конспект урока на тему Грибы.Особенности грибов.Шляпочные грибы

Конспект урока №1:
Грибы. Особенности грибов. Шляпочные грибы.
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Предполагаемая деятельность учащихся

Создание положительного эмоционального фона.
Здравствуйте, ребята!
Проверим готовность к уроку. Есть ли тетради, учебники, ручки? Давайте начнём работать. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное
– чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.



-1мин

Постановка учебной задачи.
Цели урока: познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строение грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками представителей шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Знакомлю уч-ся с целью урока.
-1мин.
Слайд №3

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т.д.; натуральные объекты - плодовые тела трутовиков, дрожжи, консервированные грибы, изображения грибов.


Ключевые понятия и слова: царство грибов, эукариоты; целлюлоза, хитин, мочевина, гликоген; гетеротрофный способ питания; вегетативное тело- мицелий (грибница), плодовое тело; ложная ткань; симбиоз, ферменты, микориза; грибы-сапрофиты, грибы-паразиты, симбионты и грибы- паразиты, симбионты и грибы-хищники; способы размножения грибов: бесполое (частями мицелия, спорами), половое (специализированными клетками – гаметами); шляпочные грибы, ножка и шляпка; трубчатые грибы, пластинчатые грибы.


Ход урока


I.Актуализация знаний


Тест: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека» (см. приложение).
Уч-ся выполняют задание на своём месте по вариантам.1-вар. - нечётные вопросы(1,3,5,7,9), 2-вар. - чётные вопросы (2,4,6,8,10).
- 7мин.

Работа в парах (на доске уже написаны ответы и нормы оценок, но закрыты, после написания уч-ся, открываю). После проверки собираю работы.
Уч-ся меняются работами и проверяют ответы соседа, ставят оценки.
- 2мин.

Индив.работа.Работа по карточкам(во время написания теста).
Уч-ся на первых партах работают по карточкам (см. прилож.)-7мин

II.Изучение нового материала.
Сообщение темы.
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. Кто это?
Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о грибах. Записываем тему урока: «Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».
ОДА ГРИБАМ
О, дивные творения природы! Найдётся ли, хотя б один балбес На этом свете, что не спел бы оды Для вас?! Вы – просто чудо из чудес!!! Всё в вас соединилось гармонично: И вид, и цвет, и вкус, в конце концов! О, как приятно (подтверждаю лично!) Вас собирать в глуши родных лесов!
Как радостно с наполненной корзиной. По тропкам, между соснами, бродить – Не то, что шампиньоны в магазине. В пакете целлофановом купить!



Это гриб.


Уч-ся записывают тему урока. Слайд 2







-2мин.



Рассказ с элементами беседы.


Когда мы говорим о грибах, что вам представляется в это время? Какие грибы вы знаете?
Подосиновики, подберёзовики, белые, мухоморы, поганки и т.д.

Совершенно верно, вы перечислили названия шляпочных грибов, но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе - это тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто,- тоже гриб. Если более подробно рассмотреть это царство, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют все эти непохожие с виду организмы.
Рассматривают картинки в учебнике, таблицы, муляжи.

Царство грибов, хотя и не такое многочисленное. Как некоторые другие царства, тем не менее, оно насчитывает около 100 тысяч известных видов.
Запись в тетрадь.

Вспомните, какова численность растений, и сравните её с численностью грибов.
Общее число ныне живущих видов растений – приблизительно 400-500 тысяч видов. Это значит, что количество видов ныне известных растений в 4-5 раз больше численности видов ныне известных грибов. Слайд №5

Грибы по всей вероятности произошли от одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2-1,8 миллиардов лет назад.


Вспомните, к какому надцарству относятся грибы?
Грибы относятся к надцарству ядерных организмов, или эукариот.

Что это значит?
Это значит, что в клетках грибов имеются ядра.

Вы знаете, что грибы занимают особое положение в системе органического мира и не относятся ни к царству растений, ни к царству животных. Как вы думаете, почему?
Потому, что грибы имеют ряд признаков, характерных для представителей царства растений, а так же некоторые признаки, характерные для представителей царства животных.
- 3мин.

