Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Чудеса термомозаики»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Познавательно – творческий проект
в подготовительной группе
«Чудеса термомозаики»

Авторы:
воспитатели
Н. В. Ухаткина Т. М. Потапова
г. Белебей, 2015 года
Введение
       Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. Жизнь современного человека без творчества была бы неполноценной. Мир красоты настолько привычен, что отказаться от него невозможно. Обычная мозаика помогла нам познать некоторые тайны окружающего мира, но в самой мозаике их осталось немало. Человек  повседневно сталкивается с различными предметами и изделиями. Если можно так сказать, то стремление сделать что-то красивое своими руками начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Желание творить сопутствует человеку на протяжении всей его жизни и с этим связаны многие наши действия.
Начав заниматься с детьми термомозаикой, мы даже не предполагали, сколько возможностей для формирования личности ребёнка преподносит термомозаика, просто не сосчитать. Ведь, кроме развития мелкой моторики рук, она дарит возможности игры с цветом, что поможет развитию художественных способностей ребёнка, его фантазии и творчества. Умение выкладывать рисунки по схемам - разовьёт способность зрительно-моторной координации движений, что немаловажно для подготовки детей к письму. Счёт количества нужных деталей и рядов в рисунке обязательно поможет в развитии математических способностей ребёнка, его интеллекта. А как высоко может подняться самооценка ребёнка, если его произведение увидят и похвалят не только родители, но и друзья, и родственники, ведь это немаловажный момент в формировании гармоничной личности. При выкладывании фигур из термомозаики, кроме развивающих способностей, у детей вырабатываются такие качества характера, как терпение и сосредоточенность, аккуратность и внимание. Это качества, которые, согласитесь, очень полезны в жизни человека.  Из исследования свойств термомозаики, из истории происхождения мозаики можно сделать вывод: термомозаика – ценный материал  для ребенка. Она нужна  для занятий в детском саду, для творческой работы, и для бытовых надобностей.           
                Мозаика – предмет хорошо знакомый дошкольникам. Она везде и всюду сопровождает нас: делаем ли мозаичную аппликацию, собираем картинки из пазлов, составляем узор на бумаге или на планшете, вышиваем по ткани, даже накладывание краски одну на другую при рисовании сходно с мозаикой, … Порой и не задумываемся – как нам важно создавать красоту своими руками.
Эта работа о термомозаике - такой знакомой и близкой, волшебной и прекрасной...
Цель проекта: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики ребёнка в дошкольном учреждении, способствующих повышению его интеллектуальных, творческих способностей, необходимых для дальнейшего развития посредством использования развивающей игры – термомозаики.
Задачи:
образовательные:
- обучать детей целенаправленной игре с термомозаикой;
- обучать детей читать схемы изображений;
- обучать детей выполнять мозаичные узоры по схемам; 
развивающие:
- развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;
- совершенствовать грамматические навыки и связную речь;
- поощрять развитие творчества в игре;
- развивать внимание, память, мышление;
- закреплять знание основных, промежуточных цветов и оттенков;
- закреплять навык количественного счета в пределах 20;
воспитательные:
- воспитывать у детей уважение к труду;
- поощрять доброжелательность к другим детям;
- воспитывать регуляцию волевой сферы детей, усидчивость.
Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – апрель)
Тип проекта: групповой, подгрупповой, индивидуальный
Вид проекта: интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный, познавательно - исследовательский).
Участники проекта:  дети подготовительной группы «Непоседы», воспитатели подготовительной к школе группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители детей подготовительной группы
Предполагаемые результаты  проекта:
Для детей:
- дети знают историю возникновения мозаики;
- дети обладают знаниями об окружающем, знакомы с устным народным творчеством, с народными поделками, т.к. организованная образовательная деятельность предусматривает использование загадок, стихов, рассказов, национальных игрушек ;- хорошо координируют движения мышц руки; обладают образным мышлением и воображением, логикой, влияющих на развитие речи; у детей развит активный словарь;
- знакомы с формой предмета и с разнообразием форм; с новыми свойствами материалов в тактильном ощущении;
- имеют знания об основных цветах и о новых оттенках;- умеют поставить цель и стремятся выполнить ее;
- проявляют интерес к познанию окружающего мира;
- дети могут изготовлять игрушки и различные изделия «в домашних условиях», с помощью взрослых.
