Конспект урока по литературному чтению на темуМ. Айтхожина. «Отчий край».Ф. Унгарсынова «Широкая степь»


Литературное чтение №2
Тема: М. Айтхожина. «Отчий край».Ф. Унгарсынова «Широкая степь»
Цели: 1) Познакомить учащихся с текстом стихотворения, провести работу по чтению и анализу произведения; восприятию и осмыслению содержания, темы и идеи отрывка; закрепить понятие «Отчий край»;
2) развивать выразительное чтение;
3) воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: портреты поэтесс М. Айтхожиной, Ф. Онгарсыновой. Картины художников содержанию стихотворений, кюй Курмангазы «Сары-Арка».
Ход урока
I.Организационный момент.II.Сообщение темы и цели урока.
Продолжаем знакомиться с произведениями казахстанских поэтов о просторах Казахстана.
III.Мотивация учебной деятельности.
Стихи, рассказы, романы о родной земле пишут поэты, писатели, художники создают прекрасные полотна, на которых изображены прекрасная земля, ее степи, реки, родники.
IV.Актуализация опорных знаний.
Проведем небольшую викторину. Вспомним произведения о Родине, о родных казахстанских просторах:
а)Родная степь, души моей прохлада,С тобой слились надежды и мечты...
б)Вся земля в проводах, космодромах, гектарах и станциях...
в)Не в широте степей твое величье.Ты мне близка иною красотой:
г)Взглядом край родной окинь -Всюду зелень, всюду синь!Видишь ели, словно мачты,Утром смотрят на восток.
V.Усвоение новых знании.1.Слово учителя. Марфуга Айтхожина стоит в одном ряду с такими великими казахскими поэтами, как Фарида Онгарсынова, Олжас Сулейменов и другие, а ее творчество известно далеко за пределами Казахстана.
М. Айтхожина - автор 20 поэтических сборников, лауреат Государственной премии.
Чтение стихотворения учителем.
Беседа на основе первых впечатлений:
-Мы знакомы со словом «тулпар».
Крылатый (или летящий) конь в казахской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.
Тулпар помещен на герб Республики Казахстан.
Какие времена сравнивает поэтесса?
Какая мечта волновала предков?
4.Чтение стихотворения.
а)чтение каждой строфы;
б)комментированное чтение.
-Мольба о влаге, терпя все притесненья, был с печалью ветер, край незнал счастливой доли.
-Теперь он, как батыр, узнавший волю:Над головой белеют облака,
И нет печали, нет тоски и боли.
5.Анализ стихотворения.
Что сравнивала автор? Прежнее время и новое.
Как мы поняли выражение: «В краю отцов остался след тулпара»?
Это выражение — скрытое сравнение (метафора).
Тулпар как символ счастливой и свободной жизни. ~~ Сравнение: «Чисты озера, как глаза сестры».
VI.Первичная проверка знаний и способов.
Какие чувства вложила поэтесса в стихотворение?
Почему к вершинам гор уходят деятельности тропы?
С чем сравниваются глаза сестры?
V. Продолжение работы над усвоением новых знаний.Знакомство с Фаридой Унгарсыновой, ее творчеством.
Чтение стихотворения учителем (варианты: подготовленными учащимися).
Словарная работа.
предки - древние предшественники по роду;
мираж - обманчивый призрак;
прозябание - жалкая, бедная жизнь.
Повторное чтение стихотворения учащимися.
Анализ произведения.
-Что делает стихотворение особенным, ярким?
-Ритм. Реально ощущается и бег коня по широкой степи, и свист ветрав ушах, свист погони.
Что можно сказать о героях стихотворения?
Они молоды, скорее всего, это парень и девушка.
Какие чувства они испытывают?
Ощущение воли, простора, счастья.
VI.Первичная проверка знаний и способов деятельности.
Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?
Как вы поняли выражения: «кровь предков не молчит», «скука про-зябанья»?
С чем сопоставляется степь?
В чем смысл выражения «Свой хлеб разделим с чайками»?
VII.Закрепление знаний.
Сравнить два стихотворения. Главная мысль стихов. Что общего и в чем различие?
Выразительное чтение стихотворений.
Работа с заданиями учебника.
Просмотр картин художников или слайдов с изображением степи.
5.Прослушивание кюя Курмангазы «Сары-Арка».4. Работа в тетради.
Сопоставление с пейзажем в тексте.
VIII.Рефлексия. Устные высказывания.
Мне показалось, что стихотворение очень грустное...
Понравились красивые выражения в тексте.
Сегодня я почувствовал...
Мне хотелось тоже лететь на коне по степи.
IX.Домашнее задание.Выразительное чтение стихотворения.