Урок обучения грамоте «Согласные звуки [с] и [с’]. Строчная буква с»

Согласные звуки [с] и [с’]. Строчная буква с.
Цель: Познакомить со звуками [с] и [с’], с буквой «с».
Задачи:
- работать со схемой слова;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение рассуждать, сравнивать, анализировать, делать
выводы;
- формировать коммуникативные навыки через доказательства
своей точки зрения;
- воспитывать стремление познавать всё новое и неведомое.
-воспитывать культуру поведения при работе в парах.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый;

I. Мотивирование к учебной деятельности.
- С каким настроением начинаете урок?

- Сегодня к нам на урок пришла Мудрая Сова. Она рассказала, что в лесу открылась школа. Школа необычная - в ней учатся зверята. Школа открылась совсем недавно, зверята знают еще очень мало и приглашают нас в свою лесную школу на урок - просят поделиться своими знаниями. А учитель Сова по секрету мне сообщила, что зверята еще не научились вести себя на уроках как настоящие ученики и никак не могут запомнить очень важное правило: хочешь ответить - ! Покажем лесным жителям, как должны вести себя школьники? Поделимся своими знаниями?
- Итак, отправляемся в Лесную школу. (дети закрывают глаза, звучат звуки леса).
- Перед вами Лесная школа. Хотите узнать, кто учится в этой школе?
(Появляются картинки зверей: лиса, собачка, рысь, барсук).
- Посмотрите, что за ученики перед вами?
Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся – поделимся хорошим настроением.
Я надеюсь, что сегодня мы будем очень дружно с ними работать и во всем друг другу помогать.
II. Актуализация имеющихся знаний.
- Про наш необычный урок узнали схемы-человечки. Они тоже поспешили вслед за нами. Вот они: г, п, а, у, т, р. (буквы наряжены неправильно).
- Все ли в порядке? (Дети исправляют ошибки).
- На какие группы можно разделить?
- А знаете, почему схемы-человечки пришли на урок в таком виде? Они щли по лесу и потеряли одного человечка, долго искали его, но, к сожалению, так и не нашли. Они очень переживают, ведь сегодня на уроке зверята должны познакомиться именно с этой буквой! Я вам открою секрет- и мы с вами должны были тоже сегодня с этой буквой знакомиться.
-Что же делать? Может быть мы чем-то сможем помочь человечкам и зверятам? (Поможем найти).

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
- А можем ли мы начать поиски, не зная, кого искать?
-Значит какую цель поставим? (Узнать, что за буква потерялась и познакомиться с ней).
ФИЗМИНУТКА.
IV.Составление плана решения учебной проблемы.

Мудрая Сова приготовила для своих учеников план, по которому они должны знакомиться с новой буквой.
- выделение звука в словах;
- характеристика pвука;
- знакомство с буквой;
- работа со схемой-человечком;
- чтение слогов и слов с новым звуком.
Но вот беда - все пункты этого плана перепутались, и зверята не знают, в каком порядке их расположить, с чего лучше начать? Давайте им поможем.

V. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

1. Выделение нового звука в словах.
- Еще раз назовите зверей, которые учатся в Лесной школе.
- Какой одинаковый звук спрятался в словах? (с).
2. Характеристика звука.
Поработайте с зеркальцами, произнесите звук [с].
- Что можете сказать? (согласный)
- Раз это согласный звук, то что еще можем определить? (твердый, глухой)
Рысь недавно научилась делать звуковой анализ слова, составлять схемы. Ей это занятие очень понравилось, и она предлагает вам составить схему ля слова РЫСЬ.
(Один ученик у доски- остальные за партой, затем дети сверяются, оценивают работу ученика у доски «-» или «+»).
- Назовите последний звук в слове РЫСЬ.
- Что можете о нем сказать? Значит у звука [с] есть братец [с']
·?
- С какими звуками сегодня будем работать? ([с] и [с’]).
- Барсук и лиса получили задание: среди картинок найти те, в названии которых есть твердый звук с, а рысь и собачка должны найти картинки, в названии которых есть [с'].
Они затрудняются, поможем?
(На каждой парте конверт с картинками, дети работают в парах).
- Все картинки разобрали? (лишняя «коза»).
- Какие картинки выбрали для барсука и лисы? Для рыси и собачки?
-Какие пункты плана уже выполнили? Все получилось? Были трудности?
- Какой следующий шаг? (дети работают стоя)
3. Знакомство с буквой.
- Кто знает, какой буквой можно обозначить звуки [с] и [с’]?
-На что похожа буква с?
- Посмотрите, как изобразил художник:
«Полумесяц в небе темном буквой с повис над домом»
«Села мышка в уголок - съела бублика кусок»
-Давайте подскажем звукам, где они могут найти свою букву (в кассе букв, в алфавите, на схеме-человечке).
4. Работа со схемой-человечком.
- А где же он? (Наверное это он заблудился в лесу). Давайте поищем его. Я вам помогу. Оглянитесь- вокруг много деревьев. (На стенах картинки с изображением разных деревьев).
-Человечек с буквой с находится за деревом, в названии которого есть два звука [с].
- Так за каким же деревом спрятался человечек? (за сосной)
VI. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
- Молодцы! Помогли схемам-человечкам найти друга. Но вот беда- пока человечек бродил по лесу – потерял свою одежду. Давайте нарядим.
Откройте Букварь на стр.60. (Дети наряжают в учебнике, затем у доски)
- С кем из схем будет дружить, почему?
- «Прочитайте» схему.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
(Дети работают стоя):
- Какой пункт плана выполнили? Справились с эти заданием? Были трудности?
- Какой пункт плана еще остался?
5. Чтение слогов и слов с новым звуком.
Сова приготовила для своих учеников еще одно задание. Давайте выполним его вместе с ними.
На доске слоги:
СА, со, су, сы, си – читаем шепотом, затем громко с удивлением.
- Что заметили? (си –мягкий звук[c’])
Сас, сус, сыс, сис, сос – шепотом, затем громко грустно
Ас, ос, ус, ыс, ис – шепотом, громко с радостью.
- Что заметили? (ус – слово.) Докажите.
- Что можете сказать о слове УС?( 1 слог, отвечает на вопрос «что?», в ед.ч.)
- Поставьте это слово в форму мн. числа.
- Назовите слово УСЫ ласково.
На доске по ходу открываются слова: усы, усики.
- Что это за слова? (родственные). Докажите.
- Подберите еще одно родственное слово (усищи).
Работа с Букварем.
2 столбик слов.
Прочитайте самостоятельно шепотом.
Что заметили? (Есть родственные слова). Прочитайте. Какой корень? Подберите к ним еще однокоренные слова.
VII. Подведение итогов. Релаксация. Самооценка.
Наш урок в гостях у зверят подошел к концу.
Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли цели?
Еще раз вспомним, по какому плану работали. Все ли пункты плана выполнили? У кого были затруднения, на каком этапе?
Понравилось вам в Лесной школе?
Мы с Мудрой Совой предлагаем вам оценить свою работу.
Если у вас все получилось, вы довольны своей работой, то выберите смайлик:


Если у вас были какие трудности, но вы смогли с ними справится, то


Если у вас совсем ничего не получилось и вам не понравился урок, то



Давайте посмотрим, как оценили вашу работу зверята. Они очень рады, что вы побывали у них в гостях и говорят вам большое спасибо за помощь.
15