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- высокий содержательный и организационный уровень проекта;
- обогащенная  предметно-развивающая среда;
- высокая мотивация сотрудничества родителей.
 Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе;
- возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный Основной Заключительный
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- сбор информации по темам «История возникновения мозаики»,
- подготовка и разработка презентаций по теме проекта;
- приобретение необходимого материала и оборудования для занятий термомозаикой; - проведение бесед;
- рассматривание альбомов, схем и рисунков;
- просмотр презентаций по теме;
- проведение занятий по составлению мозаики;
- проведение индивидуальных занятий мозаикой по желанию ребенка;
- изготовление атрибутов к играм, счетного материала занятиям, игрового материала к инсценировкам сказок - мастер – класс для родителей по изготовлению бижутерии для детей;
- выставка детских работ из термомозаики;
- анализ результатов проекта.
Использование:
- атрибутов в различных играх, мероприятиях;
- счетного материала в организованной образовательной деятельности;
- игрового материала в театрализованной деятельности и т.п.
План работы
Формы работы Содержание работы
ООД «Что такое  термомозаика и какой она бывает ?»
(с просмотром презентации)
«Откуда пришла мозаика» 
«Как делают термомозаику?» 
«Что можно сделать с помощью термомозаики?»
«Как и чем делали мозаику в далеком прошлом?»
«Беседа о технике безопасности при работе с термомозаикой»
Изготовление:
- мозаики по шаблону на прозрачных планшетах
подарков для пап на 23 февраля и для мам к 8 Марта;
- ракет ко дню «Космонавтики»;
георгиевские ленточки ко дню Победы;
- подарков для малышей в выпускному утреннику.
- работа с геометрическим конструктором.
Исследователь- ская деятельность «Как делают бусины для мозаики?» 
«Что можно сделать из термомозаики?»
«Экспериментируем с термомозаикой» 
Художественно – конструктивная деятельность
Использование термомозаики в изготовлении:
- елочных игрушек;
сердечек ко Дню Св.Валентина;
коллективная работа «Азбука» (изготовление букв);
цифр и знаков фигурок для счета и составления задач «Веселая математика»;
сказочных героев по мотивам русских народных сказок;
заколок, сережек, брошей для «салона красоты»;
объёмных шкатулок для бижутерии из термомозаики.
Дидактические игры
«О чем расскажет картинка  (предмет)?»
«Расскажи про свой узор»
«Сосчитай правильно»
«Как расположены фигуры»
«Где какие фигуры лежат»
«Кто первый назовет»
«Кто быстрее найдет»
«Сгруппируй фигуры»
«Волшебный мешочек»
«Выложи по описанию»
«Помоги сосчитать»
«Узнай на ощупь»
«Крестики-нолики»
Использование художественной литературы - чтение потешек,
- стихов по теме праздников,
- сказок.
