УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина Зимнее утро


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Лингвистический анализ
стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Руководитель проекта: Камардина С.М.
МБОУ СОШ №46, г.Воронеж
2016/2017 учебный год
Содержание.
Введение.
Методический паспорт проекта.
Описание проекта.
Заключение.
Приложения.
Методический паспорт проекта
Название проекта - «Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро».
Разработчик проекта – Камардина Светлана Михайловна.
Название образовательного учреждения –МБОУ «СОШ №46 г.Воронежа».
Год разработки учебного проекта –2016/2017 учебный год.
Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности уч-ся.
Проблемная ситуация -
дать учащимся возможность в процессе исследовательской деятельности почувствовать душевное состояние поэта, проследить развитие чувствёё, звучности стиха; подвести к пониманию того, что это достигается не только общей красотой русского языка, но и фонетической организацией стиха; вызывать желание вслушиваться в стихотворение, задумываться над значением слов и образов.
Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся
углубить свои знания при знакомстве с лирическим произведением и усовершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;
познакомиться с различными способами познания нового;
овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности, в процессе которой отрабатывать навык правильного, плавного, выразительного чтение, пополнять активный и пассивный словарный запас путем введения в лексикон новых слов на основе осмысления их семантики и этимологии;
Цель проекта – представить свои исследования в разнообразной форме (лингвистический анализ поэтического текста, построенный по определенной модели, выставка рисунков, конкурс чтецов), позволяющей использовать эти результаты в учебной и внеурочной деятельности.
Задачи-этапы-способы решения –
Изучить литературный материал с позиции поставленной цели.
Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся.
Провести анализ набранного материала, систематизировать его.
Представить результаты работы в виде презентации, рисунков, лингвистического анализа стихотворения, конкурса чтецов.
Презентовать оформленный материал перед аудиторией.
Форма организации детей – индивидуальна и групповая работа.
Ведущая деятельность – поисково – исследовательская.
Сфера применения результатов –изучение русской поэзии на уроках литературы.
Используемые технологии – создание печатной и электронной версии работы.
Форма представления проектной деятельности – мультимедийная презентация, отчет проектантов, выставка рисунков, конкурс чтецов.
Способ объединения результатов на презентации –отчет.
Виды презентации – компьютерно - демонстрационный.
Класс и возраст детей – 2 класс (8 лет)
Количество участников – 2 ученика.
Предметная область – литература.
Время работы  - 1 месяц.
Режим работы – внеурочный.
Техническое оснащение –
Компьютер для обработки материала.
Фотоаппарат для фиксации этапов работы.
Учебно-методическое оснащение –
Учебные и справочные пособия.
Кадровое оснащение – классный руководитель, библиотекарь.
Описание проекта.
Введение
Звягина Алина.
- Зима в этом году выдалась чудесная: морозная, снежная. Часто приходилось любоваться ее красотой. Всё напоминало поэтические строки о чудесной зимней природе: "Чародейкою зимою околдован лес стоит", "Белая береза под моим окном...", "Поет зима, аукает...". И я задумалась: как поэтам удалось так точно, так красиво выразить в стихах свои чувства? Поделилась своими мыслями с Викой и со Светланой Михайловной. Вместе мы прочитали много стихов о зиме. Особенно понравилось стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро". Захотелось вникнуть в него, прикоснуться к творчеству великого поэта, окунуться в самую глубину его стихов.
Основная часть.
- "Зимнее утро" написано в 1829г. по воспоминаниям, навеянным пребыванием Пушкина в селе Михайловском во время ссылки. Уже первое чтение стихотворения дает возможность почувствовать восхищение поэта красотой зимнего утра, его ничем не омраченное радостное и бодрое настроение. Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает его жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть зимнего утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка...
3256354819152476576835
Девочки читают стихотворение вслух по очереди.
Словарная работа(практикум).
Карточки:
прелестный, сомкнуты, нега, взоры, Аврора, мгла, янтарный
- Подберите однокоренные слова к слову нега(нежный, нежиться, нежность- г//ж)
- Синоним к слову взор(взгляд).
