Реферат по физической культуре на тему Развитие компетентности учителя физической культуры как важнейшее направление выполнения требований ФГОС





РЕФЕРАТ





Тема:

«Развитие компетентности учителя физической культуры как важнейшее направление выполнения требований ФГОС»







Реферат подготовил: Лощенкин Павел Сергеевич

Должность: Учитель физической культуры

Место работы: МАОУ СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов






















18 января 2017 г
Оглавление

Введение...3
1. Основные подходы к управлению развитием компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ......................................................4
2. Актуальные проблемы развития и критерии профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС).......................................................................................................6
2.1. Проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС и пути их решения.........................6
2.2. Критерии и компоненты развития профессионально-педагогической компетентности педагогов физической культуры в условиях реализации ФГОС...................................................................................................................9
Выводы...............................................................................11
Список используемой литературы..........................12





Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что при реализации ФГОС ОО особое внимание уделяется вопросам перехода к новым квалификационным требованиям, в соответствии с которым педагогический работник должен обладать профессиональными компетенциями. Становление профессионализма учителя в рамках существующей образовательной системы достигает желаемых результатов из-за изменений в содержании методической работы, направленной на подготовку преподавателей и включающей формирование профессиональных компетенций.
В условиях внедрения ФГОС ОО существует острая проблема неготовности учителей физической культуры к работе в условиях введения новых образовательных стандартов. В частности: планирование и организация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий всех участников образовательного процесса при введении ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; выявлению социального заказа с целью формирования комфортной образовательной среды обучения.
Таким образом, при реализации ФГОС ОО могут обостриться противоречия, которые необходимо решить: между изменениями в профессиональной деятельности учителей, введен ФГОС, и уровнем их профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ОО.
Цель работы - рассмотреть компетентность учителя физической культуры как важнейшее направление выполнения требований ФГОС.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1) проанализировать основные подходы к управлению развитием компетентности педагога в условиях реализации ФГОС.
2) выявить проблемы и критерии профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС.
1. Основные подходы к управлению развитием компетентности педагога в условиях реализации ФГОС

Главная роль в реализации основных требований ФГОС второго поколения отведена учителю. Учитель должен владеть комплексом профессиональных компетенций, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. В контексте реализации ФГОС расширяется содержание этих компетентностей: коммуникативная компетентность (практическое знание коммуникативной методики, позволяющие направленное результативное взаимодействие в системе "учитель-ученик"); научные исследования и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций); компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах); акмеологическая компетентность (способность к непрерывному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) [5; с. 17].
Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от "общекультурной компетентности" или "уровень профессионального образования". Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между трудолюбием и усовершенствованием [7; с. 89].
Изменения в современной системе образования в последние годы выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, его профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается "совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешного обучения. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться к изменяющейся образовательной среде" [6; с. 84].
Компонентами профессиональной компетентности являются:
интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, в том числе и коммуникативные навыки, навыки взаимодействия с другими людьми, экстраверсия, эмпатия.
информационная компетентность - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
рефлексивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Таким образом, профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности. Важной составляющей компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Поэтому повышение компетентности педагога - необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так образования в целом. Компетентным является труд учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, при этом реализуется личность учителя, имеются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.
2. Актуальные проблемы развития и критерии профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС)

2.1. Проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС и пути их решения

Принятие и введение ФГОС, как и любое начинание, сопровождается изменениями существующего порядка вещей, ему сопутствует ряд проблем. Проблемы заключаются в неготовности педагогов: к планированию и организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий всех участников образовательного процесса при введении ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной образовательной среды обучения.
Трудностей, с которыми сталкиваются учителя, достаточно много. Это затруднения в определении целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, задачи, мотивации учебной деятельности учащихся, недостаточная компетентность педагога в обеспечении информационной основы педагогической деятельности в области учебной деятельности. Есть проблемы, связанные и с особенностями личности педагога: психологические, дидактические, организационные и нормативно обусловленные отсутствием научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыками работы в проектной команде и т. д.. Профессиональная компетентноость определяется также готовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Причины трудностей, с которыми сталкиваются учителя в условиях реализации ФГОС, многочисленны и разнообразны.
Во-первых, изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Выросла доля самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а имеющиеся методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
Во-вторых, научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
В-третьих, учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.
В-четвертых, изложение учебного материала в учебниках (даже в современных) часто малоинформативно, не включают переменного характера работы и творческую деятельность учащихся при изучении нового материала и применения знаний и умений.
В-пятых, нет целенаправленной работы учителя по развитию творческих способностей детей и т. д.
Рассмотрим пути преодоления выявленных трудностей.
1) Составление плана по коррекции затруднений педагогов.
2) Организация методической работы. С целью преодоления профессиональных затруднений педагогов реализация методической подготовки с учетом ФГОС должна проводиться по таким направлениям:
- повышение психологической и педагогической готовности педагогов в соответствии с современными требованиями;
- понимание теоретических аспектов внедрения ФГОС;
- развитие, обновление и обеспечение доступности профессионально-педагогической информации для учителей;
- внедрение новых педагогических форм и педагогических технологий, применяемых в ФГОС.
Для непрерывного профессионального развития педагогических работников с учетом их реального уровня профессиональной готовности к реализации ФГОС требуется: целостность систематической учебной деятельности в школе; согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих в условиях внедрения ФГОС; сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых; реализация знаний педагога, а также определение перспектив для профессионального роста, выбор форм и методов методической работы для развития творческих способностей педагога, предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Таким образом, процесс внедрения ФГОС нового образца требует совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Для этого необходимо обеспечение профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развития и восприимчивости к педагогическим инновациям. 2.2. Критерии и компоненты развития профессионально-педагогической компетентности педагогов физической культуры в условиях реализации ФГОС