Работа с родителями Сбор материалов для занятий термомозаикой;
Участие родителей в мастер-классе;
Выставка изделий и атрибутов из термомозаики;
Информационный стенд для родителей «Что такое термомозаика»
Информационное обеспечение проекта
     Для наших любимых деток или внуков хочется развлечений не только игровых, но и развивающих их творческие способности. Одно из таких – термомозаика. Чем же она собственно отличается от обычной мозаики? Вот именно, этой самой приставочкой – «термо». Нет, они не горячие и не будут обжигать ваших деток. Они смогут без опаски самостоятельно выкладывать маленькие картинки, как привыкли это делать с обычной мозаикой, но принимать самое непосредственное участие в их игре вам всё же придётся. Хотя бы потому, что для детей от 3 до 5 лет знакомство с утюгом ещё не планируется. Кроме того, надо учесть, что детали мозаики, как обычной, так и «термо» малы, и не убедившись в том, что ребёнок не станет брать их в рот, нельзя давать их детям. Поэтому они все имеют категорию «для детей от 3 лет». Какой огромный ареал для творчества! А самое главное достоинство термомозаики – это, конечно, возможность «увековечить» работу ребёнка, чтобы он смог порадовать всех родственников, не принимавших участие в его игре. Ведь, выложенную из термомозаики картинку можно сохранить, прогладив горячим утюгом, и убрав с основы, тем самым, освободив место для дальнейшего творчества. Вот тут и нужна помощь взрослых, которые обработают картинки утюгом через специальную термостойкую кальку. Материал трубочек спекается между собой и формирует цельное основание картинки. Потом её легко снять с основы и, охладив, освободить от термобумаги (кальки). Из термомозаики можно сделать и фоторамку, и ёлочную игрушку, и картинку, а приклеив её на магнитную основу, украсить холодильник. А, уж, сколько возможностей для формирования личности ребёнка преподносит термомозаика, просто не сосчитать. Ведь, кроме развития мелкой моторики рук, она дарит возможности игры с цветом, что поможет развитию художественных способностей ребёнка, его фантазии и творчества. Умение выкладывать рисунки по схемам - разовьёт способность зрительно-моторной координации движений, что немаловажно для подготовки детей к письму. Счёт количества нужных деталей и рядов в рисунке обязательно поможет в развитии математических способностей ребёнка, его интеллекта. А как высоко может подняться самооценка ребёнка, если его произведение увидят и похвалят не только родители, но и друзья, и родственники, ведь это немаловажный момент в формировании гармоничной личности. При выкладывании фигур из термомозаики, кроме развивающих способностей, у детей вырабатываются такие качества характера, как терпение и сосредоточенность, аккуратность и внимание. Это качества, которые, согласитесь, очень полезны в жизни человека. Если ребенок учит буквы, то это поделка поможет ему запомнить их. Можно изготовить целый алфавит, а потом складывать буквы в слова. Яркие, цветные, да еще сделанные своими руками буквы - отличная развивающая игрушка!
 Чтобы сделать эту поделку понадобятся термобусины любых цветов и квадратный планшет. 
Большинство букв нужно выкладывать на планшете в зеркальном отражении, ведь у поделки есть лицевая и изнаночная сторона. Изнанка - та сторона, которую плавят утюгом, там буквы выглядят "перевернутыми".
 Размер одной буквы примерно 2,5 на 3 см.
Происхождение и состав термомозаики
Моза́ика (фр. mosaïque,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Итальянский язык" итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённоемузам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии
Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.
Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.
Термомозаика появилась относительно недавно, но уже многие мамы успели оценить этот замечательный продукт для детского творчества. Купить термомозаику можно во многих магазинах или заказать в интернете. Бывают самые разные наборы термомозаики, рассчитанные на разный возраст детей. 
В наборе термомозаики обычно идет упаковка заготовок, которые похожи на маленькие цветные трубочки и планшетки-дощечки с небольшими штырьками для сборки картинки. Цветные трубочки по размеру напоминают довольно большие бусины, которые нужно нанизывать на штырьки планшетки в любом порядке, создавая рисунок. После того, как рисунок создан, достаточно легко прогладить собранную на планшетке термомозаику через термобумагу или кальку горячим утюгом и снять заготовку.
Термомозаика подойдет для детей в возрасте примерно с 4-5 лет, но есть и наборы для детей в возрасте от трех лет – отличаются они размером заготовок-бусин, в наборах для самых маленьких они обычно имеют диаметр около 10 мм. Стандартные наборы для детей от 5 лет комплектуются заготовками диаметром в 5 мм, а для детей старшего возраста есть наборы с очень маленькими заготовками – размером в 2,5 мм.
Разные наборы мозаики комплектуются разными планшетками со штырьками. Они могут быть в форме бабочки, лошади, зайчика и т.д. Есть и универсальные планшетки – квадратные, круглые, овальные. Первые – проще в использовании, вторые – практичнее и дают большее поле для творчества. Лучше всего иметь и те, и другие, начинать с заготовок и переходить к свободному творчеству. Если ребенок достаточно взрослый, то можно обойтись только универсальными планшетками.