- От какого слова образовалось слово янтарный?(янтарь)
-Когда мы говорим янтарный цвет, то что подразумеваем?(желтый или оранжевый).
3114704852170-133985852170-Почему Пушкин использует именно слово янтарный? (янтарь-солнечный прозрачный камень. Именно таким представлялся поэту солнечный блеск в это зимнее утро).
Анализ стихотворения по строфам.
- Итак, в стихотворении 5 картин - строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности. Понаблюдаем за этим. Читаем 1-ю строфу.
- Что в ней нарисовано? Какой художественный образ создан поэтом?
Опорные слова:
1-я строфа
Художественный образ, пробуждает, разделить, радость общения, прекрасная природа.
( В 1-й строфе нарисован художественный образ "Мороз и солнце". Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой.)
- Кто такая Аврора? Заглянем в мифологический словарь.(Аврора - мифическая богиня утренней зари).
- Какие тропы использует поэт в данной строфе?
Средства художественной выразительности(тропы)
Эпитет метафора сравнение
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
- Эти слова красивы по смыслу? А по звучанию? Какими звуками передает поэт чувство радости, любви, восхищения?(В этой строфе много гласных звуков - открытых о,а,э. Они и создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет...
- Каким тоном будем читать эту строфу?(Задушевным, милым, нежным)
- На какие слова и фразы будет падать логическое ударение? Где необходимо сделать паузы? Давайте составим партитуру этой строфы.
|
Мороз и солнце;|| день чудесный!||Еще ты дремлешь,| друг прелестный -||
Пора,| красавица, проснись:||Открой сомкнуты негой взоры,||Навстречу северной Авроры,|Звездою севера явись!||Связный рассказ - анализ строфы.
В стихотворении 5 картин - строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности.
В 1-й строфе нарисован художественный образ "Мороз и солнце". Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой. Называет подругу красавицей , сравнивает ее с северной звездой и предлагает встретить Аврору - богиню утренней зари.
В строфе используются эпитеты, метафоры, сравнения: чудесный, прелестный, сомкнуты негой, сомкнуты негой.
Эти строки красивы не только по смыслу, но и по звучанию. Гласных звуки - о,а,э создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет...
Выразительное чтение строфы.
2-я строфа
Словарь:
вечор значение(словарь устаревших слов)
мгла
мрачные
нынче -значение(словарь устаревших слов, подбор синонимов)


№п/пПлан анализа поэтического текста. Опорные слова и выражения.
1. На какой картине сосредоточено внимание поэта? 2. Какие зимние образы рисует поэт? Напоминают ли они ему одушевленные предметы? "вьюга злилась", "на мутном небе мгла носилась", "луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела"
3. При помощи чего поэту удается оживить эти образы? Использование метафор "злилась", "носилась", эпитетов "бледное", "мрачное".
4. Какое настроение создают эпитеты и метафоры в этой строке? 5. Звукопись строфы у,с,з,ч6. Какой оттенок вносят в содержание слова вечор ты помнишь? Настроение тревоги, переживания, страх позади, вьюга была вчера и прошла, забота о любимом человеке.
7. Почему поэт прервал речь, ограничиваясь одним словом нынче? Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью.
8. Составление партитуры строфы. Расставьте логические ударения и паузы, подчеркните особенно важные слова и фразы.
9. Связный рассказ - анализ строфы. Проводится под руководством ведущих экспертов.
10. Выразительное чтение строфы - подготовка к конкурсу чтецов. Проводится под руководством ведущих экспертов.
Связный рассказ - анализ строфы.
Внимание поэта сосредоточено на картине вчерашнего вечера. Поэт рисует зимние образы "вьюга злилась", "на мутном небе мгла носилась", "луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела". Они напоминают ему одушевленные предметы. Это олицетворение. Поэту удается оживить эти образы при помощи метафор "злилась", "носилась", эпитетов "бледное", "мрачное". Эпитеты и метафоры в этой строке создают мрачное и тревожное настроение. Оно усиливается звукописью строк. В них словно слышится завывание вьюги. Лишь слова вечор ты помнишь дают понять, что настроение тревоги, переживания, страха позади, вьюга была вчера и прошла. Поэт прервал речь словом нынче. Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью.