В условиях введения ФГОС ОО коренным образом меняется содержание образования по предмету "Физическая культура", целью которого является формирование компетентной, физически культурной личности учащегося. Обновление содержания образования в сфере физической культуры определяет усиление требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры.
Профессиональная компетентность учителя физической культуры -это интегральная характеристика личности, основанная на единстве мотивационно-ценностных, когнитивных, индивидуально-психологических компонентов, педагогического мастерства, педагогической техники, способствующие эффективному преподаванию физической культуры), выраженная в уровне профессионального развития педагогов физической культуры.
В образовательной деятельности: способность применять на практике новейшие достижения в области педагогической деятельности (с новейшими теориями, интерпретациями, методами и инновационными технологиями); умение разрабатывать учебно-методический комплекс по дисциплине "Физическая культура" на основе инновационных технологий, которые работают в практике преподавания физической культуры; способность управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности педагогической деятельности.
В проектной деятельности: способность формулировать цели проекта (программы) для решения задач повышения эффективности физкультурно-оздоровительной, спортивной, рекреационной деятельности, определять критерии и показатели достижения целей, выявлять приоритеты решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности; способность разрабатывать проекты и методическую документацию в сфере физической культуры и спорта с учетом социальных, морфофункциональных, психологических особенностей учащихся, использовать современные информационные технологии при проектировании.
В научно-исследовательской деятельности: умение выявлять актуальные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере физической культуры и спорта; способность разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований в области физической культуры и спорта; умение использовать методы и приемы из смежных дисциплин, проведения научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта.
Критерии развития профессиональной компетентности педагогов в процессе инновационной деятельности конкретизируют основные параметры развития профессионально-педагогической компетентности, личности и деятельности.
Таким образом, основные компоненты профессиональной компетенции педагога физической культуры: способность учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся к экспертной позиции, оценивать, различать склонность ученика и в соответствии с ними определять наиболее подходящий учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности. Владение этими компетенциями необходимо освоить для того, чтобы использовать в учебном процессе с целью развития ключевых компетенций учащихся, с помощью методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей. Профессиональная компетентность дает возможность учителю планировать процесс достижения образовательных результатов учащимся и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
Выводы

В работе изучена компетентность учителя физической культуры как важнейшее направление выполнения требований ФГОС.
Можно сделать вывод, что существующие подходы рассматривают физическую культуру в свете культурных, антропологических и системно-деятельностного подходов. Это приводит к обновлению содержания физического воспитания, которая направлена на формирование физической культуры личности учащихся. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю и зависит от его профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. В этом случае учителю важно использовать свои знания, умения, опыт, жизненные и нравственные ценности, интересы и склонности.
Решение проблемы развития профессиональной компетентности учителя возможно путем преодоления учителем собственных профессиональных барьеров и затруднений, избегая устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, в овладении новыми способами профессиональной самореализации, в приобретении способностей к самообучению, самоорганизации и саморазвитию. Учитель физической культуры, владеющий выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, искусством профессионального общения, педагогической технологией, способный взять на себя ответственность за решение поставленных задач, повысить уровень физической культуры учащихся, тем самым способствует развитию и улучшению общества в целом.
Список используемой литературы

Аржановский Д.А. Методика преподавания физической культуры в рамках реализации ФГОС. – М.: Феникс, 2014. – 922 с.
Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. - С. 142-144.
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2013. - 174 с.
Петунин О.В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. - С. 23-25.
Поташник М.М. Управление качеством образования. М., Наука, 2013. - 347 с.
Поташник М.М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., Просвещение, 2013. - 135 с.
Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 264 с.









13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 14215







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415