Собирать мозаику можно по схемам, которые идут в комплекте с набором, а можно и по собственному желанию, опираясь на свою фантазию. Немало схем можно найти и в интернете, например, на сайтах производителей термомозаики. Малышам очень удобно использовать прозрачные планшетки, под которые можно подкладывать образец и собирать по нему.
Творчество с термомозаикой – это отличное развитие мелкой моторики, фантазии, пространственного мышления, усидчивости и внимательности. Создание картинок из маленьких бусинок увлекает и мальчиков, и девочек. Но особый восторг вызывает то, что созданную картинку можно использовать в качестве игрушки, сделать из термомозаики подарок маме или бабушке и многое другое
Состав термомозаики
Термомозаика – это маленькие цветные резаные трубочки из термопластмассы, похожие на цилиндрические бусинки, которые насаживаются на небольшие штырьки специальной пластмассовой основы. Их размеры, а также и размеры основы могут быть разными, большими для маленьких детишек (диаметром до 10 мм), и небольшими для детей от 4-5 лет (диаметром 5 мм). Есть и совсем маленькие трубочки, диаметром 2,5 мм для более взрослых ребятишек. ! У качественной термомозаики все бусинки с ровными краями и одинакового размера. Мировой лидер по производству термомозаики – Hama (Дания), IKEA, Ses Creative (Голландия), но есть и отечественный производитель – фирма LORI (Ярославль), Совтехстром (Уфа), Эра (Зеленодольск). У этих фирм качественный пластик и большое разнообразие цветов. У фирмы «SES» есть термомозаика, даже светящаяся в темноте!
В чем развивающая функция термомозаики?
Когда речь идет о пользе термомозаики для развития ребенка, приставку термо можно смело отбросить.
Любая мозаика служит развития ребенка сразу в нескольких немаловажных аспектах. Во-первых, это, конечно, развитие мелкой моторики. (ее значение в развитии ребенка сложно переоценить) и координации движений. Во-вторых, мозаика позволяет ребенку воплощать фантазии, придумывать, экспериментировать с цветом, формой, размером. В-третьих, в процессе собирания мозаики тренируются внимание и память, усидчивость, аккуратность.
Что нужно, чтобы начать работать с термомозаикой?
Для того чтобы приступить к работе, нужен планшет и набор бусин и картинка-образец (если в нем есть нужда). Для того чтобы закрепить результаты работы понадобится утюг и термобумага. В наборах фирмы Hama есть все необходимое для работы, за исключением утюга, разумеется. Но эта необходимая деталь, наверняка, найдется в каждом доме. При правильной работе с тремомозаикой утюгу не наносится никакого ущерба.
С чего начинать работу?
Первое время ребенку, скорее всего, понадобится помощь родителей, чтобы освоить технологию работы.
Для начала, нужно обеспечить юного творца удобным рабочим местом и емкостью для хранения бусин мозаики (желательно использовать неглубокую посуду с достаточной поверхностью дна, чтобы поиск мозаики нужного цвета не вызывал затруднений), если набор не содержит поддона для хранения бусин.
Дальше нужно определиться с рисунком или фигурой, к сборке которой приступите в первую очередь. Выбрать подходящий планшет (как правило, их в наборе бывает несколько).
Термомозаика – довольно новое явление в мире рукоделия и детского творчества. Готовые поделки из термомозаики украсят интерьер детской комнаты. Их также можно использовать как игрушки на елку, украшение обложек фотоальбомов, магниты на холодильник игрушки, украшения, элементы для скрапбукинга, брелоки, картины в детскую и многое другое. Можно даже создавать трехмерные предметы вроде шкатулок и т.д. Если потрудиться, то можно сделать целую картину! Что можно собирать из термомозаики? Все, что угодно! Попробуйте работать с термомозаикой и вы сами убедитесь, насколько это универсальный материал для творчества.
  Из термомозаики вы можете делать не только магниты на холодильник, но и рамки для фотографий.
Заключение
  Выполняя познавательно - творческую работу мы достигли поставленной цели:
- обучили детей целенаправленной игре с термомозаикой;
- обучили детей читать схемы изображений;
- обучили детей выполнять мозаичные узоры по схемам 
- улучшили качество мелкой моторики и умение пространственной ориентировки;
- совершенствовали грамматические навыки и связную речь;
- произошло развитие творчества в игре;
- улучшили внимание, память, мышление;
- закрепили знание основных, промежуточных цветов и оттенков; навык количественного счета в пределах 20.