3-я строфа
Словарь:
Великолепными, иней(значение, подбор синонимов).
Слайд 22
№п/пПлан анализа поэтического текста. Опорные слова и выражения.
1. Какие картины рисует поэт? 2. С помощью каких тропов поэт делает их особенно запоминающимися? Эпитеты: голубыми, великолепными, прозрачный.
Метафоры: лежит коврами, лес чернеет, речка блестит.
3. Как поэт передает красоту природы в изображаемых картинах? Лес, не заслоняет собой, ослепительная красота, морозное утро, блеск снега и речки.
4. Для чего, картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной зимнего утра? Контраст(противопоставление).
5. Звукопись строфы и отражение настроения поэта. Обилие гласных, простор их звучания, красота пейзажа.
6. Партитура строфы. Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения.
7. Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение. Связный рассказ-анализ строфы.
В 3-ей строфе поэт рисует чудесные картины зимнего утра. Поэт делает их особенно запоминающимися с помощью эпитетов: голубыми, великолепными. Лес не заслоняет собой ослепительной красоты морозного утра, блеск снега и речки. Картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной зимнего утра, чтобы подчеркнуть контраст между настроением тревоги и радости. Звукопись строфы отражает настроение поэта. Обилие гласных, простор их звучания подчеркивают красоту пейзажа.
4-я строфа.
Словарь:
Значение слов: янтарный, озарена(подбор синонимов), запречь.
№п/пПлан анализа поэтического текста. Опорные слова и выражения.
1. Можно ли сказать, что 4-я строфа дополняет 3-ю? Дополняет, оттеняет, блеск морозного утра, проникает в комнату.
2. Для чего поэт использует эпитет веселый треск? Уют, домашнее тепло.
3. Звукопись двух первых строк.
Художественная ценность народных слов кобылка, запречь. Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Передают безмятежное состояние души поэта.
4. Партитура строфы. Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения.
5. Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение. Связный рассказ-анализ строфы.
4-я строфа дополняет 3-ю, как бы оттеняет блеск морозного утра, которое проникает в комнату. Поэт использует эпитет веселый треск, чтобы передать ощущение уюта и домашнего тепла. Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Они передают безмятежное состояние души поэта. Народные слова кобылка, запречь помогают догадаться, что действие происходит в отдаленной русской деревне, которую так любил поэт.
5- я строфа.
Словарь:
Предадимся - значение,
нетерпеливого - подбор синонимов.
№п/пПлан анализа поэтического текста. Опорные слова и выражения.
1. Что рисует поэт в последней строфе? Ожидаемая прогулка, места, близкие и милые сердцу поэта.
2. Какие тропы дают возможность понять, что прогулка эта желанная для поэта. Метафора: предадимся,
Эпитеты:нетерпеливого, милый
3. Что можно сказать о выражении друг милый? Ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку.
4. Особенности звукописи строфы. Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта.
5. Партитура строфы. Постановка в тексте строфы логических ударений и пауз, выделение особо важных слов и фраз, определение тона чтения.
6. Связный рассказ-анализ по плану и выразительное чтение. Связный рассказ-анализ строфы.
В последней строфе поэт рисует ожидаемую прогулку, места, близкие и милые его сердцу. Метафора: предадимся, эпитеты: нетерпеливого, милый
дают возможность понять, что прогулка эта желанна для поэта. Выражение друг милый передает ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку. Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта.
Полный лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро".
В стихотворении 5 картин - строф, и в каждой из них поэт выражает особые чувства, используя различные художественные средства выразительности.
В 1-й строфе нарисован художественный образ "Мороз и солнце". Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой. Называет подругу красавицей , сравнивает ее с северной звездой и предлагает встретить Аврору - богиню утренней зари.
В строфе используются эпитеты, метафоры, сравнения: чудесный, прелестный, сомкнуты негой, сомкнуты негой.