Самостоятельная работа с учебником (Параграф 7,8)
Уч-ся заполняют таблицу (см. прилож.)
- 5 мин.

Проверка качества выполнения работы.
Учитель исправляет ошибки и вносит необходимые дополнения.
Трое учеников отвечают устно по трём столбцам колонки. Остальные уч-ся дополняют ответы.
- 3мин.

Рассказ с элементами беседы.
Итак, основу вегетативного тела грибов составляет мицелий, или грибница, образована тонкими ветвящимися трубчатыми нитями- гифами. Гифы грибов могут состоять из большого числа одноядерных или многоядерных клеток (пеницилл) или одной крупной многоядерной клетки (мукор).
Рассматривают таблицы: «Строение шляпочных грибов», «Плесневые грибы». Запись определений в тетрадь.
Слайд №5

Гифы грибов могут образовывать достаточно крупные скопления, даже иногда плотные переплетения, называемые ложной тканью. Из неё образуется сама грибница и плодовое тело гриба, в котором образуются споры.
Для питания грибам необходимы готовые органические вещества. С каким из царств это сближает грибы?
Как называется такой способ питания?
Запись определений в тетрадь.






Это сближает грибы с царством животных.


Это гетеротрофный способ питания.

Но способы добывания питательных веществ у различных грибов различны. Среди грибов встречаются как сапрофиты и паразиты, так и симбионты и даже хищники. Давайте подробно рассмотрим различные способы добывания питательных веществ грибами.


По способу питания грибы бывают: сапрофиты, симбионты, паразиты, хищники.
Рассматривают слайд №6

Сапрофиты (от греч. «сапрос»- гнилой и «фитон» - растение) питаются готовыми органическими веществами или выделениями живых организмов. Могут встречаться на различных субстратах (хлебе, сырой коже и т.д.). Мицелий этих грибов выделяет особые вещества – ферменты ( от лат. «ферментум»- закваска), которое действует как пищеварительные соки некоторых животных. В связи с этим грибы- сапрофиты могут встречаться практически на любых субстратах. Например, мукор и пеницилл.
Записи определений в тетрадь.
Рассматривание слайдов №7,8

Грибы – симбионты ( от греч. «сим»- совместный и «биос»- жизнь) способны вступать во взаимовыгодные отношения с различными видами растений. В симбиоз вступают преимущественно шляпочные грибы, причем конкретный вид гриба вступает в симбиотические отношения чаще с определенными растениями. Мицелий этих грибов вступает в тесный контакт с корнями древесных растений, а иногда проникает внутрь клеток корней. В результате такого сожительства корни дерева получают воду и минеральные соли, а гриб - органические вещества. Симбиоз мицелия гриба и корней растений называют микоризой (от греч. «микос»- гриб и «риза» - корень).
Например, белый, подберёзовик, подосиновик.


Паразитические грибы могут обитать на растениях, животных и даже других грибах, нанося вред организму- хозяину. Гифы гриба проникают сквозь небольшие раны или повреждения покровов в тело хозяина.
Например, головня, спорынья, трутовик.
Запись определения в тетрадь.
Слайд №9,10,11

Но самый интересный и необычный способ добывания пищи у хищных грибов (гельминтофаги). У этих грибов на концах гифов имеются специальные образования, состоящие из трёх замкнутых в кольцо клеток. При прикосновении к ним они резко набухают и зажимают жертву, оказавшуюся внутри. Таким образом, гифы грибов могут поймать обитающих в почве нематод, амёб и даже некрупных дождевых червей. В жертву врастают гифы гриба и выделяют особые ферменты. А затем содержимое жертвы всасывается теми же гифами.
Давайте послушаем на эту тему доклад.
Запись определения в тетрадь.
















Уч-ся рассказывает заранее приготовленный доклад: «Хищные грибы» (см. прилож.)2мин.

Размножаются грибы бесполым и половым способами. Бесполое размножение встречается чаще.
Бесполое - частями мицелия, спорами, почкованием.
Половое - специализированными клетками-гаметами.