- воспитывали у детей уважение к труду;
- поощряли доброжелательность к другим детям;
- воспитывали регуляцию волевой сферы детей, усидчивость.
- дети научились сами и научили родителей изготавливать игрушки, бижутерию, рамки для фотографий, магнитики для подарков, фигуры для домашнего театра, объемные изделия из термомозаики « в домашних условиях»;
 -реализация проекта позволила сделать родителей активными и заинтересованными участниками проекта.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Дидактические игры с использованием термомозаики и с использованием атрибутов из термомозаики
«Светофор»
Цель. Учить детей ориентироваться в горизонтальной плоскости, используя слова: "слева", "справа", "вверху", "внизу", "над", "под", "между". Развивать логику. Закреплять названия цветов.
Материал. Плата воспитателя; наборы бусин и планшеты на каждого ребенка.
Описание
Воспитатель предлагает правой рукой выложить детали по словесной инструкции: "Положите красную бусину в центр. Под ней положите желтую, а под желтой зеленую бусину. Отгадайте, что я загадала?"
Дети отвечают: "Светофор."Вопросы
– Какого цвета глазок сверху?
– Внизу какого цвета глазок?
– Желтый глазок где расположен? Между какими цветами?
– Красный глазок где? А зеленый? Сделайте так, чтобы красный глазок был слева. Что надо сделать, чтобы он там был?(Повернуть.) Руками перекладывать кружки нельзя.
– Сделайте так, чтобы красный круг был внизу.
– Желтый круг где?
Ключевые слова. Слева, справа, внизу.
.
«Цветная дорожка»
Цель. Закреплять название геометрических фигур. Учить чередовать фигуры по образцу. Учить видеть горизонтальный ряд
Материал. Плата воспитателя; 2 желтых и 2 зеленых и прямоугольных треугольника; 2 красных круга; наборы бусин и планшеты на каждого ребенка.
Предварительная работа. В свободное время дайте детям мозаику. Показать им как можно преобразовать фигуру: из большой сделать маленькую, изменить цвет.
Задание: выложить с помощью мозаики ряд фигур, определив закономерность. Можно усложнить задание тем, что дети должны выложить фигуры разной величины.
 
«Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Ход игры. На столе строится машина, состоящая из геометрических фигур, сделанных методом термормозаики. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали или заменить их на те же детали, но другого цвета.
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал. Цветные изображения разных матрешек из термомозаики от 5 до 10.
Содержание. Выбирается водящий. Дети пристегивают «матрешки» и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.
«Сложи по образцу»
Цель: упражнять в составлении из бусин термомозаики геометрические фигуры.
Материал: наборы термомозаики и планшеты на каждого ребенка.
Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из бусин какое - либо изображение или фигуру.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник. На планшете собрать такой же, или с изменением по указанию ( например: выложить вместо красного цвета – зеленый или поменять желтый с синим)
«Калейдоскоп»
Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.
Материал. Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента с тремя осями симметрии, включающего элементы двух, трех цветов, двух форм,
Раздаточный: листы бумаги с начерченными осями, правильный шестиугольник - планшет, элементы - бусины для создания орнамента.
Содержание. В. обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы. Каждый посмотрит несколько раз, повернет и передаст соседу. Вы видели красивые узоры, Но в калейдоскопе узор не сохраняется, при малейшем движении он изменится. А сегодня мы сделаем картинку как в калейдоскопе, только остановившуюся». В. показывает орнамент: «Посмотрите, какой красивый, но очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены». Педагог и дети выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две разновидности и три цвета. Затем  В. обращает внимание на взаимное расположение фигур, на то, каждая фигура повторяется шесть раз. После этого В. предлагает детям разложить свои фигуры так же как в орнаменте-образце. Затем фигуры выкладываются и анализируются.
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки из термомозаики с приклеенными на них в ряд круглыми выступами- тоже из термомозаики, от 2 до 10.
Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом кружков-выступов показывают ее.
Правила игры. Считать кружки можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
«На что это похоже»
Цель: развитие умственных способностей.
Содержание. В. предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят на что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно выкладывают на планшете из бусин собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это похоже.
«Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Материал. 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур из термомозаики (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).Содержание. В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
«Где какие фигуры лежат»
Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.
Материал. Набор фигур.
Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
«Кто первый назовет»
Цель: развитие внимания.
Содержание. В. показывает детям картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены разнородные предметы.(термомозаика) В. договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточков несколько раз. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
«Кто быстрее найдет»
Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.
Материал. На полочках подставки размешены модели геометрических фигур. На 3 полосках - модели этих же фигур из термомозаики, но меньшего размера. Подносы закрыты салфетками.
Содержание. На подставке расставлены модели геометрических фигур. В. говорит детям: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Те, кого я вызову, должны найти на ощупь под салфеткой такую же фигуру, на какую я укажу. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее». (Вызывает сразу по 3 человека).

 «Который по счету»
Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
Материал: 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения из термомозаики на подставках из термомозаики), 7 разных игрушек.
Содержание. В. обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним словом? Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю), то, как мы будем считать? Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с елочками.
В.ставит в ряд 7 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя, посчитай! В каком направлении Надя считала игрушки? Что он, а 9 и узнала? Витя посчитай игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно, когда, надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым. Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на котором месте стоит матрешка? (на третьем) и т. д.
 
  «Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: упражнять в определении формы предметов из термомозаики и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
Материал. Модели геометрических фигур из теромомзаики, предметы разной формы.
Содержание. На полочки подставки В. ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры В.  спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»
 
 
«Выложи по описанию»
Цель: развитие внимания, воображения.
Содержание. В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают  с закрытыми глазами, потом выкладывают его на планшете из бусин.
 
«Танграм»
Цель: учить составлять силуэты по образцу.
Содержание. Составление силуэта зайца (по образцу и той же величины) дети проверяют друг друга. Воспитатель учит объяснять свои действия (называть расположение составных частей по порядку). Потом дети (по выбору составляют фигуры по расчлененному образцу (см. Михайлова. Игровые занимательные задачи для детей дошкольного возраста. - M. . - 1975).  « Мозаика»
Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.
Содержание. Организуя игру, В. заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из мозаики: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы термомозаики и планшетов. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.
  «Сгруппируй фигуры»
Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.
Содержание. В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)». Дети группируют фигуры. «Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников, прямоугольников). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет групп?». (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру).
 
«Собери правильно»
Цель: упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в образовании множеств.Содержание. В. предлагает фигурки (из термомозаики) разных овощей и фруктов и задает вопросы: «Что здесь вы видите? Какой формы овощи? (Фрукты). Какого цвета овощи (фрукты)? Как можно сгруппировать эти предметы? Сколько тогда получится групп? и т. д.
«Помоги сосчитать»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете.
Содержание. В. говорит: «Вчера вечером я купила морковь. Помогите мне сосчитать, сколько морковок у меня оказалось. Я буду помещать морковки ей наборное полотно, а вы тихонько считайте, сколько их стал. (Помещает 10 морковок). Сколько у меня морковок? Теперь я буду убирать «морковки в корзинку, а вы хором называйте» число морковок, которое остается на наборном полотне. Десять без одной — говорит В. - Девять - отвечают дети. И т. д. Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1? (Вызывает нескольких детей).
«Поставь столько, сколько услышишь»
Цель: упражнять в счете на слух.
Содержание. В. объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.
«Поставь блюдце на место»
Цель: упражнять детей в счете.
Содержание. В. спрашивает: «Как узнать, сколько блюдец ( из термомозаики) надо принести, чтобы каждую чашку (из термомозаики) поставить на блюдце?» Одному ребенку он предлагает сосчитать чашки, другому отсчитать и принести 7 блюдец, третьему - проверить, хватит ли блюдец для того, чтобы на них поставить чашки.
«Рассели ласточек» (термомозаика)
Цель: упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.
