Технологическая карта Анализ стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро

Технологическая карта урока «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Класс: 6
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. П. Полухина, В. Я. Коровина и др.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: помочь учащимся понять идею, замысел автора, почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка лирического произведения
Задачи урока: 1.Продолжить знакомство с пейзажной лирикой Пушкина 2. Развивать навыки анализа лирического произведения 3 Продолжить работу по формированию личностных, регулятивных, познавательных учебных действий и коммуникативной культуры через групповую и самостоятельную работу
Планируемые результаты:
1 Предметные: совершенствование навыков выразительного чтения, умения работы с текстом, умение анализировать языковые и выразительные средства речи
2 Метапредметные:
- познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, анализировать и классифицировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений
- коммуникативные: строить устный монологический ответ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, быть готовым слушать собеседника и вести диалог, уметь работать индивидуально и в группе
- регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль
3 Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые
действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

1 Постановка цели и задачи урока (5 мин)


Предлагает рассмотреть репродукции картин (Юон «Конец зимы» и др), включает музыку (Н. В. Свиридов «Зима»)
Просит выдвинуть предположение о теме урока
Рассматривают репродукции, слушают музыку, выдвигают предположения, формулируют тему и цель урока
Умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками
Слушать, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения
Контролируют правильность ответов обучающихся
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу

2 Работа над содержанием и смыслом текста (35 мин)


1.Организует работу по первичному чтению стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» заранее подготовленным учеником.
Организует обсуждение степени выразительности чтения
2 Организует выступление обучающегося по истории создания стихотворения












3 Организует словарную работу в парах, раздаёт распечатанную словарную статью







4 Организует работу в группах по выяснению роли выразительных средств языка в поэтическом тексте
( 5 строф – 5 групп)
Наблюдает за работой групп
Проводит проверку работы
Обеспечивает активное слушание во время проверки
Заранее подготовленный обучающийся читает, весь класс во фронтальном режиме слушает текст стихотворения, обсуждает степень выразительности чтения




Заранее подготовленный обучающийся рассказывает историю создания стихотворения, класс слушает










Находят толкование слов:
Аврора -
Нега -
Мгла -
Лежанка –






Объединяются в группы для выполнения задания:
1 Выразительное чтение своей строфы стихотворения
2 Анализ выразительных средств ( эпитетов, сравнений, олицетворений, антитез, обращений) и их роль в определении темы и идеи произведения
Совершенствование навыков выразительного чтения
Анализировать степень выразительности чтения







Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря)

Совершенствование навыков выразительного чтения, умения работы с текстом
Анализировать выразительные средства речи, структурировать знания.
Осознанное построение речевого высказывания








Взаимодействуют с учителем и одноклассниками












Взаимодействуют с учителем и одноклассниками














Взаимодействуют с учителем и друг с другом









Взаимодействуют с учителем и друг с другом
Слушать и слышать друг друга
Понимать на слух текст стихотворения









Слушать и слышать друг друга
Строить монологическое высказывание











Сотрудничать, обеспечивать бесконфликтную работу в парах







Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Уметь формулировать собственное мнение и позицию
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Оценивают выразительность чтения стихотворения











Осуществляют самоконтроль понимания текста выступления













Планируют и выполняют свои действия в соответствии с поставленной задачей






Анализируют и контролируют правильность ответов в группе
Осуществлять контроль и взаимоконтроль












Принимать и сохранять учебную цель и задачу
Осуществлять самоконтроль











Осуществлять контроль и самоконтроль









Осуществляют контроль и самоконтроль
















3 Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание (5 мин)

1 Просит закончить предложения:
- Для меня было сложным
- Мне понравилось

2 Объясняет домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть (для всех)
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (добровольно)
Заканчивают предложения, высказывают свои впечатления от урока





Записывают домашнее задание, задают вопросы на понимание

Взаимодействуют друг с другом, с учителем







Взаимодействуют с учителем
Строить монологическое высказывание, умение слушать и слышать друг друга




Умение слушать и слышать друг друга
Анализируют и оценивают результат своей деятельности






Принимают цель, содержание и способы выполнения задания
Оценивать и осмысливать свою деятельность на уроке





Принимать цель, содержание и способы выполнения задания












15