 3.2 Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Лабораторная работа 2
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». Окружность, шарик на нити(.26-27).
.Видео.
30 3.3 Распространение колебаний в среде.
Волны. Длина волны. Скорость волны.Презентация. (28-29)
31 3.4 Решение задач по теме «Механические колебания и волны». карточки
32 3.5 Самостоятельная работа по теме: «Механические колебания и волны». Практикум по решению задач .3 четверть
33 3.6 Источники звука. Звуковые колебания. Металлическая
линейка,
закреплённая в
штативе. (30). .Видео.
34 3.7 Высота, тембр звука и громкость звука. Музыкальный центр.
(31) .Видео.
35 3.8 Распространение звука. Звуковые волны. Экспресс- опрос. (32)
Презентация.
36 3.9 Отражение звука. Звуковой резонанс. Фрагменты (33)
Фильма.
37 3.10 Решение задач по теме :«механические колебания и волны. Звук». карточки
38 3.11 Контрольная работа 3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук». Раздаточный материал.
39 3.12 Работа над ошибками. карточки
Раздел 4. Электромагнитное поле. (13 часов).
40 4.1 Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Взаимодействие магнитов. (34-35).
Презентация.
41 4.2 Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Взаимодействие (36).
Презентация.
43 4.4 Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Презентация. (37-38).
44 4.5 Явления электромагнитной индукции.
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Лабораторная работа №3 по теме:
«Изучение явления электромагнитной индукции». Явление электромагнитной индукции. Видео.
(39-40)
45 4.6 Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Катушка в магнитном поле. .Видео.(41-42)
46 4.7 Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Презентация.
(43-45)
47 4.8 Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света.
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Презентация.
(46-48)
48 4.9 Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Презентация.
(49-51)
49 4.10 Лабораторная работа по теме: «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». 50 4.11 Контрольная работа по теме: «Электромагнитные явления». Раздаточный материал.
51 4.12 Защита проектов по теме: «Звук».
Презентации.
52 4.13 Игра по теме: «Электромагнетизм.«Механические колебания и звук». Карточки, задания командам.
4 четверть. Раздел5. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (10 часов).
53 5.1 Радиоактивность. Модели атомов Презентация. (52)
54 5.2 Радиоактивные превращения атомных ядер. Таблица (53). .Видео.
55 5.3 Экспериментальные методы исследования частиц.
Фотографии.(54) .Видео.
56 5.4 Открытие протона и нейтрона.
Состав атомного ядра. Ядерные силы. Презентация (55-56)
57 5.5 Энергия связи. Дефект масс.
Деление ядер урана. Цепная реакция. Презентация. (56-58)
58 5.6 Лабораторная работа по теме:
«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Фотография.
59 5.7 Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Лабораторная работа №3
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Презентация. Видео.
(59)
60 5.8 Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Презентация.
(60-62)
61 5.9 Решение задач по теме: «Строение атома и атомного ядра». Карточки.
62 5.10 Контрольная работа по теме: «Строение атома и атомного ядра». Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной. (3часа)
63 6.1 Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Видео (63-64)
64 6.2 Малые тела Солнечной системы. Строение, изучение и эволюция Солнца и звёзд. Видео. (65-66)
65 6.3 Строение и эволюция Вселенной Видео. (67)
Раздел 7. Повторение за курс 9 класса. (3 часа)
66 6.1 Повторение темы: «Механическое движение». Карточки.
67 6.2 Игра по теме: «Строение атома и атомного ядра». Презентации.
Задания командам.
68 6.3 Решение качественных задач. Карточки. .
Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса.
В результате изучения физики основной школы ученик
Должен знать/ понимать:
- смысл понятий:
(физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение).
- смысл физических величин:
(путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс).
Смысл физических законов:
(Всемирного закона, Ньютона, сохранения импульса и механической энергии).
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления:
(равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию).
-приводить примеры практического использования физических знаний:
(о механических, электромагнитных и квантовых явлениях).
- представлять результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников;
- решать задачи на применение изученных физических законов:
(законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии).
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
(для обеспечения в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники);
- оценки безопасности радиационного фона.


Учебно-методическое и программное обеспечение:
Для учителя:
Стандарт основного общего образования по физике, Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. М., «Вента –Граф»,2008.
Примерная программа основного общего образования по физике, Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. М., «Вента – Граф», 2008.
Волков В. А. Поурочные разработки по физике 9 класс, М., «ВАКО», 2007.
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике, М., «Экзамен», 2010.
Щербакова Ю. В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. М., Глобус, 2008.
Для ученика:
1.Бабошина С. Б., Физика.9 класс, государственная итоговая аттестация. М., «Экзамен», 2010.
2.Лукашик М. И. Сборник задач по физике, М., «Просвещение», 2008.
3. Пёрышкин М. В., Гутник Е. М. , Физика.9 класс, М., «Просвещение», 2011.
4. ГИА,2013.Физика. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий, М., АСТ, Астрель, 2010.