Содержание. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам (на проводах горизонтально), а затем ласточек, сидящих по столбцам вертикально. Необходимо перебрать все способы размещения птиц.
«Найди кошку» (термомозаика)
Цель: учить находить сходство и различие предметов.
Содержание. Один художник рисовал кошек. Их был вначале 9. Но потом одна кошка исчезла. Художник успел нарисовать только 8 кошек. Нужно определить, как выглядела 8 кошка?
 «Заполни квадрат»
Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.
Игровой материал. Набор геометрических фигур из термомозаики, различных по цвету и форме.
Правила игры. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.
«Каких фигур не достает» (термомозаика)
Цель: упражнять детей в последовательной анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп.
Материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат (трех цветов).Содержание.  Распределив между играющими таблички, В. объясняет задание: каждый игрок должен проанализировать фигуры первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым легко увидеть, что в нем недостает квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Игру можно разнообразить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
Работа с геометрическим конструктором
Вариант №1.
Материал: 8 равнобедренных треугольников из термомозаики, — в конвертах на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы.
Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два треугольника. Составьте ее и расскажите, как вы это сделали.
2) Составьте фигуру-силуэт краба, ориентируясь на образец.
Инструкция:
— рассмотрите фигуру краба;
— подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены;
— подумайте, как сделана клешня краба. Сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру краба;
— расскажите, как вы ее составляли.
3) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)
4) Сравните,  силуэт краба и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
 Вариант №2.
Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов собачки и лисички; песочные часы
Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, как из двух треугольников сделать четырехугольник? Составьте его и рас скажите, как это сделать.
2) Составьте фигуру-силуэт щенка, ориентируясь на образец.
Инструкция:
— рассмотрите фигуру щенка;
— подумайте, из какого количества треугольников сделана голова, как они расположены;
— подумайте, как сделано туловище щенка, сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру щенка;
— расскажите, как вы выполняли задание.
3) Составьте фигуру-силуэт лисички, ориентируясь на образец.
Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.
4) Сравните, пожалуйста, силуэт щенка и силуэт лисички. Чем они похожи, чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
5) Сделайте из набора треугольников то, что вы хотите. Расскажите о своей работе.
   Вариант №3.
Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы
Задания:
Инструкция:
— рассмотрите фигуру вертолета;
— подумайте, из какого количества треугольников сделана кабина, как они расположены;
— подумайте, как сделаны лопасти вертолета, сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолета;
— расскажите, как вы составили фигуру.
2) Составить фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.
Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.
3) Сравните силуэты вертолета и чайника. Чем они похожи и в чем различаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
4) Сделайте из данного набора треугольников все, что хотите, а я буду отмечать, кто за какое время аккуратно и творчески выполнил работу.
   Вариант №4.
Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы.
Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из пяти треугольников. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.
2) Составьте фигуру-силуэт самолета, ориентируясь на образец.
Инструкция:
- рассмотрите фигуру самолета;
- подумайте, из какого количества треугольников сделан фюзеляж, как они расположены;
- подумайте, как сделаны крылья. Сравните с образцом;
- за 2 минуты аккуратно составьте фигуру самолета;
- расскажите, как вы ее составляли.
3) Составьте фигуру-силуэт парохода, ориентируясь на образец.

Список литературы:
1. Синьковская Людмила Анатольевна «Термомозаика» ,Издательство «У Никитских ворот» , 2013г. 2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982; 3. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976;
Интернет-сайты:
http://depositfiles.com/files/sl4nbdoeo 
http://www.3000toys.ru/brands/HAMA.html
Что такое термомозаика | MORE творческих идей для детейmoreidey.ru›Материалах для творчества›Что такое термомозаикаМозаики - Термомозаика. - Игрушкин Домigrudom.ru›HYPERLINK "http://igrudom.ru/termomozaika/" \t "_blank"Термомозаика
Термомозаика — WomanWiki - женская энциклопедияwomanwiki.ru› HYPERLINK "http://womanwiki.ru/w/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0" \t "_blank" w/Термомозаика
Что такое термомозаика?TopAuthor.ru›chto_takoe_termomozaika_36ec.htmlПоделки из термомозаикиhappy-kids.ru›page.php?id=783