Эссе для конкурса Дебют-2014


Моя формула успеха.
Что является основой успеха на педагогическом поприще? В моём понимании, залог успеха любого учителя в овладении педагогическим мастерством, которое можно определить как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. И если мастерство приобретается с годами, то любовь к детям и призвание - две составляющие, без которых педагога просто не может быть, ведь работаем мы с самым "драгоценным материалом" на свете - детьми. В.О. Ключевский об этом писал так: "Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь".
В наших руках будущее не только страны, но и всей планеты, как бы пафосно это не звучало. А значит, и ответственность на нас великая.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, но остаётся неизменной роль педагога не только как носителя знаний, способного их передать, но и как наставника, помогающего детям найти ответы на самые непростые порой жизненные вопросы и выбрать свой путь. А значит, каждый из нас должен стать для ребят во всём примером для подражания, почти идеалом. Сказать, что это непросто - ничего не сказать. Мы все так далеки от совершенства... И тут на ум приходят слова А.С.Макаренко: "Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам". Трудно не согласиться с этими словами. Я считаю, что только постоянный профессиональный и личностный рост может дать право называться Учителем с большой буквы.
Успех в любом деле начинается с цели. Моя цель - помочь каждому ученику добиться успеха. Ведь успех учителя - это успехи его учеников.
Ребёнок, обучаясь, должен обрести уверенность в своих силах, потребность в постоянном самосовершенствовании, поскольку не всегда рядом будет надёжное плечо наставника. И, выходя в "свободное плавание" по жизни, выпускник школы должен быть подготовлен к этому.
Требования нового времени указывают нам на необходимость того, чтобы мы выпускали полностью социализированную, "жизнеспособную" личность, а потому и функции педагога меняются. Нынешний педагог не может быть только предметником, стремящимся "напичкать" ребёнка всем, что знает сам по преподаваемой дисциплине. Это, конечно, тоже важно, никто не умаляет важность приобретения знаний в процессе обучения. Но прежде всего учитель личными успехами, уверенностью в достижении своих целей, собственным оптимизмом, стремлением покорения новых жизненных и профессиональных вершин должен зажигать сердца детей желанием великих свершений. Таким образом, на мой взгляд, успешность работы учителя тесно взаимосвязана ещё и с его умением обучая воспитывать. Воспитывать всегда, везде, каждую минуту, но не нотационными нравоучениями, а через жизненные примеры.
Из собственного опыта общения с бывшими однокурсниками могу сказать, что молодёжь, заканчивающая сейчас педагогические ВУЗы, боясь трудностей "ненормированного", да ещё и подчас неблагодарного труда педагога, опасаясь "сгореть" на работе, растратив себя на "чужих" детей, не очень-то рвётся работать по профессии. Мне же преодолеть подобные сомнения и решиться на то, чтобы связать свою судьбу с педагогикой, помогла одна буддийская мудрость: "Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься". Желание дарить любовь, поддержку детям, которые, несмотря на недолгий срок нашего с ними общения, стали мне родными, стремление поделиться с ними светом знаний, которым обладаю сама, поддерживают во мне уверенность, что я не ошиблась с выбором профессии. А горящие жаждой жизни глаза моих ребят не позволяют мне стоять на месте. Это своеобразный "двигатель прогресса", подталкивающий к стремлению расти профессионально и не позволяющий расслабиться ни на минуту. К тому же перед глазами всегда пример моих коллег.
Мне очень повезло: я работаю в школе, которую когда-то закончила. Тогда, в годы учёбы, меня окружали педагоги, как говорится, от Бога, и сейчас, когда я делаю свои первые профессиональные шаги, мне помогают уверенно двигаться по жизни те же люди, ставшие теперь моими наставниками. Получить эту поддержку в самом начале профессиональной деятельности - дорогого стоит. И это тоже способствует успеху молодого педагога. Опыт старшего поколения - это фундамент, на котором можно уже строить что-то новое и двигаться дальше.
Что есть "учитель" для меня?
Что для меня то слово значит?
Учительство - моя судьба,
Судьба моя... и не иначе.