Записи в тетради. Слайд№12,13




- 4мин

А теперь, давайте немного отдохнём:
Физкультминутка. Дети утром рано встали. Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) Утомил всех долгий путь Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)




Дети делают упражнения.
- 2мин.

Но давайте более подробно познакомимся со шляпочными грибами и их строением. Шляпочные грибы наиболее известны у большинства людей, именно они ассоциируются со словом « гриб».
В повседневной жизни, когда мы говорим о грибах, мы обычно имеем в виду плодовое тело шляпочного гриба. Именно плодовые тела шляпочных грибов мы и используем в пищу.
Но почему мы называем эти грибы шляпочными?
Если в том месте, где выросло плодовое тело гриба аккуратно разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся, часто бесцветные нити грибницы.
Из чего состоят шляпка и ножка шляпочного гриба?












Потому что у большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Слайд №15




Они состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы, которые называют ложной тканью. Слайд№ 15

Типы шляпочных грибов
1.Трубчатые - нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры.
Назовите такие грибы.

2.Пластинчатые - нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки, и направлены к её краю. На стенках пластинок созревают споры.
Назовите такие грибы.


Записывают в тетрадь. Слайд14,16



Белые, маслята, подберёзовики, подосиновики и т. д.
Записывают в тетрадь.




Рыжики, сыроежки, волнушки, мухоморы и т. д.
-2мин.

Кроме того, грибы можно разделить на ядовитые и съедобные.
Самостоятельная работа.
Давайте попробуем вспомнить, какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете.


Самостоятельная работа, основываясь на личном опыте; для проверки работа с учебником по рис.23 и 24.Делают записи в тетради.
Рассматривают слайд №17.
3мин.

А теперь давайте подумаем, какую положительную роль играют грибы в природе и жизни человека?




А отрицательную?
1. Участвуют в круговороте веществ.
2.Из них получают ценные лекарства.
3. Съедобные грибы употребляют в пищу.
4. Грибы необходимы в изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д.
Слайд №18
1.Вызывают болезни у растений, животных, человека.
2.Портят продукты питания
3.Разрушают постройки
4.Вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно смертельно отравиться.
2мин. Слайд №19

III.Закрепление знаний и умений.
Итак, мы сегодня познакомились: с характерными признаками грибов, с характерными признаками шляпочных грибов. Узнали о ядовитых и съедобных грибах. О значении грибов в природе и жизни человека. А теперь давайте проверим, что вы усвоили.

1.Почему грибы выделили в отдельное царство?

2.Какие грибы называют шляпочными?


3. Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?






Этап рефлексии:
закончите одно из предложений.
-1. Сегодня на уроке мне понравилось
-2. Мне сегодня удалось
-3. До начала урока я думала, что, а сейчас знаю
-4. Мне не понравилось
-5. Настроение в ходе урока у меня













1.Т.к. они имеют черты, характерные только представителям этого царства.

2.Грибы, у которых плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.

3.Между некоторыми грибами и определёнными видами деревьев устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Грибница поставляет воду и минеральные вещества корню дерева, а получает от дерева органические вещества.
-3мин

-1мин.
Уч-ся отвечают на вопросы.

Задание на дом.
Параграф 7 и 8 чит.и пер. Сделать рисунки съедобных и ядовитых грибов.
Дополнительное задание (по желанию):
Летом соберите грибы, положите на темную бумагу шляпки пластинчатого и трубчатого грибов (нижней стороной). Через сутки осторожно снимите шляпки с бумаги, вы увидите на ней своеобразный рисунок, который образован высыпавшимися спорами.
Творческое задание (по желанию):
Подготовьте доклад с картинками на тему «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы», а также доклад на тему: «Выращивание различных грибов».
Узнайте, как лучше всего собирать грибы: срезать гриб ножом, вырывать из земли, выкапывать или выкручивать.

Записывают задание в дневник и в тетради.
2мин.

Всем спасибо за внимание. До свидания.




15