Разработка урока биологии Шляпочные грибы (5 класс).


Тема урока: «Шляпочные грибы» (5 класс).
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать понятие о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;
- научить различать съедобные и ядовитые грибы;
- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;
- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.
Развивающие:
- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;
- работать с текстом учебника;
- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.
Воспитательные:
- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;
- продолжать формировать культуру общения;
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Тип урока (по целям): комбинированный. Вид урока (по форме проведения): урок с элементами практической работы. Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические. Методы опережающего обучения. Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, практическая работа. Работа с учебником, фронтальный опрос, самоконтроль, рефлексия. Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие. Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные. 
Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- значение слов спора, мицелий, микориза, симбиоз;
- строение шляпочных грибов;
- названия наиболее распространённых съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;
Способы размножения шляпочных грибов;
- признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;
- объяснять явление симбиоза грибов и растений;
- соблюдать правила сбора грибов в природе.
Ход урока
I. Организационный момент.Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу?
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Какие признаки объединяют грибы с растениями?
Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных?
Назовите характерные признаки грибов.
Как питаются грибы?
Как размножаются грибы?
Какие грибы являются сапрофитами, а какие – паразитами?
Какую роль играют грибы в природе?
III. Актуализация знаний.
Ребята, на урок я принесла волшебную коробку, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть - Нет головы.У малютки-кавалера Чрезвычайно важный вид,Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.
(Гриб)
- Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
- Какую цель мы поставим перед собой?
- Что бы вам хотелось узнать о грибах?
Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать шляпочные грибы, знать особенности их строения, питания; узнать грибы нашей Республики Адыгея.
IV. Изучение нового материала.
Особенности строения шляпочных грибов.
а) Историческая справка.
Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.
После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнегреческих ученых Диоскорида и Плиния Старино, живших в 1 веке до н. э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и лечебных. Плиний Старший первым попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. И один из грибов получил название цесарского или царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.
В 1718 году французский ботаник Вайли, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как «дьявольское произведение», нарушающее гармонию природы. Только в 19 веке начала развиваться наука о грибах – микология (от греческого слова микос – гриб), основателем её считается русский учёный Ф.М. Каменский. В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов.
(демонстрация разнообразных муляжей грибов, собранных в корзинку).
б) Строение шляпочного гриба.
Шляпочный гриб имеет довольно сложное строение. Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.
Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Отсюда и название – шляпочные грибы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах.
Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний. У одних грибов нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. У других – многочисленные пластинки. Это пластинчатые грибы.
Чтобы более подробно познакомиться с грибами, давайте выполним
в) Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Порядок выполнения работы:
Рассмотреть шляпочный гриб (плодовое тело). Подпишите части шляпочного гриба.

Грибы пластинчатые: ____________________________________________
Грибы трубчатые: _______________________________________________
Симбиоз грибов и растений.
Грибы растут не просто на земле. Под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице наподобие того, как растут яблоки и груши на ветвях раскидистого дерева. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей, или мицелием не умирают несколько лет. Изучая грибницу разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений- гнилушек, пней. Деревья в свою очередь получают пользу от грибницы. Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.
Мы можем сделать вывод. Тесная связь растений и гриба – связь полезная как одному, так и другому называют симбиоз. А проникновение грибницы в корень дерева – грибокорень.
Грибы съедобные и ядовитые.
Съедобные грибы: белые, маслята, лисички, опята, подосиновик, подберезовик, шампиньоны, грузди и т.д.Не съедобные грибы: мухомор, желчный гриб, сатанинский, навозник, бледная поганка и т.д.
Правила сбора грибов.
- Какие правила сбора грибов вы знаете?
Давайте обобщим их:
- Не знаешь гриб – не бери.
- Старые грибы не бери.
- Не бери грибы около магистралей, заводов, свалок.
- Собирай грибы в корзину.
- Срезай грибы ножом, а не выдёргивай.
Признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи.
Признаки отравления грибами.
Резко возникает слабость и недомогание.
Появляется бледность кожных покровов.
Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.
Возникают боли в животе.
Появляется тошнота и рвота.
Первая помощь при отравлении.
Вызвать скорую помощь.
До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.
Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.
Выращивания грибов.
(Рассказ с элементами беседы и использованием слайдов презентации)
V. Закрепление материала
Решите кроссворд.
VI. Задание на дом:
параграф 14, принести выращенную плесень.
VI .Рефлексия
Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня я узнал…
Я научился..Больше всего мне понравилось...
Сегодня на уроке я почувствовал