Эти строки красивы не только по смыслу, но и по звучанию. Гласных звуки - о,а,э создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные с и з дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет...
Внимание поэта сосредоточено на картине вчерашнего вечера. Он рисует зимние образы "вьюга злилась", "на мутном небе мгла носилась", "луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела". Они напоминают ему одушевленные предметы. Это олицетворение. Поэту удается оживить эти образы при помощи метафор "злилась", "носилась", эпитетов "бледное", "мрачное". Эпитеты и метафоры в этой строке создают мрачное и тревожное настроение. Оно усиливается звукописью и строк. В них словно слышится завывание вьюги. Лишь слова вечор ты помнишь дают понять, что настроение тревоги, переживания, страха позади, вьюга была вчера и прошла. Поэт прервал речь словом нынче. Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью.
В 3-ей строфе поэт рисует чудесные картины зимнего утра. Поэт делает их особенно запоминающимися с помощью эпитетов: голубыми, великолепными. Лес не заслоняет собой ослепительной красоты морозного утра, блеск снега и речки. Картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной солнечного зимнего утра, чтобы подчеркнуть контраст между настроением тревоги и радости. Звукопись строфы отражает настроение поэта. Обилие гласных, простор их звучания подчеркивают красоту пейзажа.
4-я строфа дополняет 3-ю, как бы оттеняет блеск морозного утра, которое проникает в комнату. Поэт использует эпитет веселый треск, чтобы передать ощущение уюта и домашнего тепла. Гласные а,у особенно напевны в этой строфе. Они передают безмятежное состояние души поэта. Народные слова кобылка, запречь помогают догадаться, что действие происходит в отдаленной русской деревне, которую так любил поэт.
В последней строфе поэт рисует ожидаемую прогулку, места, близкие и милые его сердцу. Метафора: предадимся, эпитеты: нетерпеливого, милый
дают возможность понять, что прогулка эта желанна для поэта. Выражение друг милый указывает на ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку. Гласные и,э,а,ы в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта.
-240532-82553065145-8255
Семинар для участников конкурса чтецов. В ходе семинара участники проекта советуются и дискутируют друг с другом, читают стихотворения , обсуждают содержание выставки рисунков. Семинар проводится под руководством эксперта: Звягиной Алины.
-3359151352552981325145415
2938957-231140-389255-231140
Выставка рисунков "Люблю ее снега".
-272415361315
Конкурс чтецов " Суровою зимой я более доволен..."
- Много разных чувств было испытано поэтом и передано в стихах: любовь, желание, страсть, тоска, стремление к свободе, или мечта о ней, восхищение красотой родной природы.
Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин никогда не терял надежды на лучшее, даже когда томился в неволе или тосковал по любимым лицейским друзьям. Неизменный заряд бодрости получал он от природы. Михайловские рощи, поля Болдина, парк Павловского не только несли утешение от тревог и боли, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.
В конкурсе представлены произведения А.С. Пушкина:
"Опрятней модного паркета..."- читает Гунина Дарья.
"Зима! Крестьянин торжествуя..."- читает Седоплатов Артем.
"Вот север, тучи нагоняя ..."- читает Смирнова Юлия.
"Теперь моя пора..."(Отрывок из стихотворения "Осень")- читает Пилюгина Алена.
"Зимняя дорога" - читает Казаков Денис.
Отрывок из повести "Капитанская дочка" (мелодекламация под музыку Г.Свиридова "Зимняя дорога") - читает Рогов Кирилл.
"Зимний вечер" - читает Иванников Алексей.
"Бесы" - читает Галкина Анна.
"Зимнее утро" - читают Звягина Алина и Палагина Виктория

-31496052000152959735520019229705302722880-3149452722880-3067054044952970530404495
29813254595495-2832104595495-282752395870
В процессе нашей работы над проектом мы прикоснулись к творчеству великого поэта и убедились в том, что только человек, горячо любящий свою родину, родную природу, ее красоту, способен написать светоносные строки: "Мороз и солнце; день чудесный!..."